Животные и птицы, сталкиваясь с городской средой, нередко попадают в беду, выбраться из которой самостоятельно не могут. Выручают представителей фауны неравнодушные горожане – по статистике службы спасения животных «Кошкиспас», только за первые шесть месяцев 2019 года к ним поступило 1305 заявок от петербуржцев с просьбой помочь птице или зверю. Эта цифра за последние два года выросла в четыре раза. Для сравнения – за весь 2017 год в службу поступило 795 заявок, 487 из которых завершились спасением чьей-то жизни.
Несмотря на то, что большинство обращений связаны с просьбой вызволить из труднодоступного места домашнюю кошку или собаку, дикие птицы и звери тоже оказываются в бедственном положении. Они попадают под машины, застревают в вентиляционных шахтах или оказываются живой «игрушкой» в руках безответственных владельцев. Им также требуется профессиональная помощь.
На фоне повышенного интереса и внимания к правам животных петербуржцев неприятно удивила недавняя новость о том, что благотворительный фонд «Центр реабилитации и реинтродукции диких животных «Сирин» перестал принимать на реабилитацию птиц и зверей. Посты с такой информацией появились в социальных сетях проекта 26 июня. «Работать с государственной собственностью мы более не можем», - отметили представители организации.
Как сообщили Городу+ в пресс-службе городского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, центр «Сирин» продолжает ухаживать за поступившими ранее постояльцами и принимает новых, но не массово. У комитета существует соглашение о сотрудничестве с фондом, которое действует до сих пор. Например, несколько дней назад представители ведомства передали специалистам фонда несколько птиц, нуждающихся в лечении и выхаживании. «Сотрудники «Сирин» теперь более обстоятельно оценивают каждый конкретный случай и принимают решение о принятии нового «пациента». Кроме того, они по-прежнему могут оказать помощь дистанционно или посоветовать, в какую организацию и к каким специалистам обратиться», - подчеркнули в комитете по природопользованию.
В Северной столице работает еще один центр помощи братьям нашим меньшим – карантинный центр диких животных «Велес». Город в лице комитета по природопользованию сотрудничает и с этой организацией. В настоящий момент в процессе подписания находится многостороннее соглашение, участие в котором принимают не только комитет и «Велес», но и управление ветеринарии по Санкт-Петербургу, местное управление МЧС и комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области.
Безвозмездно принимают к себе представителей дикой фауны государственные зоопарки. Однако происходит это только в тех случаях, когда животное полностью здорово и для его содержания есть надлежащие условия. Поскольку ресурсы городского зоосада ограничены, то принять учреждение готово немногих. Как правило, происходит это уже после того, как зверь прошел лечение в руках квалифицированных ветеринаров.
Попадает в эти самые руки пострадавшее животное не через запрос в соцсети, а через комитет по природопользованию и профессиональных спасателей. Лучшее, что может сделать обычный гражданин для зверя, угодившего в беду, это обратиться в службу спасения или к сотрудникам природоохранного комитета. Животное рекомендуется не трогать, не пугать и не ловить. По возможности необходимо сделать геотег на карте, зафиксировать все на фото или видео, наблюдать и ждать приезда специалистов. Такие действия оказываются гораздо эффективнее постов в сети или «самолечения» по советам экспертов из интернета.
«Не стоит забывать о том, что все обитатели дикого животного мира в России – это собственность государства. Самовольное изъятие птиц и зверей, а также причинение вреда, даже по незнанию и неосторожности, может повлечь за собой серьезную административную ответственность», - обращают внимание на правовую сторону вопроса в комитете по природопользованию Смольного.
Кроме того, желание помочь животному самостоятельно может обернуться проблемами со здоровьем, ведь обитатели дикой природы переносят инфекции и паразитов. К примеру, в начале июня одна петербургская семья подобрала на улице детеныша куницы и попыталась оказать ему помощь самостоятельно. К государственным инспекторам животное попало с признаками нарушения здоровья – у маленькой куницы оказались глисты и отклонения, вызванные ненадлежащими условиями содержания.
Нередки случаи, когда помощь специалистов вовсе не требуется. Например, повзрослевшие птенцы – слетки – привлекают к себе внимание, пищат и не могут взлететь обратно в гнездо. На самом деле они проходят естественный этап взросления и находятся под присмотром родителей. Принесенные домой или в ветклинику, такие птенцы теряют связь с родителями и с большей вероятностью могут не выжить. Комиссары комитета компетентны в этом вопросе – если они принимают решение не брать животное из естественной среды обитания, значит реальной опасности нет.
Как правило, настоящая помощь требуется животным, которых используют для фотографирования в туристических местах, детенышам, оставшимся сиротами, тем, кто угодил в западню и был выброшен на улицу безответственными хозяевами. Чтобы помощь точно дошла до зверей и птиц, необходимо позвонить по круглосуточному телефону «112» или обратиться в комитет по природопользованию Петербурга по номеру: (812) 417-59-28.