Эволюция отечественного футбола: 1930-1960-е

Корреспондент Города+ поговорил со специалистами, историками, игроками и тренерами из Петербурга и узнал, как развивалась в Северной столице знаменитая на весь мир игра.
18:49 пт, 22 июня, 2018

Сегодня те, кто увлечен футболом, знают о своих любимых игроках почти все. Социальные сети, таблоиды, телевидение, промо-материалы клубов - жизнь спортсменов часто оказывается на виду и обсуждается также активно, как скандалы и интриги в Голливуде. Хотя так было далеко не всегда – за прошедшее столетие кардинально изменилось представление о профессии, тренировках и даже спортивной диете. Корреспондент Города+ поговорил со специалистами, историками, игроками и тренерами из Петербурга и узнал, как развивалась в Северной столице знаменитая на весь мир игра. 


На заре петербургского футбола

Наш город стал одним из первых, где начал набирать популярность футбол – это случилось в конце XIX века. Уже в 1901 году была создана Петербургская футбольная лига – первенство между городскими клубами. Десять лет спустя появился Всероссийский футбольный союз, куда вошли лиги Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Харькова, Твери, Севастополя и Николаева. А через год развивающийся в России спорт впервые заявил о себе на международном уровне: петербургская сборная обыграла пражскую команду «Коринтиантс» (между прочим, сильнейший клуб Чехии). После матча местная пресса с удивлением писала, что вратарь из Праги не отбивал мяч кулаками, а старался поймать руками. Это был один из первых случаев, когда наши игроки стали перенимать зарубежный опыт.

Конечно, на заре отечественного футбола еще не думали о том, как футболист должен питаться, а во вовремя тренировок основной акцент был на отработке ударов по воротам. О защите в те времена думали мало, поэтому делали ставку на нападение и атаки. При этом тренировал команду часто самый опытный игрок. Однако соревновательный дух игры уже подстегивала футболистов продолжать совершенствовать свои навыки и технику.

30-е и 40-е годы

Когда тяжелые для страны потрясения - революции и гражданская война - миновали, в футболе стала выделяться позиция тренера – руководителя команды. К игрокам же стали предъявляться повышенные требования. Большой толчок к развитию этого вида спорта дал Первый чемпионат СССР по футболу, который прошел в 1936 году. «В моем архиве есть листок, на котором известный футболист, звезда Ленинградского и российского футбола Михаил Бутусов записал, как должен питаться игрок. Он предлагал ввести в рацион больше овощей и фруктов», - рассказал спортивный журналист, член Международной федерации истории и статистики футбола Юрий Локусяк.

Нагрузки и техника: В 30-е годы многие команды начали выезжать на юг на сборы. Эта практика, кстати, сохраняется и сегодня. Также игроки и тренеры проводили собрания и разборы игр. Существенно возросла нагрузка на тренировках, техническая подготовка футболистов. Кроме того, ввели обязательную атлетическую часть, поэтому зеваки могли видеть, как игроки бегают кругами вокруг поля в начале тренировки.

Медицина и режим: В этот период уже начали следить за здоровьем футболистов. В командах появились первые врачи, но, в основном, это были травматологи. За общее физическое состояние спортсменов отвечали тренер и сами игроки. Так, к примеру, стали уделять внимание контролю веса (в некоторых командах взвешивались перед каждой тренировкой). Если вдруг тренер замечал, что игрок прибавил лишнего, то футболиста заставляли худеть. Кстати, из мемуаров известного участника блокадного матча и форварда ленинградского «Динамо» Евгения Улитина известен способ избавления от лишнего веса: игрок надевал на себя два свитера и в жаркую погоду бегал вокруг поля. Еще Утилин и его товарищи по команде попробовали на себе зарождающийся спортивный режим: игроки «Динамо» уже тогда отдыхали  перед матчами и следили за питанием во время всего сезона.

Тренер и игроки: Стремительное развитие футбола приостановилось, когда федерацию футбола СССР исключили из FIFA в 1925 году. «Этот период характеризуется тем, что мы топтались на месте. И только после войны, когда московское «Динамо» побывало в турне по Великобритании (где наша команда не проиграла ни одного матча), ситуация начала меняться. Это событие дало толчок к обмену опытом и знаниями. Тогда появились такие специалисты, как советский футболист и тренер Борис Аркадьев - корифей теории и тактики футбола», - комментирует Юрий Локусяк.

С 1938 года наставники команд и сами футболисты стали собираться, чтобы делиться опытом и обсуждать вопросы тактики и техники. По словам специалистов, новые задачи перед игроками ставило само время. При этом роль тренера всегда была весомой, но профессионалами они стали только с началом Первого чемпионата СССР. До этого команду вели тренеры-общественники, которые не получали за работу никаких денег. 

С 40-х годов наставники команд стали фиксировать в тренерских книжках данные о футболистах. Там были самые разные записи: как игрок проявил себя на поле, на тренировках, его вес, состояние – постепенно анализировалось все больше данных.

Профессионализм: Первый чемпионат в истории СССР среди клубных команд привел также к появлению команд мастеров, которые сегодня назвали бы просто - профессиональными. Престиж и социальный вес игроков поднялся на новый уровень. И хотя они еще пока числились любителями, историки футбола все равно считают их «скрытыми профессионалами». Например, советский нападающий Петр Дементьев вспоминал, что не расставался с мячом по 12 часов в сутки.

Еще один интересный факт: в 1931 году было принято решение, что за команды предприятий могут играть только те, кто работает на них. Именно по этой причине футболистов стали принимать на работу слесарями или токарями. И хотя частенько целые составы команд были прикреплены к заводам, ведомствам или армии, заработную плату они получали только за футбол. В тот период уже поощрялась качественная игра, и на размер зарплаты, по данным экспертов, стали влиять победы команды или посещаемость стадиона.

Спортивная идеология: Победы на международном уровне всегда были предметом гордости. Кроме того, живительная сила футбола стала очевидна во время блокадного матча в Ленинграде в 1942 году. В тот период для многих игроков не требовалась дополнительная мотивация, чтобы играть и тренироваться. 

50-е -60-е

После победы футбольной сборной СССР на Олимпиаде в Мельбурне в 1956 году, спорт стал играть еще более важную роль в жизни страны. Клубные команды иногда даже собирали на стадионах по 100 тысяч болельщиков, радиорепортажи с поля слушали многие горожане. В стране также появилась плеяда профессиональных игроков, возросла конкуренция в футболе. Однако спортсмены тогда еще не были отделены от своих болельщиков охраной и заборами. Так, у «Зенита» тех лет не существовало своей учебно-тренировочной базы, поэтому гуляющие по ЦПКИО им. С.М. Кирова ленинградцы могли запросто встретить тренирующихся там игроков.

Нагрузки и техника: Фундаментом мастерства футболиста в то время считалась физическая форма. Уже после спортсмены переходили к отработке технико-тактических действий. В погодных условиях Ленинграда футболисты часть времени проводили на зимнем стадионе или в зале, где занимались, например, введённой в тренировочный процесс акробатикой. Зимой часто игроки тренировались на снегу. Поле укатывалось, и на нем играли в «двусторонки» (игроки одной команды делятся на две и играют друг против друга). Когда же клубы выезжали на учебно-тренировочные сборы, то нагрузки становились в разы серьезнее. «В мою бытность были распространены кроссы. Их никто не любил - это монотонная работа. Машина вывозила нас на 15 километров от базы, и оттуда вся команда бежала назад. А потом появился переменный бег, которым было интереснее заниматься: рывки 100-200 метров чередовались с гладким бегом», - вспоминает ветеран команды «Зенит», игравший в этот период, и заслуженный тренер РФ Вадим Храповицкий.

Медицина и режим: В 50-е годы наблюдения за состоянием футболистов получили научную основу. В институтах физкультуры в Ленинграде и Москве появляются соответствующие кафедры. К 60-м специалисты стали следить за антропометрическими данными. Повсеместно вводилась практика не есть за четыре или пять часов до матча, за режимом футболистов начали следить строже. Появилось такое понятие, как карантин - сбор за два или три дня до игры, когда команда живет по единому расписанию и не выходит с базы.

Тренер и игрок: Тактика и тренерский замысел стали играть решающую роль в жизни футболистов. Наметилась тенденция перехода от лихого нападения к сбалансированной игре на всех участках поля. Также изменилась сама задача для команды: теперь важнее было не столько забить гол, сколько оставить свои ворота в неприкосновенности.

Считалось, что налаженные отношения с наставником - возможность успешной спортивной карьеры и игры на поле. Однако для некоторых игроков тренер становился авторитетом не только в спорте, но и в жизни. Связь с клубом также была сильна. Так, например, ветеран команды «Зенит», мастер спорта и заслуженный тренер РФ Вадим Храповицкий до сих пор помнит день, когда впервые вышел на поле в форме своей команды: «8 июня 1957 года начал играть за «Зенит». В материальном плане мы может и выглядели похуже, чем другие клубы (нас даже туда приглашали). Но мы все были ленинградцы и дорожили возможностью выступать именно за свой клуб».

Профессионализм: Оформляли футболистов тогда как инструкторов физкультуры. Часто команды прикрепляли к «шефам» - крупным предприятиям, на которых и ложилось бремя содержания клубов. Зарплату игроки получали в профкоме, а не в цехах заводов, вопреки слухам. Как уверяют сами ветераны футбола, денег на жизнь тогда вполне хватало. Выплачивали их по трем ставкам, суммы колебались от 800 до 1600 рублей (в зависимости от того, играл футболист в основном составе или в дубле). Иногда ставку могли понизить, например, за спад игровой формы. До контрактной системы было еще далеко.

Спортивная идеология: Все чаще советские команды выезжали на игры в другие страны. Перед каждой такой поездкой игрокам читали лекцию о стране, куда они направлялись, а партийные руководители желали победы. Одни игроки отмечают, что давления и нагнетания не было, ведь часто на международном уровне проходили товарищеские матчи. Другие эксперты отмечают иное: за проступок игрока могли вызвать в обком или в комсомольскую организацию и сделать внушение.  «Говорили, что спорт вне идеологии. Но когда на Олимпиаде советские спортсмены завоевывали больше медалей, это всегда означало, что мы превосходим американцев, немцев и так далее. Победы возвеличивали атлета. Сейчас денег больше дают, а тогда человек получал квартиру, его портреты вешали повсюду, награждали орденами и медалями», - отмечает кандидат педагогических наук, заслуженный тренер Российской Федерации Марк Ругин.

 

Вторую часть материала о жизни футболистов Петербурга с 70-х годов по наши дни - читайте на Городе+ уже на следующей неделе.

Текст: Р.Ильясова/Город+
Фото: https://fc-zenit.ru
Поделиться в соцсетях