О том, какие здания навсегда исчезли с карты Петербурга, Город+ писал здесь и здесь. В новом материале - история достопримечательностей Северной столицы, которые пережили перестройки и переезды, изменились почти до неузнаваемости, но сохранились до наших дней. Рассказываем, какими видели Гостиный двор и Зимний дворец первые горожане, и как Адмиралтейство с Исаакием выглядели при рождении.
Петербург, построенный у моря, стал столицей молодого российского флота значительно раньше, чем столицей всего государства. Одной из первых построек, появившихся в новом городе, стали верфи. Самые первые возникли прямо за Петропавловской крепостью и практически одновременно с ней, у Кронверкской протоки, однако просуществовали недолго - слишком узок был канал для вывода судов в Неву. Уже через полтора года после рождения Петербурга, в ноябре 1704 года, Пётр начал строительство новых верфей - получивших название Адмиралтейских.
Первое Адмиралтейство на гравюре А. Ф. Зубова, 1716 год. Изображение с сайта ru.wikipedia.orgПервые Адмиралтейские верфи были неотделимы от самого Адмиралтейства, а также - от крепости, окружавшей их. Находилось Адмиралтейство с самого основания города на том месте, где мы привыкли его видеть, однако первые адмиралтейские здания значительно отличались от современных. Стратегически важный военный объект, возводившийся на территории, охваченной ожесточённой борьбой со шведами, не мог не строиться и как фортификационное сооружение. Поэтому Адмиралтейство, развернувшееся к Неве буквой «П», было окружено пятью земляными бастионами и сухим рвом. На стенах здания разместили пушки, а всю территорию до Мойки расчистили - образовался так называемый «Адмиралтейский луг», позволявший издалека заметить и атаковать неприятеля, если тот вздумает подобраться к крепости с тыла. Здание было одноэтажным, а эллинги - помещения для строительства кораблей - находились во дворе, обращённом к Неве (то есть, «внутри» буквы «П»). Там же был сооружён канал для сообщения внутри верфи и для доставки леса с острова Новая Голландия.
Менее чем за два десятка лет в Петербурге возвели четыре верфи, но Адмиралтейская, предназначавшаяся для строительства крупных военных судов, считалась главной. В 1711 году в центре основного фасада была построена башня со шпилем - с 1718 года в ней разместилась Адмиралтейств-коллегия, главное морское ведомство страны. С 1719 года шпиль башни украсил флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Петербурга.
Первое Адмиралтейство, однако, было преимущественно деревянным, и в петербургском климате менее, чем за двадцать лет своего существования, сильно обветшало. Новое - уже двухэтажное - здание было построено к 1738 году российским зодчим Иваном Коробовым. Архитектор сохранил планировку первого Адмиралтейства, однако выстроил его в камне, сообразно с модой того времени - в «аннинском барокко». Кроме того, он возвёл внушительных размеров башню - высотой в 72 метра, 23 из которых составлял позолоченный шпиль. Именно Коробов принял решение позолотить и кораблик на вершине шпиля, придав флюгеру знакомый нам облик.
Вид на второе Адмиралтейство на гравюре «Проспект Адмиралтейства с частью Невской перспективной дороги» с рисунка М. И. Махаева, 1753 год. Изображение с сайта ru.wikipedia.orgВ таком виде здание простояло до начала XIX века. В 1806 году были срыты валы крепости и засыпан ров, выглядевшие к тому моменту неуместно в центре столицы, между пышным Зимним дворцом и Медным всадником. Оборонительный луг был засажен деревьями и превращён в бульвар, а само здание - подверглось перестройке. Привычный нам вид Адмиралтейство приобрело не сразу: строительство растянулось до 1823 года из-за войны с Наполеоном. Новая постройка, возводившаяся зодчим Андреяном Захаровым в актуальном на тот момент классицизме, состояла уже не из одного, а из двух «П»-образных корпусов, количество этажей увеличилось до трёх. И хотя Захаров постарался максимально сохранить облик доминанты, созданный его предшественником, оставив, например, общую планировку, пропорции башни и её высоту, всё же Адмиралтейство претерпело значительные изменения. Захаров украсил здание 56 статуями (в 1860 году часть скульптур была снята по просьбе служителей церкви, разместившейся в западном крыле Адмиралтейства) и 11 барельефами, 350 лепными украшениями, посвящёнными торжеству российского флота.
С середины XIX века здание стало полностью административным, верфи же переехали ближе к заливу. В 1870-е годы каналы внутри Адмиралтейства засыпали, а территорию между корпусами - застроили.
Несмотря на то, что Пётр основал в дельте Невы крепость в целях военных - место виделось удачным для удержания отвоёванных земель и отражения атак шведов - почти сразу возле неё начал расти город. А там, где город, - там и торг, поэтому одной из первых построек в молодом Петербурге стал Гостиный двор («гостями» в то время называли заграничных купцов). Однако находился он совсем не там, где мы привыкли его видеть, да и выглядел несколько иначе.
Первой главной площадью Петербурга стала Троицкая - возникла она на ближайшем к крепости Берёзовом острове, впоследствии, благодаря стремительному заселению первыми петербуржцами, названному Городским. Площадь и сегодня граничит с Невой - но в наши дни здесь тихий сквер у Петровской набережной, а в 1705 году на этом месте разворачивалась интенсивная торговля, работал первый городской порт. На площади, рядом с пристанью, организовали деревянные торговые ряды с сотнями лавок, где можно было приобрести и товары голландских купцов - диковинку для России тех лет. В 1710 году ряды сгорели, после чего Пётр повелел построить на площади более надёжное здание для торговли - первый городской Гостиный двор.
Первый Гостиный двор (на Троицкой площади) на гравюре А. Ростовцева, 1716 год. Изображение с сайта opeterburge.ruЭто здание, согласно сохранившимся документам, было мазанковым, однако обладало внушительными размерами и возвышалось на два этажа. Крыша первой «гостинки» была черепичной, а двор - открытым для посетителей, он также использовался для торговли. С появлением Гостиного двора государством была предпринята попытка урегулировать торговлю в молодом городе: продавать и покупать отныне разрешалось только на территории «гостинки», купцы проходили регистрацию и должны были уплачивать обязательные сборы в казну. В Гостином дворе на Троицкой площади была устроена и первая в Петербурге биржа.
Площадь оставалась центром петербургской жизни около двух десятилетий: здесь объявлялись царские указы, распространялись новости, праздновались победы, вершились суды и исполнялись приговоры, заседал первый Сенат, проводились официальные приёмы и народные гулянья, совещались государевы Коллегии - «предки» современных министерств. Однако с ростом города ситуация менялась - к тому же, переезду административных и прочих присутственных учреждений с Городской стороны способствовало низменное расположение этого острова, часто затапливаемого наводнениями.
Новым центром столицы Пётр избрал Васильевский остров. Там разместился дворец князя Меншикова, здание двенадцати Коллегий, Кунсткамера, там же предполагалось построить и императорский дворец. Однако этого так и не случилось - а вот центр торговый на остров успел переехать ещё при жизни основателя города. По приказу императора архитектор Доменико Трезини возводит новый, каменный, Гостиный двор - в несколько раз больше первого. Масштабное здание простирало свои аркады от стрелки, вдоль Невы - вплоть до современной Биржевой линии. До наших дней сохранился небольшой фрагмент этой постройки, который можно заметить рядом со зданием библиотеки Академии наук.
Второй Гостиный двор (на Васильевском острове). Изображение с сайта opeterburge.ruВпрочем, с ростом города уже к 30-м годам XVIII века в Петербурге насчитывается несколько гостиных дворов. Фактически предтечей современного нам здания явились ряды мытного двора на Большой перспективной дороге (Невской першпективе или Невском проспекте), стоявшие у берега Мойки (со стороны современной Большой Морской улицы). После того, как в середине 30-х годов они сгорели, было решено новый Гостиный двор оставить на Невском, но перенести дальше от Невы - ближе к границе города, которая тогда проходила примерно по линии современной Садовой улицы. Сначала ряды были деревянными, и лишь в конце 50-х императрица Елизавета Петровна задумала перестроить их в камне, и даже выбрала проект своего любимого барочного архитектора - Франческо Бартоломео Растрелли. Однако этому Гостиному двору так и не суждено было появиться - пришедшая к власти Екатерина II отклонила проект Растрелли как слишком пышный, и предпочла строгий вариант в стиле классицизм, предложенный Валлен-Делламотом. Строительство велось более 20 лет - с 1761 по 1785 год. С тех пор Гостиный двор неизменно находится на привычном нам месте - между Невским проспектом, Садовой улицей, Думской улицей и улицей Ломоносова. Существенно его облик за эти почти два с половиной столетия не изменялся.
Этой стихотворной цитатой можно описать множество петербургских дворцов - как уже исчезнувших, так и существующих поныне. Но сложно поверить, что отнести её можно и к главному дворцу города, одному из самых знаменитых его памятников - Зимнему, в котором сегодня размещается Государственный Эрмитаж.
Зимний, украшающий Дворцовую площадь сегодня, - уже шестой по счёту дворец с таким названием и пятый, возведённый на привычном нам месте. Первая постройка, считающаяся Зимним дворцом, появилась на берегу Невы неподалёку от Адмиралтейства в 1708 году - для Петра здесь были построены «зимние маленькие хоромы» «голландской архитектуры». Он представлял собой одноэтажную постройку с мезонином и небольшой башенкой, увенчанной шпилем. Здание находилось ближе к Неве и имело собственный спуск к воде. Дворцом его не называли, говорили - «Зимний дом». Сам Пётр называл здание «своей конторой».
«Зимний дом» Петра I - первый Зимний дворец на гравюре. Изображение с сайта history.wikireading.ruНа месте этого домика в 1711-12 годах по проекту архитектора Доменико Трезини, чуть дальше от Невы, были построены двухэтажные «Свадебные палаты» - где состоялась свадьба Петра I с Екатериной. Палаты вошли в историю как второй Зимний дворец, но, как и первый, просуществовали недолго: уже в 1716 году началась перестройка здания в камне Георгом Маттарнови. К 1720-му году третий Зимний дворец был завершён. Это сооружение уже могло по праву называться дворцом: он возвышался на три этажа, в нём располагалось множество помещений и даже эллинг, в котором некоторое время ремонтировался ботик Петра. Вероятно, не без влияния императора, дворец «шагнул» обратно к Неве, оставив «Свадебные палаты» позади себя. Будучи образцом петровского барокко, дворец внешне напоминал здание Двенадцати коллегий (хотя был и значительно меньше). Именно в нём Пётр I скончался, здесь состоялось и прощание с царём, после чего большой зал дворца прозвали Погребальным - или Печальным. Вскоре после смерти Петра Екатерина I расширила и перестроила дворец, а впоследствии он и вовсе сместился ближе к Адмиралтейству.
«Свадебные палаты» - второй Зимний дворец на гравюре А. Ф. Зубова 1716 года. Изображение с сайта encspb.ruНа месте петровских дворцов сегодня размещается Эрмитажный театр. До наших дней дошли лишь небольшой фрагмент двора, лестницы, сеней и одной из комнат - всё это удалось обнаружить во время недавней реконструкции. Часть открытого петровского фасада законсервировали и сохранили - её можно заметить на западной стене Эрмитажного театра, со стороны Зимней канавки.
Окончательно на нынешнем месте дворец утвердился при Анне Иоанновне. Петровский Зимний казался ей слишком скромным, ветхим и непривлекательным. Императрица повелела построить новый - и в 1732-36 годах Франческо Бартоломео Растрелли перестроил для неё хоромы адмирала Апраксина поблизости от Адмиралтейства, находившиеся на территории нынешнего Зимнего дворца. Но это только четвёртый известный нам Зимний! Растрелли построит в Петербурге ещё два Зимних дворца - но уже для новой императрицы.
Четвёртый Зимний дворец, второе Адмиралтейство и третий Исаакиевский собор на гравюре Г. А. Качалова и Е. Г. Виноградова по рисунку М. И. Махаева «Проспект вниз по Неве-реке между Зимним дворцом и Академией наук» (левая часть), 1753 год / Государственный Эрмитаж. Изображение с сайта: www.arthermitage.orgЕлизавета Петровна занялась постройкой нового дворца не сразу, а ближе к концу своего правления. В середине 1750-х Растрелли строит для неё сначала пятый - временный - а затем и шестой, постоянный, Зимний дворец. Временный дворец был деревянным и одноэтажным, однако поражал размерами: он находился на месте сгоревшего в середине 1730-х годов гостиного двора на пересечении Мойки и Невского проспекта, однако значительно превышал его площадью. Дворец занял территорию от современной Малой Морской улицы до Мойки. Центральная часть главного фасада была двухэтажной и украшенной колоннами, главный подъезд находился на углу Малой Морской, а от него вдоль Невского анфиладой шла галерея комнат. Тронный зал занимал целый флигель, особо пристроенный к зданию, имелись также театр, библиотека и парадная обеденная зала. Дворец казался очень внушительным и пышным для временной постройки: покои императрицы окнами выходили на Мойку, тогда как комнаты будущей государыни Екатерины II (в то время - великой княгини, супруги великого князя Петра, будущего Петра III) - на Малую Морскую улицу. В своих дневниках Екатерина описывала дворец, отмечала его просторы - особо указывая, что ей «не приходится страдать от близости комнат великого князя». Считается, что из окна покоев в этом дворце Екатерина впервые увидела в окне дома напротив своего будущего фаворита Григория Орлова.
Пятый Зимний разобрали после того, как Растрелли достроил шестой - уже известный нам дворец. Однако его хозяйка, Елизавета Петровна, так и не смогла в нём пожить. Дворец достроили уже после её смерти, сама же Елизавета скончалась во временном Зимнем дворце.
Церковь Исаакия Далматского появилась в Петербурге неслучайно: Пётр I родился в день поминовения этого святого, 30 мая по старому стилю. Первый Исаакий был построен возле Адмиралтейства. Под устройство храма отдали помещение чертёжного амбара на Адмиралтейском лугу, возле главных ворот верфи, и сильно его не перестраивали: надстроили колокольню со шпилем, добавили алтарное помещение - и церковь готова. Первые службы в ней велись уже в 1710 году, а в 1712 Пётр I обвенчался здесь с Екатериной, о чём осталась запись в походном журнале государя. Там, к слову, Исаакий уже назван собором, хотя фактически это была ещё маленькая одноэтажная деревянная церквушка. О её перестройке задумались очень быстро: уже в 1717 году начали возводить новый - каменный - храм в честь Исаакия Далматского. Первый камень в основание нового храма Пётр заложил собственноручно.
Первая Исаакиевская церковь, литография по рисунку О. Монферрана, 1845 год. Изображение с сайта ru.wikipedia.orgВторую Исаакиевскую церковь было решено перенести ближе к Неве - храм стоял почти у воды, примерно на том месте, где в будущем появится Медный всадник. Однако строительство затянулось: главный архитектор Георг Маттарнови скончался, и работы продолжились под руководством Николая Гербеля, а затем Гаэтано Киавери и Якова Неупокоева. Стройка велась почти 10 лет, и открылся новый храм уже после смерти Петра - в 1728 году. Церковь построили в стиле петровского барокко с высоким шпилем и куполом - облик её напоминал Петропавловский собор. На вершине позолоченного шпиля разместили ангела, держащего крест. Исаакиевская церковь была трёхнефной с боковыми притворами - и стала первым православным храмом в России, имевшим в плане форму латинского креста.
Местоположение церкви оказалось неудачным. Берег Невы ещё не был достаточно укреплён, поэтому фундамент здания подмывали частые наводнения. Кроме того, в высокий шпиль, почти достигавший 72-метрового адмиралтейского, не раз попадали молнии, вследствие чего церковь неоднократно горела. В связи с этим уже в середине XVIII века задумались о строительстве новой церкви, а также о переносе её дальше от берега Невы.
Южный фасад второй Исаакиевской церкви на рисунке Н. Гербеля, 1721 год / Государственный Эрмитаж. Изображение с сайта ru.wikipedia.orgРассмотрев несколько проектов нового храма, Екатерина II предпочла вариант Антонио Ринальди, а также приняла решение о переносе церкви на её нынешнее место. Ринальди начал работу в 1768 году. Он предполагал построить внушительное строение с пятью куполами, облицованное со всех сторон мрамором - однако этим планам не суждено было сбыться. К моменту кончины Екатерины II в 1796 году здание было достроено только до оснований куполов. После смерти императрицы строительство приостановили и Ринальди уехал из России. Достраивал храм по повелению уже Павла I архитектор Винченцо Бренна. Новый государь не пожелал тратить деньги на пышный проект Ринальди - мрамор, предназначавшийся для облицовки стен, он забрал для строительства своего Михайловского замка, оставив собор с «голым» кирпичом. Пришлось отказаться и от пяти куполов, оставив один, причём в уменьшенных размерах. Кроме того, колокольню построили на один ярус ниже, чем было задумано. В результате стройка храма пережила Павла - церковь освятили через год после его смерти, в 1802 году. Но новая церковь получилась уродливой и мрачной, с нарушенными пропорциями и неказистой облицовкой. Храм вызывал у горожан насмешки, облик нового Исаакия становился поводом для анекдотов.
Третий Исаакиевский собор на гравюре И. А. Иванова, 1816 год. Изображение с сайта ru.wikipedia.orgУже через семь лет - в 1809 году - Александр I объявляет конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. Определились с проектом только к 1818 году: перестройкой храма занялся молодой французский архитектор Огюст Монферран. Он стремился сохранить задумку Ринальди, однако несколько изменить пропорции собора и отказаться от колокольни. За основу он взял блестящие образцы парижской архитектуры - Пантеон и Дом инвалидов. Однако в проект неоднократно вносились изменения - в связи с чем строительство собора затянулось на 40 лет. В 1858 году Исаакий предстал перед горожанами в том виде, в котором мы его знаем сегодня.
Фото: ru.wikipedia.org, opeterburge.ru, history.wikireading.ru, encspb.ru, www.arthermitage.org
Текст: Город+