Как ни удивительно, не все дворцы Петербурга, созданные за его трёхсотлетнюю историю, сохранились до наших дней - причём многие «забвенью брошенные» императорские жилища относились к петровской эпохе. Несмотря на то, что основатель затевал город каменным, на европейский манер, многие постройки - в том числе и дворцовые - возводились деревянными. Новый город ещё не производил фундаментального впечатления, многие здания рассматривались как временные, «черновые», задумывающиеся с расчётом на последующую капитальную перестройку. Однако в ряде случаев перестройка их не спасала (или дело до неё даже не доходило) - и после десятилетий запустения образцы зодчества петровских времён уходили в небытие. Такова судьба и Подзорного дворца в Петербурге.
Подзорный дворец на гравюре 1711 г.Первое упоминание о нём относится к 1706 году. Почти сразу после основания города Пётр облюбовал остров в месте пересечения Фонтанки, Невы и Екатерингофки, куда часто приезжал и наблюдал за кораблями, входившими акваторию. Государь распорядился построить себе на этом острове дворец. Первое здание было деревянным - именно в нём проводил время Пётр, обустроив поблизости дворцы для своей супруги и дочерей (Екатерингоф, Анненгоф и Елизаветгоф - которые также не дошли до наших дней, о чём мы рассказывали ранее). Из-за своей основной функции дворец (а затем и остров) получил название «Подзорный».
В 1722 году здание начали перестраивать в камне. Руководил проектом голландец Стефан ван Звиттен, но из-за ошибок в расчётах завершать строительство пришлось уже после смерти Петра - доводил здание «до ума» российский зодчий Михаил Земцов. До нашего времени дошли чертежи и изображения дворца. На них видно, что здание было построено по голландскому образцу (в стиле «петровское барокко»). Центральная часть была трёхэтажной, боковые - на этаж ниже. Конёк крыши украшали вазоны, самый крупный из которых размещался по центру - а над ним возвышалась восьмигранная башня с куполом, откуда Пётр должен был взирать на водные просторы Невы и Финского залива.
Фасад Подзорного дворца с павильонами. Чертёж Ф. де Вааля по проекту С. ван Звиттена. 1720-е гг.Работы удалось закончить только к 1731 году, и дворец оказался никому не нужен сразу же после после постройки - его стали использовать как склад для нужд Гребного порта. В парадных интерьерах хранили дёготь и смолу, съестные припасы, запирали арестантов. К началу XIX столетия здание сильно обветшало и было снесено. Сегодня Подзорного острова на карте Петербурга нет: после блокады он был присоединён к «большой земле» и отдан под цеха Адмиралтейских верфей.
Ещё один дворец петровской эпохи, не сохранившийся до наших дней, Среднерогатский путевой. Он был построен на Средней рогатке (то есть, у средней, «промежуточной», заставы, которая находилась на месте современной Площади Победы) на пути из Петербурга в Москву и Царское Село (тогда - Сарскую мызу, о появлении там дворца мы тоже рассказывали). Дворец разместили на перекрёстке двух (а впоследствии - трёх) больших дорог для того, чтобы члены царской семьи могли остановиться в нём на пути в Первопрестольную или в свои загородные резиденции.
Ф.-Б. Растрелли. Чертёж главного фасада Среднерогатского дворца. 1748 г.Первый Среднерогатский дворец появился в 1714 году. Внешне постройка напоминала, скорее, хижину: это был маленький одноэтажный деревянный домик, вполне соответствующий скромному духу первого российского императора. После смерти Петра дворец тридцать лет стоял заброшенным. В 1740-е императрица Елизавета Петровна снесла домик и построила на его месте здание побольше - но тоже деревянное. Местоположение дворца царица находила удобным и часто в нём останавливалась, а спустя десять лет повелела возвести напротив старого дворца новый - и уже каменный. Проектом занялся придворный архитектор императрицы Франческо Бартоломео Растрелли (создатель дворцов в Петергофе и Царском Селе, Зимнего и Аничкова дворцов в Петербурге).
Новый дворец появился у развилки в 1754 году. Он также был одноэтажным, однако значительно больше своих деревянных предшественников: в новом Среднерогатском дворце был большой зал и 15 комнат. Во дворце круглый год жила прислуга, всегда готовая к приёму царственных особ. После смерти Елизаветы оба дворца - и деревянный, и каменный - пришли в запустение. Екатерина II их не любила и по прямому назначению не использовала, а наняла управляющего и стала сдавать комнаты во дворцах постояльцам. В 1791 году деревянный дворец снесли, а каменное здание после смерти Екатерины было «перепрофилировано» Павлом I под почтовую станцию. Место оказалось очень удачным: к началу XIX века здесь сходилось несколько больших дорог, и здание называли дворцом «у четырёх рук» (под «руками» подразумевая дорожные указатели - «в Петергоф», «в Царское Село», «в Москву» и «в Петербург»).
Среднерогатский дворец. Фото нач. XX в.Однако, как ни странно, почтовая станция на большой развилке не прижилась. В 1830-е здании появился трактир, а в середине XIX века дворец продали фабрике типографской краски и чернил. Здание пережило несколько уродующих перестроек и крупный пожар, после революции в нём располагалось химическое производство. При проектировании современной Площади Победы дворец никак не удавалось вписать в новый ансамбль. На площадь он выходил торцом, а не фасадом, да и вид имел уже весьма удручающий. В 1971 году здание разобрали, предполагая впоследствии возвести его на другом месте - однако этого так и не случилось.
Каменное здание театра появилось в Петербурге в 1783 (по другим данным - 1784) году. Построенное по проекту Антонио Ринальди, оно было выдающимся не столько с архитектурной точки зрения (театр был оформлен по скромным канонам классицизма), сколько с точки зрения размера. «Большим» театр назывался не просто так: на протяжении нескольких десятилетий он был самым крупным театром Европы, образцом театрального зодчества для многих стран. После перестройки Тома-де-Томоном в начале XIX века театр стал ещё больше - теперь он вмещал три тысячи человек.
Большой каменный театр в Санкт-Петербурге перед сносом в 1886 г.На протяжении столетия здесь гастролировали звёзды мировой оперы и балета, появлялись первые русские знаменитости, дебютировал выдающийся балетмейстер Мариус Петипа. Именно в Большом каменном собирался весь высший свет петербургского общества: ложи в театре выкупались дворянским семьями и передавались по наследству, оформлялись по вкусу хозяев и говорили о статусе аристократического дома.
Во многом этому зданию обязаны своим становлением и русский балет, и русская опера, и русская драма. Многие классические сегодня постановки впервые были показаны зрителям именно на сцене Большого каменного театра - например, оперы Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В середине XIX столетия драматическая труппа переехала в новый Александринский театр, а оперная и балетная - в соседний (и тоже новый) Мариинский.
Санкт-Петербургская консерватория, 1913 г. Фото К. К. БуллыВо второй половине XIX века театр постепенно стал угасать: он давно утратил монополию в столице, к тому же столетнее здание ветшало и переставало отвечать требованиям современности. В 1878 году театр стал одним из первых зданий в России с электрическим освещением - электричества тогда не было даже во дворцах. Однако электрификация здание не спасла - и в 1886 году его всё-таки снесли. Демонтирована была большая часть конструкций, а те, что остались, были значительно переоборудованы под нужды Санкт-Петербургской консерватории, которая располагается на месте театра уже более века.
Совсем не дворец и даже не храм искусства, а обычный жилой - но, пожалуй, один из самых удивительных, причудливых и завораживающих домов в истории Петербурга - доходный дом купца Кольцова или «Дом-сказка», как прозвали его в народе.
Дом-сказка. Дореволюционная открыткаЗдание, построенное на пересечении Английского проспекта и Офицерской улицы (ныне - улица Декабристов), выглядело фантастически - как рыцарский замок и русский терем одновременно. Оформление совмещало и элементы северного модерна, и национальный стиль: фасады были отделаны грубым камнем и изящными майлоиковыми панно, созданными, как полагает ряд экспертов, по рисункам сверхпопулярного тогда художника (а сегодня - признанного классика) Михаила Врубеля. Громадное как скала здание венчалось внушительных размеров башней, под выступом которой примостился каменный феникс с двухметровыми крыльями. Возникший на фоне бедной тихой Коломны Дом-сказка производил впечатление гигантской театральной декорации, вызывал восторг и приковывал взгляды.
Дом-сказка после пожара. Фото 1943 г.Здание было построено в 1905-1907 годах архитектором Александром Бернардацци. До революции здесь жила прима-балерина Мариинского театра Анна Павлова, из-за чего здание называли ещё и «домом Павловой». После революции дом также был связан с балетом - в нём располагалась школа танцовщиков Кларка, в которой, среди прочих, учился народный артист СССР Николай Черкасов.
Здание на месте Дома-сказкиПросуществовало здание, увы, совсем недолго. В годы блокады в Дом-сказку попал снаряд, случился сильный пожар. По воспоминаниям современников, с огнём боролись несколько дней: спасать памятник архитектуры пожарным помогали обычные горожане. Однако сохранить здание не удалось: сказочный фасад обрушился и восстановить его после войны не представлялось возможным. В 1950-е годы на фундаменте легендарного дома появилась ничем не примечательная «сталинка». О былой сказочности напоминают только уцелевшие дворовые корпуса и народная молва - которая продолжает именовать «домом-сказкой» уже новое здание.
Фото: ru.wikipedia.org, tsarselo.ru, citywalls.ru
Текст: Город+