Вопрос «кем ты хочешь стать?» часто преследует молодых людей не только до поступления в высшее учебное заведение, но и после, особенно если выбор профессии был сделан неудачно. Поэтому, чтобы избежать мук выбора, дети иногда идут по родительским стопам или поступают с лучшим другом «за компанию». Такой подход к выбору «дела всей жизни» трудно назвать эффективным, хотя иногда и случаются приятные исключения. Корреспондент Города+ поговорил с практикующим психологом Татьяной Петроченко о тонкостях профориентации в школьном возрасте и составил инструкцию для родителей, которые хотят помочь ребенку определиться с выбором вуза.
По мнению психолога, крайне важно, чтобы взрослый находил в себе силы не давить на чадо в стиле - «ты должен стать юристом, экономистом, врачом потому что…». Стоит немного отстраненно, но с деятельным интересом включаться в поиски, скорее, в качестве друга - проводника, который помогает в пути и разделяет неопределенности и сложности этого периода.
• Прежде всего, необходимо разговаривать по-доброму со своим ребенком, разделять без критики и высокомерной оценки его мечты и фантазии о будущем, при необходимости их корректно заземляя спокойным деловым вопросом или полезной информацией.
• Вместе с ребенком полезно поразмышлять над тем, какими он наделен способностями, каковы его особенности характера, чтобы ему хотелось в себе развивать.
• Вспомнить детские увлечения, хобби, игры – возможно, там найдется подсказка к характеру ребенка и его природным дарам.
• Сходить с ребенком на Дни открытых дверей в вузы и на профориентационные выставки.
• Помочь подростку больше узнать о заинтересовавших его профессиях: найти среди своих знакомых таких специалистов, которые смогли бы рассказать и показать свои профессиональные будни.
• Подобрать парочку книг и статей, касающихся выбранных профессий, найти форумы и сайты этих специалистов. С их помощью молодой человек сможет примерить на себе свое будущее, его особенности, стиль жизни, почувствовать вкус терминологии и аспекты решаемых задач.
• Помочь ребенку пройти развернутое профориентационное тестирование и вместе подробно обсудить результаты, опираясь на информацию психолога, на свои интуитивные ощущения, на детские желания, родительские опасения, жизненную реальность.
Специалист считает, что настаивать не стоит, так как это невыгодно обеим сторонам. Если у ребенка не лежит душа к юриспруденции или медицине, нет к ней особых способностей – он или бросит институт, или не станет работать по профессии, или (что самое ужасное) будет тянуть лямку и страдать от тоски на рабочем месте. Этого разве хотят любящие родители для своего ребенка? «Всем нам хочется, чтобы наши дети развивали в себе лучшие качества, были успешными в своем деле, находили силы и время для увлечений, дружбы, семьи. Работая в корпорациях, я очень много видела молодых людей со скукой в глазах начинавших свой рабочий день и с вожделением думающих о выходных, отпуске, больничном. Такой человек никогда не станет успешным и востребованным специалистом, просто потому, что ему неинтересно вкладывать время, ум и душу в свое профессиональное развитие. Ему бы досидеть, дотерпеть, домучаться… до пенсии. Такие мученики и для компании балласт, из них образуется стая летунов, ищущих беззаботного безделья, чтобы поклевывать крошки из родительского кармана», - отмечает Татьяна Петроченко.
Понятие профессиональные династии – звучит, безусловно, красиво и вдохновляющее, но для кинематографа и литературы. Психолог приводит ряд аргументов: во-первых, профессиональные династии рождались в то время, когда и профессий-то было не много: врач, учитель, ученый, инженер, военный, чиновник, промышленник, купец. А теперь каждый год появляются новые специальности.
Во-вторых, сейчас нет нужды растить себе сына-медика, чтобы передать ему наработанную годами частную практику. Сын все равно будет нарабатывать сам своих клиентов, и клиенты будут иметь в виду не «папину репутацию», а профессионализм сына. То же самое и с бизнесом – не всегда наследник оказывается лучшим преемником, зачатую наемный директор будет обладать куда большими способностями к управлению.
А, в-третьих, династический выбор чаще всего происходит из родительских соображений: «ты сначала поучись, а там стерпится-слюбится, а после я тебе помогу пристроиться». «Мне кажется, если у ребенка не проявляется страстное желание продолжить родительское дело, если его не влечет сфера родительского профессионального интереса, то не стоит эгоистично тянуть ребенка в свою сферу. Надо позволить ему следовать своему сердцу, ошибаться, искать, получать личный опыт, чтобы с уважением относиться к достижениям предков и к своим собственным успехам», - рассказывает Татьяна.
В этом вопросе психолог определяет для родителей две важных задачи. Первая – стоит понять, куда направить силы, время и финансы при подготовке к профильным экзаменам. Вторая – помочь юному человеку сориентироваться в том, каков он сейчас, каким ему хочется быть и что он сам должен предпринять, чтобы его жизнь сложилась счастливо и благополучно. Как правило, комплексное профориентационное тестирование и консультация, диалог с ребенком и родителями дают нам эту возможность.
«Мне кажется, что полезно это сделать в конце девятого или в начале десятого класса. В это время школьник уж сдал первые большие экзамены, понял, что ему удается лучше, а что хуже, как он справляется с подготовкой и сдачей предметов, почувствовал, в чем его просчеты и на что он может опираться. Впереди - десятый класс, экзаменов нет, времени свободного больше и можно плавно войти в подготовку к ЕГЭ, чтобы не взваливать все на последний год», - поясняет специалист. Она также отмечает, что многие родители оставляют вопрос профориентации на одиннадцатый класс. «Последний класс очень стрессовый: учителя, как правило, паникуют и взбудораживают ребят и родителей. В это время повышаются школьные нагрузки, добавляются школьные и репетиторские часы на подготовку. Дети часто срываются, болеют, становятся апатичными, ослабленными морально и физически», - считает Татьяна Петроченко.
Если семья приходит на консультацию в начале учебного года одиннадцатого класса, то еще есть немного времени на поиски хороших репетиторов, на подготовку выбранных предметов. Но бывает, что думать о будущем начинают только к февралю, и хорошо, если ребенок неплохо учится и ему не требуется большая помощь. Поэтому, чтобы распределить и силы подростка, и его время, и родительские инвестиции, то лучше проходить профориентационное консультирование заранее.
Фотографии: С. Калинкин/Город+;http://rjob.ru.
Беседовала: Д. Маташина