В Петербурге по итогам 2020 года из-за ситуации с коронавирусом и введения ограничительных мер на 30% сократилась выдача трудовых патентов. Многие мигранты покинули город во время начала пандемии. Речь идет о 60-70 тыс. человек, которые официально были трудоустроены.
Отток рабочей силы заметили практически все сферы городской экономики. Например, строительные компании почувствовали нехватку приезжих, когда прекратилось авиасообщение со странами СНГ. Из-за этого в России разработали специальный алгоритм по привлечению трудовых мигрантов, Петербург одним из первых регионов начал эту работу. На данный момент власти города одобрили уже 10 заявок на приезд 5 тыс. мигрантов.
«Отток мигрантов был, но те меры, которые ввело правительство Санкт-Петербурга, смогли удержать ситуацию — ни одна стройка не была остановлена во время ограничительных мер», — рассказал директор Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр трудовых ресурсов» Алексей Чистяков.
Информацию об оттоке приезжих подтверждают представители бизнеса.
«Мы столкнулись с ситуацией, что какая-то часть внешних мигрантов уехала, часть внутренних — вернулась в родные города. Самый большой отток зафиксировали в Петербурге и Москве», — пояснила руководитель отдела рекрутинга компании igooods Станислава Ребонен.
Многие мигранты хотят снова приехать в Россию, но не могут этого сделать из-за малого количества чартерных рейсов и высокой стоимости билетов.
«Сейчас очень большая проблема в кадровом дефиците. Если говорить про мигрантов, то они после закрытия ресторанов в прошлом году, перешли работать в ритейл, кто-то стал курьерами, кто-то уехал домой, многие не вернулись обратно», — уточнила ресторатор, куратор Международной профессиональной академии туризма по ресторанному направлению Анна Сотникова.
Сейчас в городе официально трудятся 180-190 тыс. мигрантов. Чаще всего в Петербург приезжают из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении, Азербайджана. Лидерами по внутренней миграции являются регионы Северо-Западного федерального округа.
«Представители северных городов предпочитают приезжать в Санкт-Петербург из-за близости климата. Едут со всей России. Люди приезжают, влюбляются в город и принимают решение переехать. Это касается любых возрастов. Граждане стран СНГ смотрят, где лучше, теплее и хорошо платят», — отметил Чистяков.
Средний уровень зарплат у приезжих в Петербурге — 50 тысяч рублей. Рабочие на стройках зарабатывают до 100 тысяч рублей, грузчики — до 70 тысяч рублей.
После приезда в Петербург мигранту нужно легализоваться в городе: пройти медицинское освидетельствование, подготовить документы, а также сдать экзамены на знание русского языка и знание основных законов.
«Когда у иностранного гражданина есть этот пакет документов, он может дальше обратиться в уполномоченную организацию от управления по вопросам миграции МВД и через какое-то время получить трудовой патент. В 2020 году в Петербурге выдали 164 тыс. патентов, в 2019 году их было больше — 237 тыс», — рассказал руководитель проектов Единого миграционного центра (ООО «Бронка Групп») Владимир Лаврухин.
Документы оформляются в течение 20-30 дней. Для восстановления миграционного рынка труда в Петербурге необходимо сократить срок получения документов, уверена учредитель группы компаний «Мимино» Анна Сапрыкина. По словам Алексея Чистякова, сейчас для этого делается всё необходимое.
В последнее время число мигрантов, которые обращаются в ЕМЦ, увеличивается. В городе действуют несколько консультационных пунктов — один из них в аэропорту Пулково. Там приезжие могут получают информацию о правильном оформлении документов, вакансиях, поиске работы, трудоустройстве. Эта услуга бесплатна.
«Наша цель — сделать так, чтобы было как можно меньше посредников. В этой прослойке посредников рождается подделка документов и другой негатив с иностранной рабочей силой», — пояснил директор «Центра трудовых ресурсов» Алексей Чистяков.
В Петербурге также действует программа адаптации детей мигрантов. Детям рассказывают, как принято вести себя на улице, дома и в школе, общаться со сверстниками.
«Сейчас за мигрантов борются большинство стран. Та работа, которую выполняют Единый миграционный центр и «Центр трудовых ресурсов», нам необходима, чтобы мигранты приезжали и могли себя спокойно чувствовать», — уверена управляющий партнер компании «Альянс-Трудовая Миграция» Светлана Юрьевна Демчич.
Петербургские компании вкладывают немалые деньги для привлечения мигрантов к работе в нынешних условиях. По словам Светланы Демич, социально-ответственный бизнес обеспечивают мигрантов проживанием, хорошей заработной платой, официальным оформлением.
«У многих людей, которые хотят сюда приехать, просто нет денег. Многое осложняется тем, что человек после прибытия в Петербург должен сделать себе документы. Он не может работать в течение 20-30 календарных дней. В это время работодатель обязан его обеспечивать. Это социальная ответственность», — пояснила исполнительный директор ГК «Мимино» Варвара Никифорова.
Самой большой проблемой для работодателей при трудоустройстве мигрантов является неспособность проверить документы иностранцев на их легальность, подчеркнула управляющий партнер компании «Альянс-Трудовая Миграция» Светлана Юрьевна Демич.
«С иностранцами вообще всегда сложности: сначала его надо найти, потом проверить документы, потом с ним договориться. Но если ты всё это сделал, это золотой человек», — уверена она.
Еще одна проблема для мигрантов — это регистрация. «Мы не всегда можем гарантировать, что у человека она настоящая», — отметила Варвара Никифорова.
«Нужно сделать эту систему более прозрачной как для иностранцев, так и работодателей. Чтобы было понятно, что человек получил регистрацию, он есть в базе. Может быть нужно увеличить количество инспекторов, которые принимают эти документы. Тогда бы на эту госуслугу тратилось бы меньше времени», — считает учредитель группы компаний «Мимино» Анна Сапрыкина.
Она добавила, что петербуржцев нужно информировать о том, что для иностранных квартиросъемщиков нужно оформлять временную регистрацию — это безопасно для арендодателей.
«Это не означает, что иностранные граждане перепишут квартиру или повлечет за собой какие-то негативные последствия. Законодательно иностранец должен стоять на миграционном учете по месту фактического своего проживания», — уточнила Сапрыкина.
В условиях пандемии COVID-19 многим работодателям пришлось перестраивать работу с поиском новых сотрудников, проблема коснулась и трудоустройства мигрантов.
«Пришлось подстраиваться под новые условия рынка труда. Все предыдущие конверсии, практики и прочее, они потеряли свою актуальность. Я думаю, что все это ощутили», — сказала руководитель отдела рекрутинга компании igooods Станислава Ребонен.
С ней согласна совладелец Международной профессиональной академии туризма Алена Енова.
«Сейчас абсолютно меняется формат найма сотрудников. Мы должны себя презентовать. У нас конкуренция не только за клиента, но и за сотрудников. Мы ищем самородков, нам приходится себя предлагать и продавать, показывать, чем мы лучше. Это конкуренция», — отметила она.
По словам Еновой, у пандемии есть и другая сторона медали — многие процессы удалось перевести в онлайн.