Первый фестиваль искусств в Петербурге прошел в 2009 году - в год столетия «Русских сезонов» Сергея Дягилева. За 4 года Фестиваль стал одним из крупнейших культурных событий в России.
Источник изображения: vk.com
В рамках Фестиваля в Петербурге прошли гастроли лучших коллективов современного балета:
-труппы Джона Ноймайера с его премьерным спектаклем «Павильон Армиды», признанным шедевром «Весна священная»
-гастроли труппы Анжелена Прельжокажа с российской премьерой балета «Белоснежка»
-гастроли балета Большого театра России
-гастроли оркестра Пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса
Инициированные организаторами «Дягилев P.S.» выставки, Фестивали в Эрмитаже, Русском музее и Этнографическом музее и Музее театрального и музыкального искусства познакомили петербуржцев с шедеврами из коллекций ведущих музеев мира.
В 2011 году Фестиваль учредил награду «Удиви меня!» за оригинальный творческий проект, объединяющий различные национальные культуры в мире искусства. Первым лауреатом премии стал директор Чеховского фестиваля в Москве Валерий Шадрин. В 2012 году обладателем этой награды стал Джон Ноймайер, чьи постановки не сходят с афиш международных балетных сцен.
Источник изображения: vk.com
В прошлом году Фестиваль был посвящен современному хореографу Джону Ноймаеру. В программе Фестиваля впервые в Петербурге был показан его знаменитый балет «Дама с камелиями», также любители балета смогли насладиться великолепным Гала-концертом «Ноймайер без границ». Одним из ключевых событий Фестиваля стало открытие выставки «Вацлав Нижинский и Джон Ноймайер» в Государственном музее театрального и музыкального искусства.
В этом году Фестиваль «Дягилев. P.S.» сделает акцент на балетной составляющей своей программы. В нее войдут балетные премьеры последних сезонов: Баварского Национального Балета, труппы из Экс-ан-Прованса «Балет Прельжокажа», Национального балета Норвегии, балета Начо Дуато – эти спектакли дадут широкий срез поисков и достижений современной хореографии.
Источник изображения: vk.com
Программа камерных концертов Фестиваля совместно с музыкальными фестивалями Голландии представит уникальное исполнение шедевра Игоря Стравинского «Весна священная» на четырех роялях двумя российскими и двумя голландскими пианистами, познакомит с творчеством голландского композитора Вима Зваага, а также даст возможность насладиться музыкой, которую Петр I мог слышать во время своего путешествия в Голландии, в ее аутентичном исполнении.
Кроме того, в программе Фестиваля как всегда множество сюрпризов и неожиданных поворотов. Всех гостей ждут крупные выставочные проекты, международная научная конференция, мастер-классы и презентации печатных изданий.
Доклады конференции:
- "Мода в балете: видение Габриэль Шанель" - Мария Нестерова (Петербург)
- "Немного русский, немного француз — костюмы и мода в жизни Петра Ильича Чайковского" - Ольга Хорошилова (Петербург)
- "Сценический социум как матрица модели мира: от исторической достоверности костюма к театру кожи" - Ирина Решетникова (Москва)
- "Балет и мода" - Сергей Николаевич (Москва)
- "Нагота как костюм: обнаженное тело в театре и моде ХХ-ХХI вв"- Карина Добротворская (Франция)
- "Театр моды Льва Бакста" - Юлия Демиденко (Петербург)
- "Кинетические элементы костюма: принцип трансформации в театре и моде" - Юлия Арутюнян (Петербург)
- "Театр как "модератор" бытия: духи "Красный мак" в пространстве повседневной культуры" - Наталья Баландина (Петербург)
- "Teatro alla moda: Джанни Версаче и мир театра" - Николай Онегин (Петербург)
- "Синтез искусств в моде и в постановках Дягилева в начале ХХ века" - Раиса Булыгина (Екатеринбург)
Где: Музей театрального и музыкального искусства (площадь Островского, д. 6) с 12:00 – 19:00
Для всех, кто желает посетить конференцию, вход свободный!
Источник изображения: vk.com
В основе сюжета лежит сказочный мотив, а объектом исследования режиссера-хореографа стали «Сказки 1000 и 1 ночи».
Хореография – Анжелен Прельжокаж
Труппа - «Балет Прельжокажа» (Национальный Хореографический Центр Экс-ан-Прованс, Франция)
Где: Александринский театр (площадь Островского, д. 6) в 20:00
Билеты на балет можно приобрести в театральных кассах города.
Доклады конференции:
- "Мода в движении: София Федорович и английский балет" - Элизабет МакЛин (Великобритания)
- "Стиль на сцене. Итальянские дизайнеры и театр" - Массимилиано Капелла (Италия)
- "Мангани Валерия (Италия). Сублимация высокой моды" - Массимилиано Капелла (Италия)
- "Валентина Ходасевич: театральный костюм и модные тренды" - Мэган Виртанен (Петербург)
- "Театр, кино, концерт — сценический костюм в творчестве современных кутюрье" - Элина Кнорпп (Германия)
- "Мода и Театр / Мода в Театре: Экзотика в опере"- Татьяна Маркович (Австрия)
- "Ив Сен Лоран и театр" - Светлана Сливинская (Петербург)
- "Мода и балетный костюм: от зарождения к середине XIX века" - Анна Груцынова
- Презентация книги "Dernier cri, или Последний крик моды в искусстве начала XX века. Москва - Париж - Петербург" - Юлия Де-Клерк (Москва)
Где: Музей театрального и музыкального искусства (площадь Островского, д. 6) с 13:30 до 18:00
Для всех, кто желает посетить конференцию, вход свободный!
На выставке будут представлены фотографии, собранные из архивов, библиотек и частных коллекций. Организаторы выставки исследуют ранние танцевальные инновации в Лос-Анджелесе (1910-1940 годах), рассматривая их как синтез идей русских эмигрантов и местных артистов. С помощью экспонатов выставки можно проследить влияние на развитие американского танца артистов «Русских сезонов» Дягилева, вдохновленных музыкой Стравинского. Среди них – Адольф Больм, Федор Козлов и Бронислава Нижинская, вместе с американскими новаторами в современном танце: Тедом Шоном, Рут Сен-Дени и Лестером Хортоном. Лос-Анджелес часто становился площадкой для синтеза разнообразных художественных и культурных идей. Примером этого служат выступления в Голливуд Боул в 1930-1940 годах.
Где: Музей театрального и музыкального искусства (площадь Островского, д. 6) в 18:00
Для посетителей выставка будет открыта с 25 ноября по 15 января.
В основе сюжета лежит сказочный мотив, а объектом исследования режиссера хореографа стали «Сказки 1000 и 1 ночи».
Хореография – Анжелен Прельжокаж
Труппа - «Балет Прельжокажа» (Национальный Хореографический Центр Экс-ан-Прованс, Франция)
Где: Александринский театр (площадь Островского, д. 6) в 20:00
Билеты на балет можно приобрести в театральных кассах города.
В программе концерта:
Игорь Стравинский - «Весна священная» в обработке нидерландского композитора М. Бона для 4 роялей
Клод Дебюсси - «Игры». Уникальная версия исполнения на 4 роялях
Где: Концертно-выставочный зал "Смольный собор" (площадь Растрелли, д. 3/1) в 14:00
Театрально-музыкальный спектакль Мартена ван Фейна, основанный на письмах и дневниках Веры Стравинской, а также других исторических документах начала XX века.На музыку Дебюсси, Равеля и Стравинского. «Игоря и Koko» исполняют Мартен ван Фейн и Михаела Риенер, выступающие также в роли рассказчиков. Проекции на экране служат иллюстрациями к спектаклю.
Музыка: М. Равель, К. Дебюсси, И. Стравинский
Либретто: фрагменты из писем и дневников Коко Шанель, Веры Стравинской
Исполнители: Михаэла Райнер (сопрано), Мартен ван Вен (фортепиано)
Где: Музей театрального и музыкального искусства (площадь Островского, д. 6) в 19:00
Для всех посетителей вход свободный!
Хореография – Иржи Килиан
Труппа - Баварский Национальный Балет (Германия)
Одноактные балеты Начо Дуато (Россия)
Балет «Боги и собаки» представит труппа Баварского театра. Постановщик Килиан использовал музыку фа-минорного квартета Бетховена, причудливо сочетающуюся с авангардными звуками Дирка Хаубриха, и вывел на сцену четыре дуэта, исследующих грань между условно «нормальным» поведением и сумасшествием. «Без сомнения, скачок в эволюции никогда не совершился бы без помощи здоровой порции безумия», – прокомментировал свой замысел хореограф в одном из интервью. Балет «Боги и собаки» пройдет в один вечер с двумя произведениями Начо Дуато, «Невидимое» и «В лесу», которые исполнят артисты Михайловского театра.
Где: Михайловский театр (площадь Искусств, д. 1) в 19:00
Билеты на балет можно приобрести в театральных кассах города.
В программе: произведения голландского композитора Вима Зваага
Исполнители: Рут Виллемсе (меццо-сопрано), Илона Тимченко (фортпиано), Ерун ден Хердер (виолончель), скрипка, скрипка-альт, фортепиано
Где: Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова (Загородный проспект, д. 28) в 19:00
Для всех посетителей вход свободный!
Источник изображения: vk.com
«Wings of Wax» (хореография Иржи Килиана)
«Suite» (хореография – Йо Стрёмгрен)
«Soldiers Mass» (хореография Иржи Килиана) Национальный балет Норвегии (Осло)
Национальный балет Норвегии представит сочинения Килиана — «Крылья из воска» и «Солдатская месса», что позволит в новом ракурсе оценить уникальную лексику и тонкое мироощущение крупнейшего хореографа нашего времени. Артисты из Осло включили в программу также сочинение молодого норвежского хореографа Йо Стрёмгрена «Сюита».
Где: Михайловский театр (площадь Искусств, д. 1) в 19:00
Билеты на балет можно приобрести в театральных кассах города.
«Wings of Wax» (хореография Иржи Килиана)
«Suite» (хореография – Йо Стрёмгрен)
«Soldiers Mass» (хореография Иржи Килиана) Национальный балет Норвегии (Осло)
Национальный балет Норвегии представит сочинения Килиана — «Крылья из воска» и «Солдатская месса», что позволит в новом ракурсе оценить уникальную лексику и тонкое мироощущение крупнейшего хореографа нашего времени. Артисты из Осло включили в программу также сочинение молодого норвежского хореографа Йо Стрёмгрена «Сюита».
Где: Михайловский театр (площадь Искусств, д. 1) в 19:00
Билеты на балет можно приобрести в театральных кассах города.
Источник изображения: vk.com
В программу концерта войдут песни Ф. Листа, А. Рубинштейна (в обработке Ф. Листа), А. Бородина, П. Чайковского
Исполнители: Гульнара Шафигулина (сопрано), Ольга Козлова (фортепиано)
Где: Концертно-выставочный зал "Смольный собор" (площадь Растрелли, д. 3/1) в 19:00
Исполнитель: Йохан Хофманн (Нидерланды)
Где: Шереметевский дворец (набережная реки Фонтанки, д. 34) в 19:00
Источник изображения: vk.com
Сергей Дягилев — знаковая фигура XX века. Благодаря ему русское искусство вышло на мировую арену и стало мощнейшим фактором влияния на развитие мировой культуры. Дягилев на протяжении всей жизни с азартом и тягой к совершенству пытался реформировать художественную жизнь России. Именно он был одним из основателей и идеологов объединения художников и издателем одноименного журнала «Мир искусства» (1898–1904). Именно ему Петербург обязан блестящими выставками современных европейских художников, а выставка русского портрета XVIII–XIX веков, организованная Дягилевым в Таврическом дворце в 1905 году, явилась полным откровением для петербуржцев — многие, из более чем двух тысяч портретов они увидели впервые.
В 1906 году началась многолетняя «дягилевская» эпопея продвижения русского искусства на Запад. Ему льстило, что друзья находили в его чертах сходство с Петром I. Показанная в Париже выставка иконы и русской живописи, переехавшая потом в Берлин, Монте-Карло и Венецию, немало удивила европейскую публику, даже не подозревавшую о столь значительной художественной культуре в России.
В 1907 году Дялегев организовал пять симфонических концертов в Париже, на которых выступили Римский-Корсакова, Рахманинов, Елазунов, Шаляпин. В 1908 году — сезоны русской оперы, в 1909 — первый оперно-балетный сезон, которой стал триумфом русского театра.
Источник изображения: vk.com
Будучи антагонистом массовой культуры и презирая вкусы толпы, Дягилев своими спектаклями умел создать массовый экстаз, повелевая этой толпой. Европа рукоплескала Анне Павловой, Вацлаву Нижинскому, Тамаре Карсавиной и Михаилу Фокину. Художники «дягилевских» сезонов - Николай Рерих, Александр Еоловин, Александр Бенуа, Лев Бакст - стали законодателями художественных вкусов в Европе. Изумительная способность Дягилева угадать дарование и сделать все, чтобы оно максимально раскрылось, была органичной чертой импресарио.
Дягилев открыл миру двух величайших русских композиторов - Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева. Хотя для «Русских балетов» в разное время работали Клод Дебюсси и Морис Равель, Эрик Сати и Рихард Штраус, Мануэль де Фалья и Франсис Пуленк, спектакли Стравинского и Прокофьева остались в репертуаре труппы до последнего сезона.
В планах Дягилева было возвращение в Россию, но этот проект так и остался не реализован. Для российского зрителя феномен Дягилева навсегда остался легендой.