В Монрепо археологи раскопали баню XIX века, беседку и домик конюха

В парке Монрепо ведутся археологические раскопки. О том, как идут работы и, что уже удалось найти - в материале Города+.
18:47 пн, 16 июля, 2018

В парке Монрепо в городе Выборг проходит сейчас не только реконструкция, но и археологические раскопки. На руках у специалистов проектный план бывшего владельца усадьбы - президента Санкт-Петербургской Академии наук Людвига Генриха Николаи, жившего на рубеже XVIII–XIX веков. Главная задача археологов – установить, что он все-таки успел построить, а что только собирался возвести. Так, например, уже удалось найти старинную баню, дом конюха и беседку. О том, как проходят раскопки – в материале Города+.


О парке

Еще в XVI веке Выборг входил в состав королевства Швеции: тогда парк Монрепо был сельскохозяйственной усадьбой Лилль Ладугорд, что в переводе со шведского означает малый скотный двор. Здесь располагались выпасы и колодцы, за которыми присматривали жители соседнего хутора. После Северной войны, когда Петр I в 1710 году взял приступом городскую крепость, Выборг вошел в состав Российской империи. Тогда Лилль Ладугорд достался строителю укреплений - инженеру А. де Кулону. Он сдавал сельхозземли в аренду за пользование выпасами и огородами. И только в 1760 году эта территория была отдана в потомственное пользование выборгскому обер-коменданту Петру Алексеевичу Ступишину. Он первым стал обустраивать усадьбу: построил здесь жилой дом и разбил парк, названный в честь его жены по имени Шарлоттенталь.

После смерти Ступишина усадьба перешла выборгскому генерал-губернатору герцогу Вюртембергскому, который был назначен на этот пост Екатериной II в 1784 году. Именно с его подачи парк получает название Монрепо. Но жить здесь ему было не суждено, во всяком случае, долго. Через два года он покинул Россию после конфликта с императрицей, а усадьба перешла немецкому поэту и писателю, будущему президенту Императорской Академии наук в Петербурге, барону Людвигу Генриху фон Николаи. Он серьезно взялся за преображение этих земель: парк расширился до современных размеров, в нем появились аллеи, берегоукрепления и набережные, павильоны, гроты и скульптуры. Уже к началу XIX века место обрело облик одного из наиболее известных частных парков Европы.

Семейство Николаи владело усадьбой до Второй мировой войны. В послевоенные годы территория Монрепо стала базой отдыха для военнослужащих, в 1950-х в главном усадебном доме расположился детский сад, а Библиотечный флигель превратился в многоквартирный дом. Чуть позже из бывшего имения сделали парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. И. Калинина. И только в 1988 году, благодаря усилиям инициативной группы общественных деятелей Выборга, парк Монрепо получил статус музея-заповедника. Сейчас здесь ведутся масштабные реставрационные работы, а также археологические раскопки - их планируют завершить в июне следующего года. Большую роль во всем этом играет план-проект, созданный бароном Николаи.

«Этот документ показывает, как, с точки зрения бывшего владельца, должна была выглядеть усадьба. Концепция реконструкции и реставрации парка основана именно на его плане. Сейчас возник вопрос – насколько Монрепо соответствует изначальной задумке? Задача археологов установить, что было построено и разрушено, а какие идеи бывший владелец так и не воплотил в жизнь», - объясняет руководитель Выборгской археологической экспедиции Александр Смирнов.

Находки

Среди задумок барона Николаи были парковые дорожки, но они, судя по всему, так и не были созданы. Зато археологи отыскали баню начала XIX века, домик конюха и павильон для отдыха.

«Баню мы нашли, но про нее совсем мало информации. Есть только одно упоминание в письме барона Николаи о том, что он приступил к ее постройке. Это все, что у нас есть: ни рисунков, ни иконографии – ничего. Соответственно, на данный момент мы можем говорить только одно – баня деревянная, но с каменным фундаментом, там также была печка. Строение, как минимум, состояло из двух камер: в одной топка, которую мы раскопали, вторую часть еще не трогали. Сейчас ждем, какое решение будет принято о будущем этой находки», - рассказывает Смирнов.

Почему строение было утеряно, специалист не может ответить точно: возможно, оно сгорело или было разрушено во время Второй мировой войны. Правда, следов боевых действий археологи там так и не обнаружили. Решение о дальнейшей судьбе бани будет принимать департамент по охране памятников правительства Ленинградской области.

«Нужна историко-культурная экспертиза, которая определит статус этого объекта: федеральный или региональный. Далее проектировщики вместе с органами охраны памятников будут думать, что делать дальше: восстанавливать или же проводить консервацию существующего фундамента, чтобы включить его в экскурсионную программу», - рассказывает Александр Смирнов.

Правда, не все археологические находки ждет интересное будущее. «Есть вещи, которые музеефицируются, а есть те, которые раскрываются, изучаются и убираются потому, что они не пригодны для музеефикации. Почти наверняка можно сказать, что найденная кирпичная кладка основания павильона интересна только с точки зрения установления точных размеров и местоположения павильона», - добавляет Смирнов.

Еще одна строение было обнаружено на скале, оно в плане барона Николаи обозначено как домик конюха. По словам специалиста, там находился лодочный инвентарь. Будущее этой находки тоже пока не известно. Вполне возможно, что оно будет включено в экскурсионную программу обновленного парка Монрепо.

 
 
Фото: пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»
Текст: Город+
Поделиться в соцсетях