Новое шоу «ЭпиЦЕНТР мира» представили в Петербурге продолжатели известной цирковой династии братья Запашные. Важные роли в программе достались четвероногим артистам – дрессированным животным. Но представители некоторых природоохранных организаций города и страны против привлечения зверей к выступлениям в цирке. Как грамотно уладить это противостояние и какие виды дрессировки безопасны для животных, рассказали в студии Города+ участники шоу, артисты цирка Михаил Ермаков, Арина Смолякова и их подопечные – пудели Гек и Бабай.
«Возможно, кто-то со мной не согласится, но я считаю, что равнять под одну гребенку всех животных и всех дрессировщиков нечестно. Конечная цель, к которой так можно прийти, – в принципе запрет контакта человека с животным. Даже выгул собаки на поводке – это, по большому счету, дрессировка, но ведь это делается для ее же блага. Возможно, не все экзотические животные приспособлены к цирку, но тем же псам на сцене хорошо и комфортно, они сами не дадут мне соврать», – делится своей точкой зрения Михаил Ермаков.
Он напоминает, что собаки сами пришли к нашим предкам еще до появления понятий «одомашнивание» и уж тем более «дрессировка». Таким образом, бывшие волки сами выбрали свой путь - бок о бок с человеком и на протяжении тысячелетий были его верными друзьями. Чуть позже подобная взаимовыгодная дружба сложилась у людей и со многими другими видами: лошадьми, кошками, обезьянами. «Во главе таких отношений лежит не устрашение, которым ничего не добиться, а взаимопонимание. Если ты умеешь общаться с животным на каком-то особенном уровне, если дружба достигла какого-то нового, красивого этапа, то это можно показывать окружающим. Почему нет? Тебе нравится, зрителям нравится, а главное – животному нравится», – считает артист.
Тем не менее, в Европе традиционный цирк со зверями уже практически перестал существовать. Борцы за права животных настояли на закрытии многих заведений, а оставшиеся труппы были вынуждены отойти от постановки сложных трюков. На этом этапе пути российской и зарубежной дрессировки сильно разошлись.
«Смотреть на животных многим по-прежнему нравится, но дрессировать их в Европе уже почти нельзя. Поэтому их просто выпускают на сцену побегать, чтобы никто ненароком не решил, что их к чему-то принуждают. Я не знаю: может быть, это и передовой подход, но мы по-прежнему пользуемся методами гуманной дрессуры российской школы, а самые удивительные трюки предлагают сами животные, для них это естественно и весело», – уверяет профессиональный дрессировщик, а пудель Бабай в знак согласия, радостно гавкает.
Методы гуманной дрессировки впервые выделили и систематизировали именно в России. Более сотни лет назад это сделал легендарный цирковой артист Юрий Дуров. Он разработал четкую и гармоничную систему приемов, основанную не на насилии, а на зоопсихологии и понимании животного. Например, собака любит ласку и игру, но по своей сути она – охотник. Поэтому в основе воспитания этого зверя лежит объединение игры и охоты. Как и в естественных природных условиях, пес сам преодолевает какое-то препятствие, например, прыгает на высокую тумбу или проходит по тонкой балке, чтобы получить вкусную награду – «добычу».
Поэтому в хорошем, «правильном» цирке животные очень активны и подвижны, они находятся в более гармоничном для себя состоянии, чем дома у человека. По словам дрессировщиков, когда цирковая собака отправляется «на пенсию» в семью, новые хозяева обычно не могут поверить, что ей уже больше 10 лет. Она здоровая и веселая, бегает как щенок, имеет крепкие кости и красивую шерсть.
«Собаки воспринимают выступление как игру, поэтому для них оно в радость. Любой, кто когда-либо имел дело с псами, знает, что они очень ярко выражают эмоции. Я совсем недавно начала заниматься дрессурой, но когда собака довольна, это видно, а когда ей плохо или страшно – это сразу бросается в глаза. Чтобы работать с животными, нужно и чесать их, и убирать за ними, это не только красота и веселье. Ты начинаешь их чувствовать только тогда, когда проводишь с ними 24 часа», – рассказывает Арина Смолякова.
Причем разные животные проявляют разные склонности и таланты, о которых дрессировщик узнает только в процессе взаимного общения. Например, белый пудель Гек лучше других выполняет большую часть трюков, но категорически отказывается делать кульбит. А ярко-рыжий длинношерстный Бабай имеет тонкую душевную организацию художника. Он умеет все, но не станет даже вставать с места, если находится не в настроении или обижен на хозяина.
«Не знаю, как можно придумывать сказки про обколотых, забитых и испуганных животных. Если я буду заставлять их что-то делать, на сцену они выйдут зашуганные и дикие, и у меня банально не будет работы. Но вы посмотрите: они сияют довольством. Иногда животное само подсказывает, чего оно хочет, – практически придумывает трюки. Ты пытаешься поставить с псом номер, но ему так не нравится, он делает по-другому. Ты обыгрываешь это, и получается совсем другой сюжет – еще лучше», – говорит Михаил Ермаков.
Быть дрессировщиком – это призвание, считают профессионалы. Наверное, именно поэтому для дрессировщиков до сих пор не существует специализированных учебных заведений и курсов. Ими либо становятся, пройдя нелегкий путь от уборщика вольеров или ветеринара до артиста, либо рождаются – в особых цирковых династиях. Если полностью запретить дрессуру, призвания и счастливой жизни лишатся и артисты, и их четвероногие воспитанники.
«Цирк без животных, конечно, возможен. Возможно вообще все – и цирк без людей, и цирк с роботами, и с голограммами вместо артистов. Но мы за настоящие эмоции, за живое восприятие, за натуральное, сердечное общение со зрителями. Потому что только животные ни при каких обстоятельствах не обманут», – подытожили дрессировщики.