Жизнь блокадного Ленинграда

В преддверии Дня полного снятия блокады Ленинграда на страницах информационного портала «Города+» с 2013 года выходили различные материалы, посвященные жизни блокадного города. Мы решили вспомнить главные материалы, посвященные важной теме.
12:30 вт, 26 января, 2016

В преддверии Дня полного снятия блокады Ленинграда на страницах информационного портала «Город+» с 2013 года выходили различные материалы, посвященные культуре, образованию, работе заводов в блокадном Ленинграде. Корреспонденты и фотокорреспонденты рассказывали истории горожан, которые жили в Ленинграде в самый сложный для города период. О судьбе людей, выстоявших 872 блокадных дня, музеях, посвященных подвигу ленинградцев, а также об истории пригородов Северной столицы можно было прочитать в разделах нашего сайта. 

«Город+» приглашает вспомнить главные материалы, посвященные важной теме, которые выходили на страницах портала в разные годы.

«Мне было десять, когда началась блокада. Мы жили на 4-й Советской улице, в доме 38 в Смольненском районе, который сейчас является частью Центрального. Мой отец, кадровый командир, как тогда говорили, погиб в финскую кампанию в феврале 1940-го года, а мама работала санитаркой в эвакогоспитале на Невском проспекте, дом 176; ныне там располагается администрация Центрального района. У блокадного города детско-женское лицо. По хронике и по фотографиям того периода это видно. Наши мамочки выживали, потому что рядом были мы. Ребенок спасал маму, и у каждой семьи была своя история. Лозунг «Спасая – спасаешься» - это была фактически наша жизнь. Помню, что я все время молилась. Молиться меня научила мамина тётя - Настя Залепухина, которая жила на Заячьем переулке».

Председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Ирина Борисовна Скрипачева пережила в Ленинграде всю блокаду. В интервью «Городу+» председатель организации рассказала, как она помогает ветеранам, блокадникам сегодня и сохраняет память о тех днях для подрастающего поколения. 

Транспортная магистраль через Ладожское озеро сыграла важную роль в жизни города. На Дороге жизни работали шоферы, которые привозили по льду в заключенный в кольцо окружения город продовольствие и вывозили умирающих от голода и морозов жителей. Называли женщин-шоферов «богинями». Вера Ивановна Миловидова была одной из таких «богинь» - она работала регулировщицей на ледовой дороге. О своей работе в блокадном Ленинграде Вера Ивановна рассказала Городу+.

Фото: А.Шарова/Город+

Не остановилась в блокадном городе и культурная жизнь. Заведующая Центральной библиотекой имени К.Г. Паустовского, бывшей библиотекой имени 10-летия Октябрьской революции, Людмила Комлева рассказала, какая работа была проделана библиотекарями в осажденном городе и какие книги читали ленинградцы в годы блокады. Заведующей литературной частью Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Марине Годлевской было полтора года, когда началась война. Она поделилась с корреспондентом «Города+» воспоминаниями о своей маме, которая 872 дня блокады была заведующей РОНО Василеостровского района. 

С началом блокады в сентябре 1941 года Ленинград потерял все крупные аэродромы, поэтому для базирования военной авиации срочно потребовалось создание новых. За сентябрь-ноябрь вокруг взятого в блокадное кольцо Ленинграда было построено почти полтора десятка аэродромов: Углово, Горская, Ржевка, Гражданка, Сосновка и многие другие населенные пункты стали военными объектами (всего службой аэродромного строительства военно-воздушных сил Ленинградского фронта было построено 16 новых аэродромов, из которых 12 располагалось в пригородах Ленинграда, оставшиеся четыре – на Волховском фронте). Приземлялись самолеты и на лед Суздальского озера, неподалеку от которого в лесопарке Сосновка появился одноименный военный аэродром. Бывший радист аэродрома «Сосновка» Валентин Богданов рассказал, как ему удалось сохранить «крылья» в эти дни.

Фото: А.Шарова/Город+

Каждый день рабочие, учителя, научные сотрудники совершали свой обыкновенный подвиг - поддерживали жизнь в городе. Сейчас трудно представить, каково жить в осажденном городе, но попытаться можно. «Город+» предлагает сделать такую попытку с помощью дневников очевидцев - жителей блокадного Ленинграда, предоставленных Центральным государственным архивом историко-политических документов Петербурга

Мы предлагаем ознакомиться с дневниковыми записями ученицы школы № 30 Лены Мухиной; ученицы 8-го класса 221 средней школы Куйбышевского района Ленинграда Майи Бубновой; учителя литературы 156 средней школы Смольнинского района и аспиранта Ленинградского городского института усовершенствования учителей Александра Бардовского; старшого научного сотрудника Музея города Алексея Черновского. Воспоминания начальника планового отдела и главного диспетчера завода Радиотехнических изделий Георгия Кок; доктора физико-математических наук Государственного оптического института Марии Савостьяновой; сотрудника Оптического института Павла Вихарда можно прочитать здесь. 

Фотография предоставлена музеем Городского электрического транспорта Петербурга

Основным транспортом все 900 дней блокады, конечно, являлся трамвай. Еще в предвоенные годы он был основным пассажирским и грузовым транспортом в городе. Очень большую роль трамвай сыграл в период эвакуации, когда для вывоза подготавливались заводы, произведения искусства. В сентябре, когда Ленинград только оккупировали, транспорт еще работал, но уже 9 декабря 1941 года из-за прекращения подачи тока трамвайное и троллейбусное движение в городе было остановлено. Ценой неимоверных усилий через четыре месяца удалось в осажденном городе пустить движение. Это было жизненно необходимо, потому что трамвай экономил силы жителей и вселял надежду. Одно дело смотреть на вмерзшие в лед вагоны, а другое, - когда они двигаются, гремят и звенят. Историю петербургского трамвая «Городу+» рассказал директор музея Горэлектротранса Кирилл Нюквист.  

Фотография предоставлена музеем Городского электрического транспорта Петербурга

Соединение прошлого и настоящего, связь времен и память о пережитом – все это есть в фотографиях Сергея Ларенкова, посвященных блокадному Ленинграду. Сергей Ларенков, лоцман по профессии, с 10 лет увлекается фотографией, но не просто фотографией, а фотореконструкцией – соединением прошлого и настоящего, что позволяет создать эффект присутствия для каждого, кто видит работы моряка. Мы посвятили фотореконструкциям Сергея три материала, каждый из которых рассказывает о разных периодах блокады. С помощью фотографий Сергей показал начало блокады, жизнь блокадного города и судьбу пригородов.  Детально о судьбе государственных музеев-заповедников в блокаду «Городу+» рассказали сотрудники ГМЗ «Царское Село», «Гатчина» и «Петергоф».

Источник изображения: pushkin.ru

Открытки в блокадном городе были одним из самых главных средств связи. В блокадное время в Ленинграде было издано около двух тысяч различных видов открыток. Их тираж был огромным. Открытки служили средством связи города с фронтом, со страной, с родственниками в разных уголках СССР. Практически каждый человек, который жил в блокадное время, пользовался этим видом корреспонденции. Так, издателями открыток в Ленинграде был совершен свой неизвестный подвиг. О том, какие открытки издавали в осажденном городе, и каковы их функции - читайте в материале «Город+»

О героическом подвиге ленинградцев, которые любой ценой старались не просто выжить, а учиться в школах, слушать музыку, делить радость и горе, работать, и даже любить, сегодня можно узнать в Музее обороны и блокады Ленинграда, открывшимся в 1944 году на месте временной выставки. Музей очень быстро набирал популярность. Фотографии, личные вещи, дневники, игрушки, школьные аттестаты, секретные документы и даже военная техника – каждый день памятная выставка становилась все больше. Но как и Ленинград в военное время, Музей пережил трагические этапы. Главным из них стал период забвения длинною в 40 лет, причиной которого послужило «Ленинградское дело» - не было подвига, не было блокады. 

Фото: Сергей Ларенков 

В канун 70-летия прорыва блокады Ленинграда в школе №340 Невского района открылся Музей «Истоки жизни – Невская застава» имени Ольги Берггольц. С инициативой создания музея выступили жители микрорайона, где родилась и выросла знаменитая поэтесса. В музее воссоздан интерьер блокадной комнаты и кабинет Ольги Берггольц, установлена мемориальная доска; часть экспозиции посвящена истории школы и микрорайона «Невская застава». К сожалению, вещи, которые принадлежат самой Ольге Берггольц, не могут появиться в музее, поскольку давно находятся в собраниях более крупных музеев. Зато сотрудники с удовольствием принимают в дар экспонаты советского времени.

Фото: Сергей Ларенков 

Отдельного рассказа заслуживают и четвероногие жители блокады. История о коте Максиме сохранилась благодаря воспоминаниям Веры Володиной. Когда началась война, девочка было совсем маленькой. Воспоминания Веры на первый взгляд звучат неправдоподобно – кот и попугай засыпали в одной клетке, пытаясь согреть друг друга. Кот выжил, ему удалось выстоять все 872 дня блокады. После он прожил еще 13 лет, а в доме Веры стали проводить постоянные экскурсии – все хотели узнать историю Максима.

Хвостатые герои, четвероногие бойцы – они спасали жителей блокады от голода. Историю котов, их подвиги и то, что им пришлось пережить сегодня можно узнать в Музее Кошки, в котором в 2011 году открылась экспозиция, посвященная блокадным котам. Не только в блокаду, но и в послевоенное время коты сохраняли стойкость и приходили на помощь: они избавляли город от крыс, поглощавших провизию и разносивших опасные заболевания.

Поделиться в соцсетях