Особенности петербургского дизайна: от военного города до промышленного центра 

Чем уникальна петербургская дизайнерская школа, объяснил в студии Города+ председатель правления Союза Дизайнеров, руководитель дизайн-студии DuSign Сергей Дужников. 
16:43 ср, 20 февраля, 2019

Петербург с первых лет своего существования поражал и жителей, и гостей величественностью и строгостью линий. Заложенные Петром I особенности сохранились в архитектуре и дизайне города до наших дней и продолжают развиваться. Чем уникальна петербургская дизайнерская школа, объяснил в студии Города+ председатель правления Союза Дизайнеров, руководитель дизайн-студии DuSign Сергей Дужников. 

«Наш город создавался по единому плану и единой концепции. Это был проект огромной команды во главе с Петром. Царь фактически на конкурсной основе поставил задачу распланировать разом целый город, чего не случалось нигде ни до, ни после. Это был самый настоящий дизайн-проект, хоть и слова такого в языке еще не было. Получается, петербургскому дизайну городской среды уже более 300 лет», – рассказывает специалист. 

По его словам, история дизайна Северной столицы – одна из удивительнейших и старейших в мире. Если в Москве и других городах страны улицы появлялись постепенно и стихийно, оставляя отпечатки разных времен и мастеров, то судьба центра Петербурга была прописана на десятилетия вперед. Дизайн существовал в нем уже тогда, когда в России даже не знали такого понятия и обставляли комнаты исходя из удобства или моды. Комплексный подход к основанию города изначально предопределил путь развития дизайнерской школы региона. 

Еще одной особенностью устройства города стало его пограничное расположение. Петербург, в отличие от Москвы, был задуман как военная столица и долгое время находился в опасности. Это оказало влияние и на архитектуру: она стала строгой, практичной, обрела оттенок милитаризма. Многие исследователи и в XVIII веке, и в современности обвиняли Петербург в излишней «казарменности» построения, но на это были свои причины. 

Царь выбирал из двух противоположных планов города. Французский архитектор Жан-Батист Леблон предложил организовать пространство по подобию средневековой крепости и окружить его стеной для безопасности. Сегодня представить Северную столицу компактной и огороженной со всех сторон практически невозможно, но этот вариант вполне имел шансы на существование. Подвели его только любовь Петра ко всему новому и один серьезный просчет: крепостной вал прерывался множеством рек и каналов, а основную опасность для своего города царь видел именно в воде. Шведы могли спокойно приплыть на кораблях, а значит, тратить средства на возведение стены не имело смысла. 
 

Поэтому «тендер» выиграл проект итальянца Доменико Трезини с привычной нам центрально-лучевой системой, при которой улицы подобно лучам расходятся из центра к периферии. Этот вариант и отвечал военным требованиям простоты и безопасности, и красиво выглядел. «Это тоже было проявление дизайнерской воли, ведь суть любого дизайна – объединить эстетику с функцией. Эта схема была абсолютно оправдана, что подтверждается ее развитием до сих пор. Тот же Московский проспект идет лучом из центра. Во время Великой Отечественной войны многие ленинградские предприятия были эвакуированы на Урал, вокруг них выросли новые города, причем и они развивались по той же схеме. Люди, которые сейчас там живут, до сих пор говорят про себя «ленинградский город». Это ли не свидетельство уникальности петербургской школы?», – комментирует Сергей Дужников. 

Иностранцы не только придумывали план города, но и спроектировали большинство зданий Северной столицы. И Петр, и его потомки приглашали великих итальянцев, немцев, французов для обмена опытом. Но едва ли у кого-то повернулся бы язык назвать Петербург чьей бы то ни было копией. Отличительной чертой города стало умеренное заимствование, слияние и адаптация множества архитектурных и дизайнерских стилей разных стран. Например, Михайловский замок был построен по образцу типичных европейских замков, но стал по-петербургски уникальным. «У него четыре фасада – и все четыре разные, найдите мне хоть один аналог. Цари привлекали зарубежных специалистов, что не помешало бы делать и сейчас, но только грамотно: так, чтобы иностранцы вливали свой опыт в нашу среду, а не рушили ее», – считает эксперт. 

Советский Союз, конечно, тоже оставил на ленинградском дизайне свой отпечаток. Трендом этого времени стал функционализм. Перед советскими мастерами встала непростая задача – создать бессчетное множество рабочих помещений, не повредив целостности центра. В итоге город дополнился немного пугающими, но величественными кирпичными фабриками и заводами. А так называемый промышленный дизайн прижился на Неве. Умение совмещать несовместимое и объединять красоту с практичностью до сих пор считается «фишкой» петербуржцев. 

«Можно сказать, что «рецепт» ленинградского дизайна – это системность, северная сдержанность, привлечение западных специалистов, адаптация иностранных технологий, милитаризация, простота, удобство и лаконичность. Это настоящий дизайнерский феномен мирового уровня», – подытожил председатель правления Санкт-Петербургского Союза Дизайнеров.

Поделиться в соцсетях