Как Дорога победы спасла ленинградцев

7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград по Дороге Победы пришел первый спасительный поезд с большой земли.
13:59 ср, 05 февраля, 2020

7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград по Дороге победы пришел первый спасительный поезд с большой земли. Железнодорожная линия усилила возможности Красной армии после прорыва блокады, снабдила город продуктами и позволила сгруппировать силы для окончательного освобождения. О подвиге строителей и сотрудников легендарной Дороги победы в интервью Городу+ рассказала руководитель отдела по сохранению исторического наследия Октябрьской железной дороги Ирина Паршакова.

«Цель строительства дороги, как мы можем понять даже сегодня, была одна – спасти город, спасти умирающих людей. Однако эта часть исторического наследия блокадных лет, к сожалению, мало отразилась в массовом сознании. Только в 1984 году, через 40 лет после окончания блокады, строителям дороги и рабочим 48-й паровозной колонны особого резерва Наркомата путей сообщения присвоили звание участников Великой Отечественной войны. Не только красноармейцы, но и железнодорожники утерли нос фашистам. Они смогли победить врага под обстрелами и бомбежками, выполняя свою мирную работу», – говорит исследователь.

Дорога Жизни существовала с ноября 1941 года, но ее возможностей не хватало для минимального снабжения города. Было необходимо организовать более надежную сухопутную линию для связи с остальной страной. Это удалось сделать только после прорыва блокадного кольца 18 января 1943 года. Как только появилась возможность, Народный комиссариат путей сообщения СССР принял решение о строительстве железнодорожной трассы, связывающей Ленинград с большой землей по освобожденной территории вдоль Ладожского озера.

Трассу «Поляны – Шлиссельбург» спроектировали и начали прокладывать уже через пять дней после прорыва блокады. Конечно, сотрудники НКПС рассматривали все возможности заранее, поэтому 24 января 1943 года уже были забиты первые сваи в низководный мост через Неву. Строительство велось по льду: сваи вбивали в дно, но рельсошпальная решетка местами укладывалась прямо на замерзшую поверхность воды. Все понимали, что долго такой мост не продержится, но нужно было связать Шлиссельбург с большой землей и запустить движение в кратчайшие сроки.

«Конечно, прорвать кольцо блокады было очень важно психологически, но сама эта цель без дальнейших действий не имела бы смысла. Необходимо было сразу же наладить коммуникации с внешним миром. Использовались все доступные и недоступные технологии, средства и материалы, которые мы с вами сейчас не можем даже вообразить. Этот мост сами машинисты позже называли старой калошей, так как рельсы хлюпали, булькали и качались. Но все-таки поезда ходили, и железнодорожная связь была», – объясняет Ирина Паршакова.

Участок пути длиной в 33 километра был построен в рекордный срок – за 17 дней. Не стоит забывать, что работы шли на территории, которую враг удерживал почти два года. Прокладывать рельсы приходилось через бывшие укрепления и минные поля. Кроме того, дорогу строили не только профессиональные железнодорожники, но и не ушедшие на фронт местные жители – пожилые люди, молодые девушки, дети и подростки. Несмотря на свою физическую слабость, они работали наравне с мужчинами. Со 2 февраля, уже во время строительства, на отдельных участках начали запускать рабочие поезда.

Прибытие долгожданного первого поезда на Финляндский вокзал со станции Волховстрой произошло 7 февраля 1943 года в 12 часов дня. Встретить его собрался весь город. Люди шли пешком даже из отдаленных районов, чтобы поучаствовать в этом празднике надежды и освобождения. Железнодорожники тоже готовились к встрече с ленинградцами. Опасная, но почетная роль вести состав досталась самой отважной и заслуженной паровозной бригаде. Вагоны заполнили присланными со всего Советского Союза продуктами. В основном это были мука и сахар, но часть груза составил удивительный подарок, деликатес – 800 тонн сливочного масла. А на фронтоне паровоза красовался плакат: «Боевой привет шлет Родина героическому Ленинграду! Проклятие и смерть немецко-фашистским захватчикам, их государству, их армии, их новому порядку в Европе!».

«Прибытие собрало многотысячный митинг. На него пришли все, кто мог прийти. Первый поезд с большой земли – это, конечно же, мощный эмоциональный стимул, который позволил ослабевшему городу взять себя в руки и продолжить бороться. Это ключевой момент в истории снятия блокады Ленинграда. Подвиг железнодорожников позволил сконцентрировать силы. Как гласили агитплакаты: победа ковалась в тылу, катилась по рельсам и завершалась на фронте ударом штыка», – считает руководитель отдела по сохранению исторического наследия Октябрьской железной дороги.

Сперва для железнодорожного сообщения с Северной столицей использовался низководный мост. Но железнодорожники понимали, что, как только лед на Неве тронется, эта дорога станет опасной. Поэтому одновременно велось строительство более надежного, высоководного моста. Он располагался на 500 метров ниже по течению Невы и поднимался над уровнем воды на 8 метров. Его проект предусматривал в том числе разводные пролеты, которые впоследствии должны были пропускать большие суда.

1 марта 1943 года начальник Октябрьской железной дороги Борис Саламбеков подписал указ о создании паровозной колонны особого резерва НКПС для новой трассы – будущей Дороги победы. В колонну №48 «Шлиссельбург – Поляны» наравне с мужчинами вошли женщины и девушки. Они водили составы и даже работали кочегарами. Сам Борис Константинович неоднократно преодолевал путь вместе с ними, заменяя машинистов за регулятором паровоза.

Необходимо было также регулировать движение, контролировать расстояние между поездами и избегать столкновений. В нормальных условиях это обеспечивалось с помощью семафоров, но при строительстве Дороги победы возможности установить сигнальные приборы не было. Поэтому на путях организовали «живую блокировку». Через каждые два километра установили посты с землянками и телефонной связью. На них работали такие же молодые женщины – вчерашние девчонки. Во время движения поездов они зажигали ручные фонари и, закрывая огонек от вражеских наблюдателей своим телом, давали сигналы машинистам. Люди рисковали собой, чтобы провести поезд, доставить жизненно важные грузы в Ленинград.

«Каждый огонек на Дороге победы – человеческая судьба. Сегодняшними понятиями этот подвиг не объяснить. Совершить его позволила исключительно сила духа. Эти 17-летние девочки хотели помочь хоть чем-то. Их ставили кочегарами на холоде под прямым обстрелом, и никто не отказывался, не просился перевестись на более безопасную работу. Они погибали от фашистских пуль и попадания артиллерийских снарядов. Часто после попадания паровозы и вагоны падали. Из турного вагона выходила сменная бригада. Они ставили состав на рельсы, брали с собой погибших и раненых и продолжали движение. Поезда шли без остановки», – рассказывает Ирина Паршакова.

Роль железнодорожников в истории снятия блокады Ленинграда до сих пор оценена не в полной мере. Каждый день они бесстрашно выходили в зону прямого обстрела. Они не были бойцами, но именно их мирный труд позволил сгруппировать военные силы Ленинградского фронта и нанести решающий удар по неприятелю. В 1984 году сотрудников Дороги победы приравняли к участникам ВОВ. Чуть позже был сформирован Совет ветеранов Дороги победы, который обнаружил и установил в качестве памятников первые паровозы, вышедшие на рельсы 7 февраля 1943 года. Один из них стоит на станции Волховстрой, а второй – на станции Петрокрепость. Петербургские железнодорожники по сей день очень ценят и берегут свою историю и стараются передать ее каждому новому поколению своей профессии.

Поделиться в соцсетях