Презентация городского медиа-проекта «Невский 300» состоится в Доме журналистов 28 февраля. На мероприятии покажут вариофильм «Невский проспект», снятый по одноименной повести Николая Гоголя. Также гостям представят интернет-портал, на котором опубликованы фрагменты прочтения полного текста произведения известными петербуржцами. В преддверии события автор проекта Николай Камнев рассказал, как возникла идея создания такой необычной кинокартины, какие трудности возникали в процессе и как удалось объединить в фильме Сергея Шнура, Владимира Кириллова, Александра Цыпкина и Сергея Боярского.
- Петербург ассоциируется сразу с несколькими писателями и чаще всего это Достоевский. Почему решили обратиться именно к произведению Гоголя?
- С чем или с кем ассоциируется Петербург – медиаконструкция, которая меняется со временем. Таких конструкций создается множество каждый день, неделю, месяц, год… Просто срок жизни у каждой свой. Некоторые живут десятилетиями. Вот Петербург Достоевского есть, а Петербург Гоголя? Уверен, от тоже есть. Просто не такой.
К Гоголю было решено обратиться спонтанно. В разговоре с главой комитета по туризму Евгением Панкевичем прозвучала идея оживить повесть Гоголя к дате празднования 300-летия Невского проспекта. А потом к сути повести вернулись, а она не такая и радостная, более того, повесть депрессивная. Но современность ее не имеет смысла даже обсуждать: классика – это передача информации поколений, это то, что одинаково для тех, кто жил полтора столетия назад и для тех, кто живет сейчас. Оказалось, что это самая нечитаемая повесть Гоголя. И никто ее никогда не экранизировал. А ребята из Город + загорелись идеей.
- Что значат тексты Гоголя для петербуржцев?
- Вопрос глубокий. Интересен в первую очередь тем, что сам Гоголь не из Петербурга. Но именно здесь смог стать писателем не только российского, но и мирового уровня. Что для нашего города показательно. Понравился Гоголь городу, совпал с вибрациями. У нас ведь как: Москва для жизни, а Петербург – для служения городу. И сто пятьдесят лет назад так было, и сейчас так.
Так что Гоголь показывает пример служения городу. А в повести «Невский проспект» он рассказывает, по сути, два возможных пути в жизненном выборе, ни один из которых не оказывается легким. И служение в том, что ты чувствуешь. От этого зависит то, что ты делаешь.
- Есть мнение, что Невский проспект перестал быть петербургским, а стал больше туристическим. Как вы считаете?
- Для петербуржца даже если что и стало туристическим, то нашим быть не перестает. Гости приезжают, уезжают. Отлично и радостно. Но наше-то все остается. Невский проспект – символ города. Это его артерия и не только транспортная. Для жителей отдаленных районов, спальных, сам факт выезда в центр, на главный проспект – культурное событие. Не все до музеев или выставок дойдут, а на Невский пару раз за год, но съездят. Это всех и объединяет. Улиц Ленина в стране сколько хочешь, а Невский проспект один.
- Современные горожане напоминают своих гоголевских предшественников?
Да, описание гоголевское типажей на Невском не потеряло актуальности. Одежда поменялась, появились айфоны в руках, наушники в ушах, а люди остались такими же, уверен, что и внутри тоже. А в повести несколько действующих лиц и все эти описанные характеры - все они существуют.
- Как решили снимать фильм? Почему выбрали именно такой формат?
- Идея родилась в процессе осуществления. Изначально было видение простое: приглашенные гости, каждый из которых сам по себе часть Петербурга, читают повесть. Подряд. От точки до точки. А потом поняли, что надо «разбавлять» фон. Видеть – это другое. Люди любят смотреть, значит, надо что-то показывать.
- Как удалось заинтересовать проектом столько известных людей?
- Мы составили список людей, человек сто пятьдесят – звонили и приглашали их. Если человек отказывался или не могли дозвониться, то больше не разговаривали на эту тему. Знаете, как в анекдоте про резюме и шредер. Творчество — это еще и элемент какого-то фатума. И роль исполнителей тут двоякая. Везет тому, кому везет.
Кстати, те, кто к нам приходил, часто рекомендовали друзей. Бывали и спонтанные вещи: Андрей Ургант пришел, прочитал, расспросил нас обо всем и сразу же набрал Игоря Скляра: «Игорь, бросай все и приезжай к этим ребятам. Ты должен им прочитать». И Скляр приехал через час.
Сергей Шнур приехал к нам со своей невестой. Мы тогда не знали даже, кто она такая. Прочитал, со всеми сфотографировался и поехал с ней в ЗАГС. Может, Гоголь так повлиял, сейчас как узнаешь.
А первыми чтецами были Нина Кукурузова и Игорь Албин. Мы им как рассказали, они сразу согласились и внесли нас в свой календарь. Прочитал каждый по-своему, но все сделали это с душой.
- Получилось ли осуществить задуманное?
Да, сейчас есть ощущение, что сделан первый шаг к чему-то по-настоящему замечательному. И проиграть здесь нельзя было: если хоть кто-то откроет для себя Гоголя – это уже победа. Человек сорок прочитало повесть в процессе впервые. А сколько еще людей увидят сам проект? Сколько еще прочтут потом? Это, по-моему, самое главное.
Текст и фото: Город+.