Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом. Уникальные мощные атомоходы помогают нашей стране осваивать Крайний Север. Они проводят транспортные суда по Северному морскому пути, участвуют в аварийно-спасательных операциях, научных экспедициях и даже сопровождают туристов на Северный полюс. О жизни и работе на борту современного атомохода рассказал третий помощник капитана головного универсального ледокола «Арктика» Евгений Жильцов.
«Главная сложность управления ледоколом – в особенностях маневрирования. Если транспортные суда могут позволить себе идти на авторулевом, то нас сложная ледовая обстановка заставляет постоянно контролировать ситуацию. Картина дрейфующего льда часто меняется, поэтому мы ходим только на ручном управлении и ищем оптимальные пути для прохода. По большей части, мы занимаемся индивидуальной проводкой: делаем все, чтобы судну, которое мы ведем, было легче двигаться», – объясняет моряк.
Основная задача атомного ледокола – проложить путь через лед для тепловодных кораблей. С помощью тщательного наблюдения и особых радаров специалисты находят трещины или открытые участки воды и расширяют их для комфортного движения. Непосредственно колоть нетронутый крепкий лед судам приходится редко. Быстрее и экономичнее для них – обойти опасные участки. Поэтому на флоте особенно ценится грамотная навигация, а экипаж набирается из профессионалов с высшим образованием.
На каждом судне есть две команды. Экипажи сменяют друг друга раз в четыре месяца. То есть четыре месяца моряки проводят на ледоколе, а четыре на берегу. Ледокол приходит в заданный район и работает там, согласно указаниям Штаба ледовых операций. День на корабле подчинен расписанию вахт. Экипаж делится на три бригады, в каждой из которых есть старший помощник и штурман. Вахта сменяется в 4:00, 8:00, 12:00, 16:00, 20:00 и в полночь, то есть каждая бригада заступает на четырехчасовую вахту дважды в сутки с восьмичасовыми перерывами. Большую часть рабочего времени старший экипаж проводит на капитанском мостике, а также занимается буксировкой и передачей снабжения.
Но у членов экипажа, конечно же, бывает и свободное время. По словам Евгения Жильцова, все ледоколы современного российского флота оборудованы бассейнами, спортзалами, саунами и актовыми залами. Все моряки и командование живут в отдельных комфортабельных каютах по одному человеку с личным душем и всеми необходимыми удобствами. Поэтому работа на Северном полюсе не кажется им тяжелой и неприятной. Здесь молодые ребята находят свое призвание и порой даже не хотят возвращаться «на большую землю».
«Мне с детства нравились корабли, я много о них читал, но мне никогда не приходило в голову, что можно сделать это своей профессией. В 24 года я это внезапно осознал и сразу пошел в Государственную морскую академию Адмирала Макарова на курсы судовождения. На первую матросскую практику я попал на ледокол. Мне понравилось, и я проработал матросом 5 лет, пока не получил диплом о высшем образовании и не стал помощником капитана», – делится третий помощник капитана головного универсального ледокола «Арктика».
На Северном полюсе сегодня престижно не только работать, но и отдыхать. Арктический туризм в России набирает небывалые обороты. Например, ледокол «50 лет Победы» регулярно возит на Крайний Север туристические группы. По словам Евгения Жильцова, природа Арктики влюбляет в себя каждого человека с первого взгляда. Бескрайние пространства, покрытые льдом, белые медведи, моржи, тюлени и, конечно, легендарное северное сияние – это бесценные богатства России, которые стали доступны людям, благодаря появлению атомного ледокольного флота.