Увидеть незримое: в Русском музее показали реставрацию картины «Последний день Помпеи»

13:55 вт, 05 марта, 2024
Город+

Это первая в истории комплексная научная реставрация грандиозного полотна Карла Брюллова. До этого была лишь техническая реставрация – в далеком 1995 году. Сейчас самую известную работу художника готовят к выставке «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова», которая откроется этой осенью.

В зале № 86 корпуса Бенуа установили специальный экран, с помощью которого посетители наблюдают за тем, как идет реставрация. Каждый может увидеть важнейшую часть музейной работы, которая обычно остается «за кадром». Это беспрецедентное решение: в российском музее такое происходит впервые.

Специалисты уже провели множество исследований. О самых важных Городу+ рассказал заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро.

Прежде всего, получили снимок «Последнего дня Помпеи» в ультрафиолетовой области спектра. Это позволило оценить состояние лака, которым покрыта картина. Затем была макросъемка – фотографировали небольшие участки, чтобы понять характер повреждений в отдельных, самых важных местах.

Кроме того, сотрудники музея изучили живопись в инфракрасной области спектра, – буквально «заглянули внутрь» картины, чтобы увидеть изменения композиции. Оказалось, что их было немало: во время работы Брюллов менял положения фигур в пространстве, движения их рук и ног, а также изображения архитектурных построек: из относительно статичных они становились динамичными. Композиция приобретала все больший драматизм. Также отобрали несколько десятков микропроб. Их исследовали в лаборатории и определили химический состав лака, грунта, красок, которые использовал живописец. 

Впереди следующий этап реставрации. Сантиметр за сантиметром, сотрудники будут удалять многочисленные подтеки позднего лака, изменившегося в цвете и тоне. Затем нужно будет убрать все прежние записи, дойти до уровня утрат, подвести в этих местах новый грунт и сделать тонировку строго в необходимых границах.

Воссоздание полотна проводится при поддержке ПАО «Газпром» — партнера реставрационных проектов Русского музея. После завершения всех работ «Последний день Помпеи» вернется к нам в том цветовом и тональном решении, которое задумал Брюллов. Мы увидим картину такой же, какой ее видели зрители XIX века.

 

 

 

 

 

 

Поделиться в соцсетях