Не полагаясь на случай: как путешествуют адепты спортивного автостопа

Каждую осень, начиная с сентября, в выходные дни на дорогах Ленинградской области активно «голосуют» люди. Часто они стоят по двое, и на них одинаково яркие куртки, а за плечами верные рюкзаки.
12:25 ср, 21 ноября, 2018

Каждую осень, начиная с сентября, в выходные дни на дорогах Ленинградской области активно «голосуют» люди. Часто они стоят по двое, и на них одинаково яркие куртки, а за плечами верные рюкзаки. Это спортивные автостопщики, и в отличие от своих «стихийных» собратьев они не полагаются на везение, точно знают куда и как хотят доехать. Корреспондент Города+ узнал, почему автостопу стоит поучиться, в чем сходство такого способа передвижения с шахматами, и как люди путешествуют там, где дорог, по сути, и нет.


Спортивный автостоп стал развиваться в Петербурге около 30 лет назад. Первые гонки строились по прямому маршруту от Северной столицы до Нарвы, из-за чего часто результат зависел от фактора везения: удалось поймать машину до финиша, значит победа в кармане. Сегодня гонки автостопщиков становятся все более сложными и походят на спортивное ориентирование. Есть набор контрольных точек, которые участникам надо посетить в определенной последовательности, перемещаясь на попутках. Команда, объехавшая быстрее всех отметки на карте (в подтверждение ребята фотографируются на фоне въездных табличек) - занимает первое место. 

Остальные критерии гонок зависят уже от правил каждого конкретного объединения автостопщиков. Так, в «Клубе Спортивного Автостопа» (КСА) обычно соревнуются около 5-8 команд по два человека. Соревнования проходят раз в несколько месяцев, зачастую в Ленинградской области по выходным. Недавно объединение провело самую массовую гонку в истории спортивного автостопа двойками - участие приняли 16 команд (32 человека). 

Соревнования - не только возможность узнать свой рейтинг и скорость. Участники также записывают еще свое время и место посадки/высадки, марку и модель машины. Данные помогают выстраивают статистику, анализировать причины успеха/неуспеха команды. Эта информация, а также работа над ошибками может облегчить путешествия уже в свободном формате. 

Автостоп не стихийная, а прогнозируемая вещь

В спортивный автостоп Ирина Виленкина пришла еще 15 лет назад. За это время девушка не раз участвовала в соревнованиях, в том числе как арбитр. И с самой первой гонки она все больше утверждается в мнении - везение в этом спорте ничего не решает.

«Контрольные точки расставлены так, что за гонку приходится сменить от 30 до 40 автомобилей. Поймать одну попутку, которая по счастливой случайности едет в пункт твоего назначения, не получится никак. Поэтому начинают работать другие факторы: как голосуешь, как выглядишь, как выбираешь место, где стоишь (чтобы водителю было удобно притормозить), как продумываешь маршрут. Надо все рассчитать, чтобы не оказаться ночью на дороге, где мало автомобилей. В этом спорте решают не только скорость и физическая подготовка, он скорее похож на шахматы, где ты продумаешь свою тактику и стратегию», - рассказывает автостопщик с 15-летним опытом и арбитр гонок клуба Ирина Виленкина.

Рассчитать можно многое. Например, Ирина точно знает, что ее средняя скорость передвижения по трассе - 50 километров в час, а среднее время простоя на обочине – восемь минут. Эти цифры участники гонок используют, чтобы спланировать поездки и вне соревнований. Например, отпуск или рабочую встречу в Москве. Спортивные автостопщики точно понимают, что путь из Петербурга в столицу займет не более 12 часов. А путь из Петербурга до Владивостока - всего неделю, если с осмотром всех достопримечательностей, то три.

Даже во время гонок у участников есть как минимум десять минут на общение с попутчиком. «Вопрос этики для нас очень важен, чтобы не допустить потребительского отношения к человеку, к которому садишься в машину. Недавно ездили с мужем по Армении, и подобравший нас автомобиль заглох. Мы не просто стали ловить следующий, а остановили много попуток в поисках машины с тросом. Когда нашли, то доехали вместе с водителем до заправки. И это абсолютно нормально. Думаю, любой человек из нашего клуба сделал бы также», - рассказывает Ирина.

Тем, что автостопом часто путешествует по Европе или центральной России, уже никого не удивить. Но десять лет назад, после нескольких соревнований и небольших поездок, Ирина решилась на автостоп по странам Восточной Африки. В 2008 она вместе с двумя друзьями прилетела на самолете в Найроби, столицу Кении. За два месяца компания посетила 10 стран, и все автостопом. Ночевали почти всегда в своей палатке, готовили на горелке. На дорогах их подбирали и богатые белые фермеры на больших джипах, и местные бедняки, ездящие на развалившихся старых машинах.

За всю практику путешествий Ирина всего раз столкнулась с серьезным конфликтом на дороге и именно в Африке. В это время в Зимбабве была сильная инфляция и финансовый кризис. Для жителей страны стоимость б/у фотоаппарата в тот момент была равна нескольким месяцам сытой жизни. В это нестабильное время Ирину с друзьями подобрали на дороге трое молодых людей. В салоне машины их оказалось трое на трое. Путешественники вскоре заподозрили неладное и попросили высадить их. Но водитель на просьбы не реагировал и свернул в небольшой переулок.

«Тогда уже стемнело, но мы знали, как нужно поступить. Открыли на ходу дверь - это верный способ и сильное психологическое давление. Автомобиль с распахнутой дверью привлекает внимание людей вокруг, а владелец понимает, что его собственность может пострадать. В нашем случае это сработало, и они остановились», - рассказывает Ирина.

Далее последовала короткая стычка. Несмотря на то, что со стороны автостопщиков был всего один мужчина и две девушки, им все же удалось отстоять аппаратуру. Такие инциденты, по словам путешественницы, редкость, ее одноклубники в такие конфликты на дороге не попадали. И на соревнованиях, и в свободной поездке на безопасность путешественников всегда работают несколько верных правил. Первое - девушки ездят только в сопровождении парней. Второе - к водителям в наркотическом или алкогольном опьянении не садиться. Третье - не кидаться на любую остановившуюся машину и уметь отказываться. А в остальном - водитель и автостопщик всегда поймут друг друга. Даже без знания языка, они могут зацепиться за интернациональные слова: автостоп, автомобиль, автобус.

Впрочем, и разговорник вместе с онлайн-переводчиком не спасают от курьезов. Так, весной этого года Ирина уже вместе с мужем ездили автостопом по Ирану. Однажды их подвозили трое мужчин, которые говорили исключительно на фарси. Путешественники с трудом понимали, что происходит, а одна из переведенных фраз и вовсе пугала: «Мы пойдем в баню». Муж девушки не знал, как реагировать. А потом оказалось, что их просто приглашали переночевать, а реплика была предложением помыться и отдохнуть с дороги. В итоге путешественники прожили в гостях два дня, им показали все местные достопримечательности, угощали традиционными блюдами, а Ирина даже примерила национальный наряд.

Практик против мифов о путешествиях

Когда Михаил Коробейников понял, что автостоп для него - оптимальный способ передвижения по миру, он начал искать вариант, как делать это рационально. Тогда же он наткнулся на книгу Антона Кротова «Практика вольных путешествий». В издании упоминалась «Петербургская лига автостопа», с которой это движение зародилось в России. 

По словам Михаила, вокруг автостопа сложилось много мифов. Один из них – дорогие машины не останавливаются. Но оказывается, тормозят все: за четыре года путешественник не ездил разве что на тракторе. «То, какая машина перед тобой, ничего не говорит о человеке, который сидит внутри. Я вот для себя разделяю водителей на три категории. Первая - никогда никого не берут, вторая - обычно не останавливаются, но, благодаря нашей харизме и располагающему виду, подвозят спортивных автостопщиков, а третьи – те, кто по мере возможности постоянно кого-то тормозят, когда видят «голосующего». Это для них такой же способ познания мира, как и для нас. Они знакомятся, делятся историями и слушают попутчиков», - рассказал Михаил.

Существует и предубеждение, что парня, а тем более двух путешественников мужского пола, водители не возьмут, отдавая предпочтения смешанной компании или девушкам. Мол, действует то же правило безопасности, что и у самих автостопщиков, но в обратную сторону. Однако, по опыту Михаила, когда водитель принимает решение, то это обстоятельство для него отнюдь не ключевой фактор. Если две девушки стоят так, что водителю неудобно остановиться, то им будет трудно уехать в любом случае. В этом молодой человек убедился, когда участвовал на соревнованиях в двойке со своим одноклубником. Их мужской экипаж показал один из лучших результатов. 

Еще один стереотип гласит, что автостопщики в основном передвигаются на фурах. Но и это не более чем клише, на деле – многие из «голосующих» при наличии выбора предпочитают легковые автомобили, которые быстрее на трассе. Спортивный автостоп все же скорее для тех, кто любит ездить эффективно, чем для вольных «скитальцев» дорог. У Михаила и его товарищей всегда есть четкая конечная цель и маршрут. Так, в родной Ижевск молодой человек может доехать без карты, точно зная, в какое время и в какой точке он окажется, как на поезде - по расписанию.

«Помешать может разве что погода: во время дождя меньше желающих подобрать человека на обочине. Хотя мы пользуемся дождевиками, но все равно водителям психологически сложнее посадить к себе мокрого человека. Мы не обижаемся, а просто принимаем эту ситуацию», - рассказывает Михаил.

Но даже в непогоду машины останавливаются. В некоторых салонах путешественники проводят несколько минут, а где-то по несколько часов или даже суток. Особенно запоминаются люди, которые за одну поездку становятся хорошими приятелями. Такая история произошла с Михаилом как раз по пути Ижевск. В 30 километрах от Москвы его «подобрал» владелец отечественного ВАЗа. За рулем остановившейся машины сидел его ровесник. Оказалось, что водитель работает авиаконструктором, и взял  попутчика впервые. В дороге он рассказал Михаилу о чертежах самолетов разных стран и композитных материалов для них. Сближению способствовали схожие музыкальные вкусы. «Осознанно я езжу автостопом с 2014 года, а человека, который знает пост-рок, встретил впервые. И тут Остапа понесло: мы называли различные команды, и дружно удивлялись тому, что нашелся человек, который тоже их знает. По очереди включали музыку, и так прошла вся поездка», - вспоминает Михаил.

Кстати, несмотря на огромную территорию страны, увидеть за рулем остановившейся машины знакомого человека не такая уж и редкость. Даже если люди не обменивались контактами. И для обоих, автомобилиста и автостопщика, это словно вновь увидеть давнего знакомого – всегда приятно. Такие неожиданные совпадения на дорогах с Михаилом случились уже три раза.  

Автостоп, гидростоп и аэростоп

С детства Тина Голикова, зачитываясь книгами Джека Лондона и Даниэля Дефо, мечтала о путешествиях. Но сначала надо была закончить школу, потом началась учеба в вузе, и только четыре года назад девушка впервые серьезно задумалась об автостопе. Знакомство с его спортивной разновидностью прошло «боем», она сразу попала на четырехдневное соревнование по нескольким областям – Ленинградской, Новгородской и Тверской. 

«Абсолютно не представляла, что меня ждет. И поразило, что машина вообще останавливалась, и что происходило это очень быстро. Я-то готовилась стоять по полчаса или часу. Ближе к вечеру мы вообще стали пересаживаться почти бегом. Гонка проходила в майские праздники, вся природа оживала как раз, было красиво, и несмотря на соревнования, мы успели погулять и поискать в лесу озера», -  вспоминает Тина.

Гонка на фоне пробуждающейся весной природы девушке понравилась, а поддержка и общение с напарниками по команде только утвердили в желании пуститься в путешествия. Вскоре, в 2015 году, Тина с другом, отправилась в дорогу, чтобы исполнить давнюю мечту. Цель была амбициозной - автостопом, гидростопом или аэростопом добраться из Петербурга до Чукотки и обратно. На деле это оказалось еще сложнее, чем звучит. До Магаданской области ребята добрались быстро и эффективно. Единственное, что внушало опасения - количество историй о медведях в изложении водителей попуток. И чем ближе к Чукотке, тем больше их было. Впрочем, многие из них скорее походили на анекдоты. 

К лету в тундре ребята были готовы. В рюкзаках уместились спальные мешки, термобелье, горелка и палатка, которую путешественники могли поставить в любых условиях. Но впереди их поджидала нестандартная для автостопщика ситуация - дорога закончилась.

«Чтобы попасть на Чукотку, нам пришлось сплавляться по реке Колыма. Другого пути не было. Стали договариваться с капитанами барж в порту. Задача казалась почти невыполнимой, ведь мы поставили цель не пользоваться деньгами для покупки билетов. Но люди в тех краях не часто видят туристов, которые приезжают к ним, в маленькое село Сеймчан на краю земли. Они были удивлены, увидев нас, и тем более, когда узнали, что мы собираемся ехать еще дальше», - рассказывает Тина.  

Им удалось найти капитана, который склонялся к идее взять их на борт. Последние сомнения у него прошли, когда он узнал, что ребята из Петербурга. Оказалось, что тот в Северной столице служил и полюбил наш город. Следующие пять дней молодые люди плыли на барже до поселка Анюйск, оплачивали они только еду. 

Дальше по Чукотке передвигались на КАМАЗах: привычных дорог не было, также как и мостов через горные реки, которых как раз много. Машины между населенными пунктами ходили с периодичностью раз в неделю, а иногда и реже. Кстати, автостоп на полуострове не помог сэкономить Тине, а, наоборот, они с другом больше потратились на еду в ожидании столь редких в тех краях попуток. В поселке Эгвекинот им пришлось провести несколько недель. Зато ребята узнали, что люди севера готовы всегда прийти на выручку.

«Как раньше говорили, поднятая рука - это повод для водителя остановиться и спросить, не нужна ли помощь. Они тормозили и подходили, даже когда мы не голосовали. Добросердечность жителей тех мест поражает и удивляет. Из-за ожидания нам в какой-то момент стало не хватать денег, ведь там цены в несколько раз выше, чем в Петербурге. Почти все местные промышляли охотой, поэтому угощали нас мясом, а грибы и ягоды мы собирали сами», - рассказывает Тина. 

Чукотка стала серьезным экзаменом для путешественников из Петербурга. Им пришлось договариваться с судовладельцами, чтобы получить место на корабле до Анадыря, а потом и с военными, чтобы их на самолете «подвезли» до Амурской области. Вся поездка заняла у молодых людей четыре с половиной месяца.

В любом уголке мира доброжелательные и ненавязчивые автостопщики находят попутки - машины, фуры, баржи, самолеты. Общаясь с водителями, они не только узнают новое о мире вокруг и людях, но и делают атмосферу на дорогах и трассах более приветливой. Им не раз приходилось слышать от автомобилистов фразу: «Никогда никого не брал, а тут решил притормозить».

Поделиться в соцсетях