Церкви, исчезнувшие с карты города

Продолжаем рассказывать об утраченных зданиях Северной столицы.
22:37 ср, 12 сентября, 2018

Не секрет, что после Революции многие храмы не только в Петербурге, но и вообще в России, были закрыты, уничтожены или перестроены. Город+ собрал информацию о некоторых исчезнувших культовых сооружениях города на Неве.


Храм Успения Пресвятой Богородицы - Спас на Сенной

Один из самых знаменитых и «народных» храмов дореволюционного Петербурга находился в самом сердце «непарадной» части города - на Сенной площади. Из-за своего положения церковь получила от горожан название «Спас на Сенной», хотя освящена была в честь Успения Пресвятой Богородицы. 

Храм на главной торговой площади города был построен в XVIII веке по просьбе купечества, обитавшего в этом районе. Первая церковь появилась здесь примерно в 1740-е годы и была деревянной, а уже через десятилетие началось строительство каменного храма. Работами руководил русский зодчий Андрей Квасов, однако историки предполагают возможное участие в процессе придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны Франческо Бартоломео Растрелли, создателя Зимнего дворца и других ярких памятников эпохи. По мнению сторонников этой версии, об участии Растрелли говорит стиль храма - яркое, вычурное барокко - а также тот факт, что он строил неподалёку дом купца Яковлева (который, кстати, и финансировал строительство церкви). Впрочем, достаточно веских доказательств этой гипотезе на данный момент нет: барокко был модным тогда стилем и строил в нём не один Растрелли. Как бы то ни было, храм поражал своей красотой и размерами: высота колокольни с крестом составляла около 50 метров. Внешне он уже был готов к 1762 году - когда на престол взошла императрица Екатерина II. Возвращаясь после коронации из Москвы, государыня была встречена в столице звоном колоколов новой церкви. Освящение храма, правда, состоялось двумя годами позже - в 1764 году.

Как можно видеть на старых рисунках и фотографиях, храм был действительно громадным, внушительным, многоярусным - строение имело пять башен с куполами. Он возвышался в перспективе Спасского переулка и Садовой улицы, являя собой значительную часть ансамбля площади. Историки архитектуры отмечают, что церковь на торговой площади строилась не только как храм для купцов и простого народа - её облик во многом был обусловлен расположением площади у Московского тракта. В город по этой дороге въезжала не только Екатерина II, но и все, кто прибывал со стороны Москвы по суше - а значит, Спас на Сенной был для путешественников «парадными воротами» Петербурга и самой настоящей его «визитной карточкой».

На протяжении XIX столетия храм неоднократно подвергался перестройкам - всё больше утрачивая стилистическое единство и выраженную «барочность». Например, портик главного входа был переделан в соответствии с обликом здания Гауптвахты напротив - таким образом ансамбль площади действительно образовывал своеобразные «ворота в город». Помимо внешнего вида, современников поражало и внутреннее убранство церкви: огромный иконостас XVIII века считался одним из красивейших в столице. В 1920-е годы все богатства храма были изъяты государством, в 1930-е церковь перешла к обновленцам (движение внутри Русской православной церкви, возникшее после Февральской революции и ориентированное на демократизацию РПЦ, а также поддержку советской власти - официальной Церковью не признававшееся и считавшееся ересью). В 1961 году храм был взорван для строительства надземного вестибюля станции метро «Площадь Мира» (сейчас - «Сенная площадь»). В последние годы верующими неоднократно поднимался вопрос воссоздания храма, был организован даже приход исчезнувшей церкви - однако на данный момент на её месте удалось построить лишь маленькую часовню.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Коломне

Покровская церковь была когда-то «жемчужиной» Коломны - района «на окраине» центра Петербурга, о котором Город+ рассказывал здесь. Церковь дала имя и площади, на которой стояла (сегодня это площадь Тургенева), и рынку на этой площади.

Храм был построена в 1798 году на средства прихожан. Это была однокупольная церковь с колокольней, возведённая по канонам зрелого классицизма архитектором И. Е. Старовым и обновлённая вскоре после постройки В. П. Стасовым. Ампирный иконостас церкви, несмотря на её «захолустное» положение, по воспоминаниям очевидцев, был одним из красивейших в столице. Считается, что одним из прихожан церкви был и поэт Александр Пушкин - по крайней мере, храм упоминается в его поэме «Домик в Коломне».

Церковь простояла на площади до 1934 года, когда её взорвали коммунисты. Сегодня на месте храма находится сквер, о церкви же напоминает мемориальный камень, установленный в 2000 году.

Церковь Входа Господня в Иерусалим - Знаменская церковь

Ещё одна церковь, исчезнувшая ради строительства станции метро, - Церковь Входа Господня в Иерусалим, или Знаменская церковь, находившаяся на площади Восстания (до 1918 года именовавшейся Знаменской). Первый храм появился здесь в 1765 году и был деревянным, а на стыке XVIII и XIX веков был перестроен в камне, в стиле классицизм. Белая церковь с пятью шлемообразными куполами внешне напоминала Спасо-Преображенский собор (Преображенская площадь, неподалёку от пересечения Литейного и улицы Пестеля), появившийся в то же время, или Троице-Измайловский собор (на пересечении Троицкого и Измайловского проспектов), построенный тремя десятилетиями позже. 

Как и Спас на Сенной, этот храм также стал одной из «визитных карточек» Петербурга: с появлением в середине XIX века Московского (тогда - Николаевского) вокзала, церковь стала встречать прибывающих в столицу по железной дороге. Белая громада храма возвышалась над зелёным сквером, окружённым кованой решёткой, и набережной Лиговского канала, засыпанному в начале XX века (сейчас по его линии проходит Лиговский проспект). С середины XIX века площадь была по-настоящему «транспортным хабом» Петербурга: здесь находилось кольцо трамвая-конки, отсюда начало ходить первое городское такси, а также, впоследствии - трамваи и омнибусы. В начале XX века на площади появился один из первых в России светофоров.

Иконостас церкви, как и весь облик храма, был исполнен в византийском стиле: написан маслом по холсту. Главная святыня - икона Знамения Пресвятой Богородицы, давшая имя сначала одному из приделов церкви, а затем и самой церкви, и площади, на которой она стояла. После разрушения храма его главную святыню передали в Никольский собор.

Знаменская церковь в дореволюционном Петербурге вела обширную благотворительную деятельность. Храм держал богадельню для престарелых и увечных женщин, рассчитанную почти на шесть десятков человек, а также дневной приют для детей - дававший пищу и образование примерно 200 детям обоих полов. Также при церкви имелись бесплатные школы, общежития и квартиры для бедных женщин с детьми, а также столовая для бедняков. 

Церковь закрыли в 1938 году, а в марте 1941 - взорвали. Планы по строительству метро тогда остановила война, к ним вернулись только в 1950-е: на месте разрушенного храма в числе первых станций петербургской подземки в 1955 году открыли вестибюль станции «Площадь Восстания». Он настолько напоминает очертаниями Знаменскую церковь, что среди горожан до сих пор бытует мнение, будто бы храм взрывать не стали, лишь перестроив здание под нужды нового времени. Однако это всего лишь легенда: достаточно взглянуть на старые фотографии, чтобы убедиться, что храм был разрушен до основания, а вестибюль является только архитектурной отсылкой к стоявшей некогда на этом месте церкви.

Греческая церковь святого великомученика Димитрия Солунского     

Буквально в квартале от Знаменской церкви - в сквере на участке между Греческим проспектом и Лиговским каналом -  в 1860-е годы появилась ещё одна церковь. Она была построена за счёт греческой общины для греков активно селившихся в соседних кварталах после Крымской войны. Церковь возвели по образцам классических византийских храмов: она была похожа на маленький Софийский собор, некогда главный храм Константинополя. 

Церковь выглядела аккуратно и скромно, имела один купол и простой иконостас. По воспоминаниям современников, он был вырезан из ореха, а образа для него писались в Греции по канонам греческой ветви православия. Внутри храм был отделан красным и белым мрамором, стены украшали орнаменты. В подчинявшемся греческому посольству храме богослужение велось на греческом языке приглашёнными из Греции священниками.

Церковь закрыли в один год с соседней Знаменской, однако уничтожили не сразу. Около двух десятилетий храм пустовал - но в 1962 году, всё-таки, был разрушен. Сейчас на этом месте находится БКЗ «Октябрьский».

 

Об исчезнувших зданиях Петербурга можно почитать и в других нащих материалах: здесь, здесь и здесь.


Фото: citywalls.ru

Текст: Город+

Поделиться в соцсетях