Музеи после войны. Гатчина

Город+ представляет серию материалов, в которых расскажет о том, насколько сохранились крупные пригородные музеи города после Великой Отечественной войны.
14:00 пт, 23 января, 2015

Город+ представляет серию материалов, в которых расскажет о том, насколько сохранились крупные пригородные музеи, которые хранителям пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

В первом материале мы расскажем о музее-заповеднике "Гатчина", разобраться в истории которого Городу+ помогла старший научный сотрудник, кандидат исторических наук Мария Кирпичникова.

 

Гатчинский дворец-музей до Великой Отечественной войны был одним из самых красивых пригородных дворцов Ленинграда. Как отметила старший научный сотрудник Мария Кирпичникова, за богатство фондов его называли "Пригородным Эрмитажем". "Его коллекции насчитывали более 54 тысяч первоклассных произведений искусства: оружия, фарфора, живописи, мебели, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, тканей", - сказала сотрудница музея.

9 сентября 1941 года в 21 час 30 минут музей покинул последний сотрудник - главный хранитель дворца в годы войны Серафима Николаевна Балаева. Об этом известно из опроса в Государственной комиссии, которой она рассказала про участие в эвакуации музейных ценностей и консервации дворца, отметила Мария Кирпичникова.

Источник изображения:gatchinapalace.ru

В это время серьезных повреждений фасадов не было, 70% застекления оконных и дверных проемов было выбито немецкими бомбами, сбрасываемыми с 15 августа 1941 года. Осколками бомб были повреждены стенная лепка в Греческой галерее и Овальной комнате, кровля всего дворца. "Музейные помещения в целях консервации были полностью разобраны и оставшееся музейное имущество было размещено в подвалах и кладовых, окна которых были заложены кирпичом; садовая и часть дворцовой скульптуры были захоронены в землю", - рассказала научный сотрудник.

13 сентября в Красногвардейск (так в то время называлась Гатчина) вступили фашистские войска. Как рассказала представитель музея, на территории Ленинградской области действовал оперативный штаб рейхсляйтера Розенберга, который занимался конфискацией и вывозом культурных ценностей с оккупированных территорий под предлогом их спасения. "В Гатчине вывозом занималась также секретная группа Кюнсберга, соперничавшая с Розенбергом. Ещё одним конкурентом был "уполномоченный по культурным ценностям" армейской группы "Север" граф Зольмс-Лаубах. Известно, что он вывез из Гатчинского дворца 400 портретов личностей немецкого происхождения", - рассказала Мария Кирпичникова, отметив, что немецкие солдаты также грабили коллекции дворца, находившегося в оккупации.

В итоге во время войны пострадал весь дворцово-парковый комплекс: сгорели все интерьеры дворца, за исключением Кухонного каре; пострадал Приоратский дворец, парковые павильоны; были взорваны все мосты, вырублены вековые деревья в парке. В первый день освобождения Гатчины от немецких войск - 26 января 1944 года на входных дверях главного корпуса Гатчинского дворца научный сотрудник Государственного Эрмитажа Владислав Глинка обнаружил надпись на немецком языке, указывающую на то, что здесь располагался армейский склад медикаментов.

Источник изображения:gatchinapalace.ru

По сообщению Серафимы Балаевой, которая впервые после освобождения попала во дворец 31 января 1944 года, его состояние было следующим: "полностью сожжен, вокруг пожарища валялись обломки мраморной скульптуры и фарфора. В парке были взорваны все мосты, павильон Орла полуразрушен, Березовый дом – разграблен".

Состояние музея после ухода немецких войск описал в своем дневнике Владимир Кузьмич Макаров – первый назначенный при советской власти главный хранитель Гатчинского дворца. Запись от 3 февраля 1944 года гласит:

"Павильон Венеры и Берёзовый домик – невосстановимые в случае гибели - уцелели.

9 февраля. Поездка в Гатчину. Автобус у дома учёных… (Зам. митрополита, Белехов, Доброклонский, Балаева, фот. Величко…).

Мозинские ворота – целы.

Ингербургские – стоят столбы с трофеями. Нет створок.

Все здания по просп. Павла I сгорели. Госпиталь не сгорел.

Кирха (Байков) – сгорела, разрушена.

Адмиралтейские ворота – в целом сохранились, Вензель Павла на решётке, Павильон Венеры – цел. Мост у Коннетабля – взорван целиком. Коннетабль стоит без острия (на нём была свастика).

Приорат со стороны озера как-будто цел, но бывший в нём Гримм сообщил, что он (со стороны Чёрного озера) разрушен взрывом.

…Кирасирские казармы сгорели.

В Голланд. Верх. Саду – стоит статуя Афины. Дворец сгорел, за исключением Кухонного Каре…Из комнаты Павла I видны мраморы Белого зала, на стенах античные "Пастух"…

Хорошо сохранилась лепка Греческой Галереи, трофеи Бренны в Чесменской… Надпись на стене из Ружейного Арсенала… "Когда придёт Иван – здесь ничего не будет" (осень 1943!)".

Безвозвратно утерянными оказались целые мемориальные комплексы, обстановка личных комнат венценосных владельцев. Сохранились сами стены здания, облицованные местным известняком; сохранились перекрытия; почти полностью сохранилась коллекция оружия, многие предметы из коллекций восточного и европейского фарфора. Кроме того, в парке остались нетронутыми некоторые павильоны (часть из них была утрачена уже после войны, например, уцелевший тогда Берёзовый домик пострадал от рук местных вандалов, сейчас он восстановлен).

Восстановление дворца в первые годы после освобождения, начиная с 26 января 1944 года, шло очень активно. Работы по реставрации Большого дворца начались сразу после отступления немцев из Гатчины. Как рассказала Мария Кирпичникова, эти работы не носили характера реставрации, под которой принято понимать восстановление памятника как произведения искусства; в то время ограничились мерами, давшими возможность использовать здание. Из числа отдельных сооружений, входящих в дворцово-парковый ансамбль, реставрировались бывший Птичник, Ферма, Павильон Венеры, Темпль, Адмиралтейство, Горбатый мост, ограждения площади Коннетабля, а также Адмиралтейские, Смоленские и Ингербургские ворота.

Источник изображения:gatchinapalace.ru

Однако далее процесс восстановления замедлился и здание было законсервировано. В 1949-50 годах было решено не восстанавливать дворец как музей, а использовать его в других целях. Здание было передано военному ведомству; в разные годы здесь располагались Высшее военно-морское радиотехническое училище и даже секретное предприятие "Электронстандарт". Для размещения этих учреждений проводился спешный ремонт, что очень сильно отразилось на внутреннем облике здания и его исторической планировке. Сегодня специалистам приходится её восстанавливать. Так, например, в последние годы активно идут реставрационные работы в Арсенальном каре. "Сегодня мы стараемся возродить былую славу дворца, отреставрировать и открыть парадные залы, галереи, возродить к жизни парковые сооружения", - поделилась сотрудница ГМЗ.

По словам Марии Кирпичниковой, на восстановление Гатчинского дворца в полном объёме потребуется еще не одно десятилетие. "Хочется верить, что экспонаты будут возвращаться в родные стены, ведь каждая найденная реликвия приближает нас к тому дню, когда дворец вновь станет "Пригородным Эрмитажем", - сказала научный сотрудник.

Поделиться в соцсетях
Статьи на тему