Ежедневно незрячие люди сталкиваются с множеством препятствий, о которых в обычной жизни мы даже не задумываемся. И дело не только в поиске работы или несовершенстве городской инфраструктуры: большинство из них не знает, как выглядят животные или всеми любимые герои сказок. Корреспондент Города+ поговорил с создательницей тактильных книг для детей Александрой Федорченко и узнал, как они способствуют развитию ребенка, какой материал лучше всего передает характер знакомых с детства персонажей и какую сказку мастер только мечтает показать детям на сшитых страницах.
Для незрячих детей тактильная книга - важный элемент развития. Так, благодаря реалистичным размерам, контрастным цветам и различным материалам мы показываем особенному ребенку окружающую жизнь, обучаем его в игровом формате базовым вещам и рассказываем сказки. Чаще всего такие занятия с книгами проходят со взрослыми: они объясняют, что изображено на страницах, а сами дети могут потрогать каждую деталь и понять, как выглядит лиса, медведь или зайчик. Это важно, потому что вживую они никогда не видели знакомых нам с детства зверей. Если же ребенок большой, он уже многое понимает на ощупь самостоятельно, и для него сюжет книги - история, которую интересно «посмотреть». При этом скажу, что тактильные книги универсальны: они подходят и незрячему ребенку, и слабовидящему, и детям без нарушений зрения.
Несколько лет назад я познакомилась с незрячим молодым человеком. Когда мы начали общаться, меня заинтересовала повседневная жизнь таких людей. Оказалось, что даже самый обычный выход на улицу для них - миллион маленьких препятствий. Светофоры без звукового сигнала на переходах, шум, мешающий ориентироваться, толпы спешащих людей. Кроме того, уровень подготовки к реальной жизни для каждого незрячего зависит от его личных качеств и навыков ориентирования: с чем один справится без проблем, для другого станет серьезным испытанием.
На момент нашего знакомства я не занималась чем-то серьезным, искала себя и свое место в жизни. И чем больше я узнавала о проблемах незрячих людей, тем больше хотела помочь. В конце концов устроилась на работу в «Мир на ощупь» (прим. ред. - социальный проект, направленный на развитие толерантности к незрячим людям). Там я встретила много людей с нарушениями зрения, а также познакомилась с незрячими детьми и узнала о тактильных книгах. Размышляя об этом сейчас, я очень рада, что в тот момент моего внутреннего поиска рядом оказались незрячие люди, и я смогла окунуться именно в эту сферу.
Первая книга стала для меня самой запоминающейся: на ее страницах я рассказала несколько стихотворений Агнии Барто («Зайку бросила хозяйка», «Наша Таня громко плачет», «Ути-ути»). Я работала над ней два месяца, а потом отнесла на проверку своему незрячему другу. К моему удивлению, он ее полностью забраковал: многое оказалось непонятно даже взрослому человеку. Например, для изображения зайца я взяла мягкую игрушку. Уже позже узнала, что незрячие дети их фактически не воспринимают, а все животные в книгах шьются вручную по специальным методикам. Для травы я тоже подобрала неудачный материал: друг решил, что это песок. Конечно, мне было обидно и неприятно слышать критику, но я поняла, что хочу совершенствоваться в этом деле. Я переделывала эту книгу дважды, а когда все получилось, нашла интернат для незрячих детей в Зеленогорске и отвезла ее туда.
На одну книгу у меня уходит от двух недель до месяца. Какой-то единой системы работы нет: я могу пару дней не подходить к столу с материалами, а потом посвятить этому делу несколько часов. И несмотря на то, что над тактильными книгами я тружусь больше года, до сих пор открываю для себя новые материалы. В ход идет практически все: от канцелярских папок до декоративной плитки из строительных магазинов. Главное, чтобы все материалы были реалистичными и безопасными для ребенка. Например, если я создаю дерево, то использую настоящую кору, а если нужно сделать иголки ежика, то беру черный мех, покрываю его краской и получаю объемные колючки. Еще очень важно использовать один вид материала для каждой детали в книге. Если я сделала солнце из фетра, то уже не использую его для неба или земли в этой книге. Кроме того, необходимо соблюдать масштаб. Так, в книге про транспорт самолет и машина должны соответствовать реальной разнице в размерах, чтобы ребенок потрогал и понял это на примере.
Еще в идеальной тактильной книге соблюдаются не только пропорции и уникальность каждой детали, но и возможность почувствовать характер персонажей через материалы. В зависимости от этого, я подбираю грубую или мягкую шерсть для, например, животных. Так у ребенка возникнут определенные ассоциации. Например, волк - злой и хитрый, и материал для него будет жестким и колючим. А для зайчика беру мягкий и приятный на ощупь материал.
Больше всего мне нравится делать сказки: моя любимая книга детства «Маленький принц», и я бы очень хотела показать эту чудесную историю о дружбе и доверии детям. Ведь все мы выросли на сказках и знаем, как выглядят любимые герои, а у незрячего ребенка нет возможности увидеть муми-троллей или лисенка. Поэтому для меня важно рассказать эти добрые истории детям, хотя у родителей и интернатов большим спросом пользуются развивающие книги: азбука и счеты.
Для специализированных интернатов, родителей незрячих и слабовидящих детей я создаю тактильные книги бесплатно. Спрос на них сейчас очень большой: у интернатов нет постоянных авторов, и каждая такая книга от волонтера - большая радость. В последнее время я получаю сообщения от родителей детей без нарушений зрения. Им нравится такой развивающий и увлекательный формат. В таком случае заказы я тоже беру, но уже за деньги.
Кроме того, периодически я провожу бесплатные мастер-классы в Петербурге и веду работу со всеми желающими в режиме онлайн. Так уже трое волонтеров сделали полноценные книги и отдали их в библиотеку для незрячих. А недавно еще одна девушка, моя ученица, закончила свою первую книгу: она шила ее четыре месяца с небольшими перерывами, а я консультировала дистанционно. Книга получилась невероятная, и я очень ей горжусь. Мне важно передать свой навык другим, чтобы как можно больше людей умели делать такие книги, особенно родители незрячих детей. Сейчас, например, я работаю над азбукой вместе с несколькими волонтерами. Каждый из нас делают свою часть, а потом мы все соединим в одну общую книгу. Страницы будут съемными, так их можно будет дать потрогать отдельно каждому ребенку. Картинки будут связаны с буквой алфавита, как и в обычной азбуке, но сами буквы будут и плоскопечатными, и по шрифту Брайля в виде бусин. Думаю, такая азбука будет интересна даже детям без нарушений зрения.
У меня двое детей, старшему сыну пять лет. Он уже знает, что я делаю книги для незрячих деток, и иногда может помочь что-то вырезать или склеить. Я часто встречаю взрослых, которые называют белую трость палкой и не понимают, как незрячие могут сами передвигаться по городу. И для меня важно, чтобы мои дети были осведомлены в этих вопросах: умели общаться с незрячими людьми, а главное - воспринимали всех людей с ограниченными возможностями как равных. Если в будущем хотя бы один из сыновей захочет помогать незрячим людям вместе со мной, это будет здорово.
Сейчас в моей жизни все, так или иначе, связано с незрячими людьми. В данный момент я занимаюсь социальным фильмом, в котором расскажу об одном дне из жизни незрячего человека. Я хочу показать, как такие люди делают простые для нас вещи, с чем сталкиваются и как решают повседневные задачи. Кроме того, я планирую и дальше работать в этой сфере, развивать свой проект по тактильным книгам и заниматься с волонтерами, делать что-то новое. А если в будущем у меня получится давать работу незрячим людям, я буду просто счастлива.
Узнать больше о проекте можно по ссылке.
Фото: группа "Создание тактильных книг для незрячих детей"/https://vk.com
Текст: С. Чернякова/Город+