Петербург – город, который не принято ассоциировать с женским лицом и поступками. А зря, ведь, между прочим, в Северной столице вершило историю немало талантливых дам – от балерин до революционерок. Каждая из них внесла свою лепту в нашу повседневную жизнь – стихотворениями одной знаменитой и любимой поэтессы зачитываются еще в школе, а, например, голос другой напоминает о мужестве и подвиге Ленинграда во время блокады. В честь весеннего праздника Город+ сделал подборку петербургских мест, история которых неразрывно связана с женской судьбой.
Квартира, окна которой выходят на живописный сад Шереметевского дворца, буквально пропитана литературным духом – здесь жила и работала с 1925 до 1952 годы (с перерывом на эвакуацию) одна из самых знаменитых поэтесс Серебряного века. Интересно, что само пространство как будто наполнено метафорами и символами. Например, старая парадная лестница, ведущая на третий этаж, выглядит как наглядная иллюстрация границы между дворцовыми интерьерами и коммунальной квартирой. На этом контрасте построена и вся экспозиция – под громкий, четкий и даже грубый голос поэтессы, читающий стихи, посетители погружаются в историю жизни интеллигентов Серебряного века (с патефонами, застольями, литературными вечерами) во время репрессий в социалистическом Ленинграде.
Нужно сказать, что для Ахматовой понятие «репрессии» - не пустой звук. Гонениям были подвергнуты ее самые близкие люди – первый муж, Николай Гумилев, был расстрелян в 1921 году. Николай Пунин, с которым поэтесса жила в квартире в Фонтанном доме, был трижды арестован, а позже, в 1953 году, погиб в лагере. Единственный сын Ахматовой, Лев, провел в заключении в общей сложности более десяти лет. О своей боли и о боли матерей и жен «врагов народов» она пронзительно напишет в поэме «Реквием»:
«…Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу
Ты сын и ужас мой…»
Исторический факт - в одной из комнат этой квартиры Ахматова писала письмо самому Сталину с просьбой о помиловании сына. В этом же помещении в 1950-м году она писала цикл стихотворений «Слава миру», посвященных вождю. Этот поступок преследовал Ахматову до конца жизни.
В доме №7 на улице Рубинштейна, где сегодня висит памятная доска, жила одиннадцать лет Ольга Берггольц. Интересно, что это авангардное здание эпохи петербургского конструктивизма имеет как официальное название – Дом-коммуна инженеров и писателей, так и забавное прозвище - «слеза социализма». Благодаря этому его жильцы (в том числе и Берггольц) автоматически стали «слезинцами».
Ольгу Берггольц многие знают как музу блокадного Ленинграда, ведь каждый день из репродукторов осажденного города раздавался долгожданный и буквально путеводный голос: «Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц». За это 3 июня 1942 года ей вручили медаль «За оборону Ленинграда», а зимой 1945 года вышел радиофильм «900 дней». Он состоял из фрагментов звукозаписей (в том числе метроном, отрывки из Седьмой симфонии, объявления о тревоге, голоса людей). Ольга Берггольц принимала участие в работе над этим радиофильмом, читала стихи. Но, справедливости ради, стоит сказать, что ее отношения с советской властью были весьма непростые. В 1938 году по ложному обвинению поэтесса была объявлена «врагом народа» и заключена в тюрьму. Там она провела полгода, где после пыток родила мертвого ребенка (ранее Ольга потеряла две дочери – Майю и Иру). Только спустя год Берггольц была реабилитирована. После войны она продолжала выпускать поэтические сборники и книги, например, «Они жили в Ленинграде».
В 1994 году Ольге Берггольц было присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга». Кроме того, в память о ней названа улица в Невском районе, а также сквер во дворе дома № 20 на набережной Чёрной речки. Ещё один бронзовый барельеф, посвященный поэтессе, установлен при входе в Дом радио.
Сцена Мариинского театра за всю свою историю видела много великих балерин, артисток, педагогов. Среди «звезд», творчество которых повлияло на современное представление о театральном искусстве и культуре в целом, выделяется Матильда Кшесинсткая. Она известна как прима-балерина Мариинского театра (хотя в то время на сцене блистали балерины итальянки), а также заслуженная артистка Императорских театров. Она работала с такими мастерами, как Мариус Петипа и Лев Иванов, танцевала в балетах «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Баядерка». В конце XIX века ее имя украшало множество театральных афиш, а некоторые спектакли ставились именно под ее физические особенности и мягкую пластику. Кроме того, она выступала в знаменитых «Русских сезонах» Дягелева. Но ее головокружительный успех на сцене связывают не только с природным талантом и профессиональным упорством - в 1892—1894 годах она была фавориткой цесаревича Николая, потом (с 1921 года) она стала супругой великого князя Андрея Романова. А в 1936 году получила титул Светлейшая княгиня Романовская-Красинская.
Также в историю театра вошла Агриппина Яковлевна Ваганова. Именно ей принадлежит одна из самых спорных версий балета «Лебединое озеро». Совместно с художником по костюмам Владимиром Дмитриевым она пошла на риск и создала постановку в социальном ключе - авторы перенесли действие балета в 30-е годы. Многие специалисты того времени считали, что некоторые моменты в постановке Вагановой были неплохими, но в общем версию считали неудачной. Премьера состоялась в 1933 году - Одетту сыграла великолепная Галина Уланова, а партию Одилии – Ольга Иордан. Интересно, что через год Агриппина Яковлевна выпускает книгу под названием «Основы классического танца», которая стала основополагающим пособием для балетной школы прошлого века.
В честь революционерки, культурного и политического деятеля Надежды Крупской названа знаменитая петербургская кондитерская фабрика, улица в Невском районе и городская библиотека. И не удивительно, ее судьба неразрывно связана с Октябрьской революцией и ее главным идеологом – Владимиром Ильичом Лениным. На протяжении своей жизни она занимала активную гражданскую позицию, работала с молодежью и детьми в сфере образования. Именно благодаря этому факту старейшая библиотека Невского района получила такое название. Сначала, в 1893 году, учреждение работало как первая бесплатная читальня для рабочих по инициативе Невского общества Устройства Народных Развлечений, председателем которого был Н.А. Варгунин (владелец писчебумажной фабрики). Он же за Невской заставой открыл вечернюю школу для рабочих и театр. Среди организаторов читальни была и учительница Смоленской воскресной школы Надежда Крупская.
Также она была сторонником советской цензуры и антирелигиозной пропаганды, написала множество работ о Ленине. Интересно, что именно с именем Крупской связывают отречение К. Чуковского от жанра сказок. Дело в том, что в 1928 году в газете «Правда» выходит ее разгромная статья на творчество литератора и его журнал «Крокодил». Мнение Крупской означает для Чуковского фактический запрет на профессию.
Сегодня имя Крупской ассоциируется у петербуржцев с кондитерской фабрикой. Она была создана в Ленинграде в 1938 году. Тогда в соответствии с приказом Наркомпищепрома СССР начала работать шоколадная фабрика, созданная на базе фабрики-кухни. Кстати, даже в тяжелые блокадные дни, которые довелось пережить Ленинграду, производство не прекращало работу. Речь уже не шла о выпуске сотен тонн шоколада (его делать было не из чего). В то время на фабрике было налажено изготовление витаминной настойки из хвои, а она стала чуть ли не единственным средством борьбы с авитаминозом и цингой у истощенных жителей города. Сейчас фабрика и ее продукция по праву считается одной из визитных карточек города.
Фотографии: группа "Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме"/https://vk.com; группа "МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ"/https://vk.com; группа "Надежда Константиновна Крупская (Ульянова)"/https://vk.com.