В Древнем Египте кошка считалась священным животным, олицетворением солнца и богини Баст, изображавшейся с кошачьей головой. Кошек почитали, после смерти их мумифицировали, а при жизни старались не причинять им вреда и содержать в роскоши. Для них строились гробницы и специальные кладбища, знатный египтянин мог забрать любимую кошку с собой в загробный мир. Часто котов изображали на стенах храмов и дворцов, кошачьим возводили статуи.
Однако европейская архитектура берёт истоки от Античности - где кошкам не придавали особого значения. Долгое время их даже не держали в качестве домашних животных: использовать для ловли грызунов котов стали только в Древнем Риме, до того для этих целей содержали хорьков и ласк. В Средние века европейцы стали отождествлять кошек с ведьмами, считая, что они могут в них превращаться. Чёрная кошка стала источником суеверного страха, спутницей тёмных сил, колдунов, чертей и прочей нечисти. Изображать её на зданиях не торопились.
Появляться на фасадах кошка стала в эпоху модерна, часто прибегавшего к натуралистичным мотивам. Обычно изображения этого животного не имеют подтекста и водружаются на фасад в качестве декора или в «прямом» значении. Многие скульптуры, которые сегодня можно встретить в Петербурге, являются памятниками кошкам: например, Елисей и Василиса на Малой Садовой установлены в память о ярославских котах, прибывших в Ленинград вскоре после прорыва блокады для спасения осаждённого города от грызунов. Во дворе главного здания СПбГУ «живёт» памятник лабораторной кошке, а на карнизе дома №34 по улице Марата уже десять лет «гуляет» бронзовая Тишина Матроскина - памятник бездомным кошкам Петербурга.
Где искать:
Кот Елисей и кошка Василиса, Малая Садовая улица, 8 и 3.
Памятник подопытной кошке во дворе главного здания Санкт-Петербургского государственного университета, Филологический переулок, 3П.
Тишина Матроскина, улица Марата, 34.
Котёнок Фунтик, улица Якубовича, 10.
Малый проспект П. С., 66 / улица Ленина, 32, доходный дом И. Ф. Алюшинского. Годы постройки: 1907–1908, архитекторы А. Л. Лишневский, П. П. Светлицкий.
Каменноостровский проспект, 1-3, Дом Лидваль. Годы постройки: 1899-1904, архитектор Ф. И. Лидваль.
Каменноостровский проспект, 69-71, Дом работников Института экспериментальной медицины. Годы постройки: 1933-1935, архитекторы Н. Е. Лансере, А. С. Рюмин.
Обезьяна на фасаде Дома работников Института экспериментальной медицины, Каменноостровский проспект, 69-71
Обезьяна в мифологии - существо противоречивое. У разных народов она символизирует разные качества, но общее одно - подобие человеку. Кто-то видел в этом подобии признаки ума и мудрости, кто-то - карикатуру на человеческий облик. У китайцев обезьяна считалась символом хитрости и изворотливости, в некоторых сказаниях обезьяна могла предать, продать и пойти на различные неприглядные поступки ради собственной выгоды. В Древнем Египте обезьян почитали: павиан, согласно разным источникам, был то спутником бога Солнца Ра, то священным животным бога мудрости, письма и Луны Тота.
В европейской традиции обезьянам не принято уделять особого внимания. Если они и упоминались в искусстве, то, скорее, в пренебрежительном контексте, часто становились героями басен и сатирических стихотворений. В архитектуре Петербурга изображения обезьян встречаются только в качестве скульптурных иллюстраций к басням или, как и кошки, в «прямом» значении, без каких-либо подтекстов.
Где искать:
Обезьяна и другие животные на пьедестале памятника баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду.
Каменноостровский проспект, 69-71, Дом работников Института экспериментальной медицины. Годы постройки: 1933-1935, архитекторы Н. Е. Лансере, А. С. Рюмин.
Большая Морская улица, 43, Особняк Демидова. Годы постройки: 1835-1840, архитектор О. Монферран.
Слоны на фасаде ТЦ «Невский центр», Улица Восстания, 2 / Невский проспект, 116
Слон - почитаемое животное в Древней Индии, облик слона имеет бог мудрости и благополучия Ганеша. Олицетворяющий и силу, и мудрость, и нерасторопность одновременно слон внушал и уважение, и умиротворённость, и страх перед его мощью. По одной из древних космологических легенд, на спинах огромных слонов покоится мир.
В европейской культуре, по понятным причинам, слон не имел широкого распространения, хотя о таком животном знали, и могли упоминать в произведениях искусства. В архитектуре Петербурга имеется только два скульптурных изображения слона, и одно из них уже не подлинное. «Единственный в городе маскарон слона был на здании гостиницы «Северной» (угол Невского пр. и ул. Восстания). Сегодня этого здания нет. Недавно открыто на его месте здание, с торговым центром. Строители очень старались. И даже слонов на фасады вернули», - сетует в своей книге «Повести каменных горожан» писатель, краевед Борис Алмазов.
Где искать:
Слон и другие животные на пьедестале памятника баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду.
Улица Восстания, 2 / Невский проспект, 116 - бывший Дом Ф. Минаева (Д. А. Дурдина), сейчас - ТЦ «Невский центр». Годы постройки первоначального здания: 1900-1902, архитектор П. И. Гилёв. Здание было снесено в 2006 году, на его месте построено новое с воссозданными фасадами оригинала.
Медведь на фасаде доходного дома И. Ф. Алюшинского, Малый проспект П. С., 66 / улица Ленина, 32
Медведь в мифах разных народов - животное противоречивое. Это и добродушный, и свирепый зверь, и весёлый обжора, и кровожадный убийца. В европейской геральдике обычно является символом силы, хитрости и неустрашимости в защите отечества. Медведь издревле почитался и у славян - ведь бортничество было одним из основных промыслов, а медведь в этом деле был большим помощником (за что и получил своё имя). Встретить изображение медведя можно на гербах разных российских городов: например, Ярославля, Перми, Норильска.
В петербургской архитектуре медведь встречается нечасто, и, что примечательно, два его скульптурных изображения находятся на фасадах зданий, расположенных на одной улице, более того - в одном квартале. Обе постройки - доходные дома, возведённые на Петроградской стороне в эпоху модерна, и украшенные по моде тех лет реалистичными изображениями зверей.
Где искать:
Медведь и другие животные на пьедестале памятника баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду.
Улица Ленина, 33, доходный дом К. И. Волькенштейн. Год постройки: 1910, архитектор С. И. Минаш.
Малый проспект П. С., 66 / улица Ленина, 32, доходный дом И. Ф. Алюшинского. Годы постройки: 1907–1908, архитекторы А. Л. Лишневский, П. П. Светлицкий.
Фото: citywalls.ru
Текст: Город+