Мало кто задумывается о том, что покупая некоторые средства гигиены, люди могут наносить существенный вред окружающей среде. Особенно, если речь идет о буквально микроскопических частичках, похожих на крупицы сахара или соли. На деле, конечно же, это не крупицы и не зерна, а микропластик, который активно используется в чистящих и косметических средствах. О том, как маленькие разноцветные шарики становятся проблемой мирового масштаба нам рассказала координатор проекта «Микропластик - невидимая проблема» в Петербурге и сотрудник региональной общественной молодежной экологической организации «Друзья Балтики» Дарья Мытарева.
…Несмотря на то, что мы научились перерабатывать пластмассы и полимеры, микропластик, который уже попал в море со стоками, мы не можем собрать. Он очень маленький и находится в разных слоях воды в зависимости от тяжести. По разным оценкам, в Балтийское море без учета бассейна (связанных с ним рек и озер) вместе со стоками попадает примерно 40 тонн микропластика в год…
…Обитатели моря и птицы могут принять микропластик за еду. Если птица съедает его в большом количестве, она умирает (мы все видели эти картинки в интернете). Есть и еще одна проблема. Маленькие частички пластика ведут себя в море как магниты, они абсорбируют химические загрязнители, и одна частичка такого пластика может быть в миллион раз опаснее, чем окружающая ее водная среда. Если это все съедает рыба, химические загрязнители встраиваются в костные и пищевые ткани ее организма, а потом она попадает к нам на стол. Многие ученые говорят, что балтийскую рыбу можно есть не чаще двух раз в неделю, потому что она как раз "грязная". Кроме этого, сложно точно ответить, влияет ли микропластик на наше здоровье. Эти частички настолько малы, что абсорбируют химические вещества в очень маленьких концентрациях. То есть чтобы у человека наступило отравление, необходимо пользоваться одной и той же вещью пять, десять, двадцать лет. В долгосрочной перспективе это может привести к заболеваниям, но пока таких случаев еще не было выявлено…
Полный текст про микропластик читайте по ссылке.
В преддверии акции «На работу на велосипеде», которая в очередной раз состоится в Петербурге 22 сентября, рассказываем истории горожан, выбравших двухколесный вид транспорта в качестве основного средства передвижения по городу. В нашем материале собраны мнения тест-инженера, водителя велотакси, велокурьера и дворников о велосипеде как о рабочем инструменте и верном «напарнике».
Павел Семёнов, тест-инженер в «ВелоДрайве»: Я работаю в компании тест-инженером и ведущим «покатушек». В повседневной работе велосипед, точнее велосипеды — это, скорее всего, инструменты и объекты исследования, нежели помощники. Ведь нельзя поставить на витрину новые неизвестные бренды и повесить рекламу «покупайте наших слонов». «Слоны», перед тем как попасть к покупателю, должны быть проверены, вдруг это и не «слоны» вовсе. Для этого берётся эталонный «Я», весом в один центнер, и новинка, предлагаемая поставщиком. Я езжу на новом двухколёсном с работы, на работу, по работе, в магазин, в кино и смотрю, как поведёт себя велосипед в повседневной эксплуатации. Если всё в порядке — даю добро, и линейка товара идёт в продажу. Если есть малейшие подозрения, что эксплуатация может привести к ДТП из-за брака, плохой сборки, неудачного инженерного решения, велосипеды в магазины не закупаются, а поставщик получает рекомендации по улучшению качества товара...
Полный текст читайте по ссылке.
В прошлом году на 8-ой линии Васильевского острова открылся первый в России «Общественный холодильник». Открылся и ровно через сутки благополучно закрался – виной всему стало требование Роспотребнадзора. Тем не менее, за день работы проект быстро привлек к себе внимание общественности – за едой в считанные часы выстроилась длинная и живая очередь. Мы поговорили с участниками проекта (активистами движения «Фудшеринг» и благотворительного магазина «Спасибо!») и узнали подробности.
Алина Орлова, продавец «Спасибо!» на 8 линии, 55, где был установлен общественный холодильник:
…После того, как холодильник опечатали, к нам за едой зашли примерно человек тридцать, в большинстве это совсем бедные и очень старенькие бабушки. У одной удалось узнать возраст (ей 85!). Три бабули специально приехали из Купчино. Человек 10-15 хотели сдать еду в холодильник. Парочка обычных людей, а вот все остальные, похоже, от каких-то заведений. Вечером пришли волонтеры с огромными пакетами с едой, поставили их возле опечатанного холодильника и не успели отвернуться, как еду разобрали. Ей и в течении дня обменивались вне холодильника…
Юлия Кулешова, руководитель «Спасибо!»:
…В перспективе проект мог бы стать очень сильным. Я не соглашусь с теми, кто считает, что «у россиян другой менталитет», и еду бы не стали приносить. Во-первых, «менталитет» формируется во многом внешней средой и может измениться, во-вторых, опыт благотворительного магазина «Спасибо!» показал, что россияне — отзывчивые и восприимчивые к новым механизмам социального взаимодействия и помощи. Например, в августе “Спасибо!” перечислил в благотворительные фонды Петербурга 557 000 рублей и раздал нуждающимся 14 тонн вещей, и всё это благодаря горожанам, которую совершенно бесплатно пожертвовали одежду. А ведь когда мы в 2010 году открывали «Спасибо!» , все также хором говорили про какой-то «не тот менталитет...
Полный текст о проекте с мнениями специалистов читайте по ссылке.
Об особенностях социальной рекламы на тему экологии мы поговорили с генеральным продюсером «Ночи пожирателей рекламы» в России Даниилом Костинским. Специалист рассказал, в чём отличие западной и российской социальной рекламы и почему даже об экологических проблемах нужно говорить с юмором.
…Нужно научиться снимать социальную рекламу с юмором. У нас сейчас социальная реклама – это шок. Мастерство в том, чтобы выдержать баланс между юмором и описанием проблемы, убедить людей в необходимости изменить свое поведение по отношению к поднятому вопросу. Юмора должно быть в меру, чтобы сама тема социальной рекламы не стала предметом насмешки.
Когда мы делаем шокирующую социальную рекламу, со страшными кадрами, пускай даже и задрапированными, или на самые страшные моменты оставляем только звук для большего нагнетания «нерва», мы сразу же ограничиваем себя в аудитории, которая могла бы посмотреть ролик. В сухом остатке – уменьшаем число людей, которые могли бы увидеть социальный ролик на важную тему, например о какой-то экологической проблеме…
Полный текст читайте по ссылке.
Год назад наш корреспондент побывала на познавательной экскурсии «От серого к зелёному — экология промышленного пояса» эколога и урбаниста Арсения Коннова (прогулка прошла в рамках фестиваля «Открытая карта»). Арсений провёл участников по тайным тропам и рассказал, как растения захватили заброшенные территории и что ждёт петербугский промышленный пояс в будущем.
…Недалеко от американского клёна растёт ива, которую сразу признать не удаётся: у неё огромные, в жёлтых пятнах листья. «Загрязнение окружающей среды оказывает на растения своё воздействие. Эти оранжевые пятна — пыльца паразитических грибов. Скорее всего, это комбинация даже нескольких паразитов. Вероятно, ива болеет одновременно вирусным заболеванием и грибковой инфекцией. У многих вирусов есть свойство вызывать гипертрофию тканей. То есть растение может стать крупнее, чем обычно. Так что в природе такое происходит, что "Игра престолов" просто отдыхает», — объясняет Арсений…
Полный текст с экскурсии читайте по ссылке.
Больше материалов на тему экологии ищите в нашей "зеленой" рубрике, а также в аналогичной подборке лучших эко-материалов.