Музеи после войны. Петергоф

Город+ продолжает серию материалов, в которых рассказывает о том, насколько сохранились крупные пригородные музеи, которые хранителям пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
12:30 пт, 30 января, 2015

Город+ продолжает серию материалов, в которых рассказывает о том, насколько сохранились крупные пригородные музеи, которые хранителям пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

В новом материале - история музея-заповедника "Петергоф", разобраться в которой Городу+ помог заведующий сектором изучения истории музейного комплекса Павел Котляр.


В каком состоянии находился музей-заповедник до войны и блокады Ленинграда?

К 1941 году Петергоф стал успешным музейным комплексом; здесь велась научная деятельность, издавались путеводители, устраивались выставки, шла реставрация памятников. Нижний парк был одним из любимых мест отдыха ленинградцев, на аллеях устраивались массовые гуляния, концерты духовых оркестров и даже сеансы игры в шахматы. Так, соединяя музейную сущность с характерными для своего времени чертами парка культуры и отдыха, Петергоф к началу войны воспринимался одним из символов города на Неве. 22 июня 1941 года должен был состояться традиционный праздник на Большом каскаде "Проводы Белых ночей", но пройти ему было не суждено.

В какой период войны музей начал подвергаться разрушению?

Петергоф был занят нацистскими войсками к ночи 23 сентября 1941 года - практически два с половиной года, до конца января 1944 года, город и весь ансамбль находились в зоне оккупации. Прямо на территории парка проходили боевые действия, бесценные памятники архитектуры постоянно подвергались разрушительным обстрелам. Уже в первые дни оккупации сгорел Большой дворец - главный объект ансамбля встречал освободителей Петергофа в 1944 году обогревшими стенами без крыши, межэтажных перекрытий и внутреннего убранства. Ущерб, нанесенный другим дворцам и ландшафту в целом, носил разный характер: неизбежные разрушения от военных действий, методичное разграбление нацистами памятников и бессистемное мародерство, грабеж и варварское вредительство, следы которого нескоро удастся скрыть реставраторам.

 

Источник изображения: victory.rusarchives.ru

Как проводилась эвакуация ценностей?

Эвакуация музейных ценностей проходила в кратчайшие сроки в очень непростых условиях при нехватке рабочих рук, транспорта и упаковочного материала. Согласно воспоминаниям тогдашнего директора Петергофа Мартина Ребанэ, музейщикам удалось отправить десять "пульмановских" вагонов в удмуртский город Сарапул, а также в Новосибирск. Эвакуация сопровождалась составлением описей и сопроводительной документации. После освобождения Петергофа его сокровища постепенно возвращались в воссозданные залы.

Что удалось сохранить, а что безвозвратно утеряно?

Спасти удалось немало. Так, из Большого дворца успели вывезти значительную долю живописного убранства, фарфоровых изделий и даже люстр. Без спасения ключевых экспонатов восстановление залов стало бы бессмысленным. Картинный зал дворца украшает 368 портретов работы Пьетро Ротари, сплошным ковром покрывающие стены - все они сейчас занимают свои исторические места. Спасти удалось даже мраморную скульптуру парка, зарытую музейщиками в специальных тайниках и переживших там войну. Сохранилась и подлинная бронзовая скульптура Большого каскада, пережившая военные годы в блокадном Ленинграде.

Однако нельзя преуменьшать потери - многие предметы, помнившие российских императоров, "родные" для петергофских стен утрачены навсегда. Самая известная потеря - скульптурная группа "Самсон, разрывающий пасть льву", судьба которой доподлинно неизвестна.

Источник изображения: victory.rusarchives.ru

Если говорить про весь период войны, какие сооружения и как сильно пострадали?

В той или иной степени ущерб был нанесен всем сооружениям ансамбля, особенно - в Нижнем парке. Был взорван дворец Марли, сорвана дубовая обшивка стен Монплезира, разбиты петровские изразцы; со второго этажа павильона Эрмитаж вражеское орудие обстреливало Кронштадт. Были вырублены тысячи старых деревьев, разрушены водоводы, территория парков была тотально заминирована. Значительно меньше пострадали объекты парка Александрия, поскольку в Фермерском дворце был устроен нацистский штаб, а во дворце Коттедж - госпиталь. В целом же освобожденный советскими войсками Петергоф выглядел ужасающе.

Как шли восстановительные работы?

Восстановление ансамбля началось с разминирования и первичного благоустройства территории - уже в мае 1945 года парк можно было посещать. Принципиально было как можно скорее пустить фонтаны - после восстановления ключевых элементов водоподводящей системы первые фонтаны центральной части заработали в 1946 году, а воссозданный скульптором Василием Симоновым "Самсон" - в 1947. Сложнее было со зданиями - среди завалов во дворцах искали уцелевшие обломки, фрагменты отделки, которые станут образцами для реставраторов. В дискуссии о судьбе пострадавших дворцов победили сторонники воссоздания отделки интерьеров и возрождения музеев. Началась кропотливая работа в 1964 году - первыми открылись залы Большого дворца, постепенно распахивали свои двери для посетителей и другие дворцы.

Источник изображения: peterhofmuseum.ru

Самое главное - восстановление шло на строго научной основе, по историческим документам, чертежам и фотографиям, по исторической технологии, с применением соответствующих материалов.

Поделиться в соцсетях