Историк Виталий Рыстов: Никто не отправлял людей в Валаамский дом инвалидов насильно

Историки в студии Города+ продолжают развенчивать распространенные мифы о блокадных и послевоенных годах в Ленобласти.
12:22 пн, 25 марта, 2019

Историки в студии Города+ продолжают развенчивать распространенные мифы о блокадных и послевоенных годах в Ленобласти. Недавно в нескольких крупных СМИ появилась информация о том, что после окончания Великой Отечественной войны инвалидов из Москвы и Ленинграда принудительно отправили на остров Валаам. По словам журналистов, это было сделано «в подарок» к юбилею Иосифа Сталина, «чтобы не портить облик социалистической страны». Краевед, издатель альманаха «Сердоболь» и уроженец Валаама Виталий Рыстов рассказал, как появились эти слухи, почему они неверны и что происходило в Валаамском доме инвалидов на самом деле.

«Вокруг Валаамского дома инвалидов огромное количество мифов и домыслов. «Эксперты» рассказывают, что всех инвалидов войны из двух столиц вывезли буквально за одну ночь в 1949 или 1950 году. Я, как краевед своей малой родины, могу сказать, что это не имеет отношения к истории, а скорее связано с идеологическим заказом. В некоторых фильмах очевиден посыл, что жуткая и ужасная власть взяла и засунула всех слабых неизвестно куда и, главное, неизвестно зачем. Я понимаю, что есть идеологическая борьба, правые и левые, но давайте не трогать покалеченных людей и не спекулировать на этом», – утверждает исследователь.

Виталия Рыстова так возмутил этот слух, что он посвятил изучению архивов несколько месяцев и выпустил на эту тему целый номер своего альманаха и книгу «Ладожские острова». По его словам, он не тягается с огромными телекомпаниями, но все-таки хочет донести истинную историю до как можно большего числа людей. В подтверждение каждого своего слова он готов привести копии настоящих документов Министерства социального обеспечения Карело-Финской советской республики из Государственного архива Петрозаводска. Многие из них находятся в интернете в свободном доступе, другие он нашел и отсканировал сам.
 

Дом инвалидом на острове Валаам просуществовал всего 34 года: с 1950 по 1984 год. В статьях, фильмах и видеороликах, смакующих страшные подробности из жизни учреждения, даже эти даты указаны неверно. Одни источники сообщают, что лишившихся конечностей людей сослали на остров уже в 1949 – к 70-летию Сталина. Другие пишут, что процесс репрессий длился целое десятилетие, начавшись только в 1953 году. Это доказывает, что обвинители недостаточно глубоко погрузились в историю, чтобы делать какие-то выводы.

К тому же, дом инвалидов был рассчитан всего на тысячу человек. Он бы не вместил всех пострадавших в кровопролитной войне людей, даже если бы такая цель действительно была поставлена. В архиве Петрозаводска краевед обнаружил бюджетные документы о количестве содержавшихся в интернате людей, заботившегося о них персонала и выделявшихся на них средств.

«Ознакомившись с бюджетом, можно сделать вывод, что условия там были не идеальные, но хорошие. В 1957 году там жило 856 человек, а медицинского, административно-хозяйственного и кухонного персонала было 218 человек. На питание выделялось 2 миллиона 573 тысячи рублей в год – большие по тем временам деньги. К тому же, указаны расходы на учебные, просветительские и культурно-развлекательные мероприятия. Подопечных учили профессиям, 108 раз за год им проводили киносеансы, раз в месяц показывали спектакли, а трижды в год к ним на гастроли привозили известных артистов», – зачитывает документы Виталий Рыстов.

Все эти условия жизни совсем не напоминают концлагерь, рудник или пыточную камеру. В среднем на 4-5 людей с ограниченными возможностями здоровья приходился один соцработник – неплохие показатели даже для современности. Не страдали подопечные и от холода: к бюджету приложен список из 35 наименований закупленной зимней одежды на сумму 495 тысяч рублей. Конечно, большую часть пособия по инвалидности, как и сейчас в некоторых учреждениях, люди отдавали дому в счет своего содержания. Но 25% своей пенсии они получали на руки, а работающие также обеспечивались достойной зарплатой.

«Еще один обман – говорить, что люди отправлялись буквально в чистое поле на дикую природу. В 50-х годах Валаам уже давно был обитаем, и там была необходимая инфраструктура. Конечно, там еще не было канализации, что на городского туриста могло произвести гнетущее впечатление, но тогда и в селах было так. У дома было подсобное хозяйство, где выращивали овощи и скот. И даже были предусмотрены детские ясли, так как люди иногда создавали семьи, уходили из дома инвалидов и становились жителями поселка. Таких поселенцев я в детстве даже застал лично», – рассказывает историк.

Среди главных доказательств несладкой жизни «сосланных» героев войны обычно называют известные работы художника-реалиста Геннадия Доброва. На черно-белых иллюстрациях изображены измученные, раненые, безногие и безрукие люди с грустными лицами. Но и здесь есть важные нюансы, о которых стоит вспомнить. Во-первых, судьба человека, лишившегося на войне части своего тела, а возможно и многих близких, грустна уже сама по себе. Именно эту трагедию и изображал автор. Во-вторых, далеко не все работы относятся к Валааму, так как Геннадий Добров ездил в командировки по всей стране. И, наконец, сам факт его допуска в дом инвалидов уже доказывает, что учреждение вовсе не было закрытым. Художник не только беспрепятственно приехал на остров, но и был размещен и спонсирован на 2 недели работы Министерством соцобеспечения. То есть, его творчество не было запретным откровением, а вполне одобрялось советской властью.

«И вот мы подобрались к главной части мифа. Конечно, насильно и с улицы людей на Валаам никто не забирал. Существовал определенный порядок, по которому туда теоретически можно было попасть, и то не всем желающим удавалось. В открытом доступе в интернете есть сканы документов. Человек писал заявление, что он инвалид и нуждается в уходе. Ему выдавали путевку, по которой он туда и ехал. Это как современный дом престарелых, только Дом инвалидов войны и труда. К тому же, он по большей части был составлен из республиканских граждан Карелии, хотя была и доля ленинградцев», – уверяет Виталий Рыстов.

То есть даже те 800-900 человек, что содержались в пансионате, вовсе не были репрессированы из Москвы и Ленинграда. Когда после войны встал вопрос использования монастырской инфраструктуры острова, туда просто перевезли всех пациентов из меньших социальных заведений Карелии. А еще туда приезжали отдыхающие по путевкам. До острова ходил туристический теплоход. Уже в 70-х годах на материковой части республики начали возводить новый, более комфортабельный Дом инвалидов войны и труда, куда и перевезли подопечных в 1984 году.

Поделиться в соцсетях