Автографы поэтов и советских артистов: чем уникален архив петербургской семьи

Старые паспорта, книги, фотографии, альбомы, справки – все эти сокровища, хранящиеся в шкафах петербургских квартир, способны поведать множество историй. Причем не только отдельной семьи, но и целых эпох.
11:12 вт, 20 ноября, 2018

Старые паспорта, книги, фотографии, альбомы, справки – все эти сокровища, хранящиеся в шкафах петербургских квартир, способны поведать множество историй. Причем не только отдельной семьи, но и целых эпох. Марию Богопольскую разбор такого архива подтолкнул к созданию собственного блога. Корреспондент Города+ узнал, какие детали и штрихи к портретам своих родственников нашла петербурженка среди семейных документов.


С многочисленными материалами, хранящимся в семье, Мария была знакома с детства. Но серьезно заинтересовалась архивом только летом этого года. Тогда же, в начале августа, вышла первая запись в блоге. В публикациях прослеживаются истории нескольких членов семьи. Среди них - прабабушка Марии, поэтесса Паллада Богданова-Бельская, чья молодость пришлась на начало XX века. Ужас Великой Отечественной войны отразился в записках и воспоминаниях ее сына Эрнста Гросса. А советская эпоха сохранилась в памяти и документах его жены и директора книжного магазина Валентины Максимовой.

«Приехав в гости к бабушке, я попросила достать архив и просто «утонула» в нем. Мне захотелось им заняться, потому что понимала, какие великие люди оставляли записи в альбомах бабушки и дедушки, а я, к своему стыду, не все имена знала. Начала изучать, и меня все это невероятно затянуло, и только сейчас действительно могу оценить его истинное значение не только в истории семьи, но и в истории города, страны, целого столетия», - рассказала Мария

Редактору по образованию с опытом ведения фото- и видеопроектов, ей сравнительно легко было писать тексты понятные и информативные, а также делать снимки приятные глазу. Но совсем другое дело - разбор документов. «Работа с документами, пусть и домашними, но огромный труд, требующий внимания к мелочам, терпения, усидчивости, щепетильности, невероятного внутреннего интереса. Важно гореть этим делом, иначе ничего не получится», - считает автор блога.

Путешествия по воспоминаниям и документам

Точный подсчет всего массива материалов никто в семье не вел, и Мария к этому не стремится. Самая ранняя фотография - это фотокарточка, где ее прабабушке всего три года, а среди документов – дореволюционный паспорт все той же Паллады Олимповны, выданный в 1910 году. Кстати, изучая последний, Мария обнаружила удивительную деталь: в паспорте поэтессы множество исправлений. Оказалось, что к этому документу в те времена относились куда более спокойно, чем сейчас: там можно было писать, исправлять даты, зачеркивать. Особенно часто его владелица «переписывала» дату своего рождения: на страничке и 1890, 1891, и 1897, 1898 и даже 1803 годы. В итоге на полях появилась надпись: «Сама себе дала 137 лет». Долгое время даже близкие люди не знали, сколько лет Палладе, пока один из ее сыновей (дедушка Марии) не отправил документ на расшифровку. Тогда и выяснилось, что владелица паспорта появилась на свет 1 января (по старому стилю) 1887 года. 

К слову, именно личность и характер Паллады Олимповны стали для Марии одним из главных открытий. Автор блога и до работы с архивами семьи встречала в интернете множество статей, где ее прабабушке предписывали странные поступки, нелицеприятные качества и поведение.

«Меня всегда привлекал ее образ на фотографиях, но совершенно не нравились статьи и книги о ней. Как-то однобоко все. Потому я решила заняться этой темой вплотную, понять, что за человек она была. До лета этого года я почти никак не относилась к прабабушке, а сейчас я ее воспринимаю как своего близкого человека, который очень многогранен, многое пережил, но не сломался и только стал сильнее», - рассказала Мария.

Автор в своем блоге решила ориентироваться на ту информацию, которую собирал ее дед Эрнст Гросс о собственной матери. Так она узнала, что прабабушка в совершенстве владела французским. В архиве встречаются стихи, письма, записи на форзацах книг, сделанные именно на этом языке. Дважды Паллада Олимповна выезжала в Париж, где слушала лекции в Сорбонне. Мария осторожно предполагает, что, скорее всего, это были курсы по литературе или живописи. И во время одного из этих визитов ей предлагали эмигрировать, но она отказалась. Она считала, что страна находится на пороге «великого перелома», и она обязана жить только в России. В итоге, вместе с годами перемен на долю женщины выпали война и блокада.

Великая Отечественная война оставила следы в фамильной истории Гросс также, как и в судьбах миллионов других семей. Разбирая архивы, Мария наткнулась на печатные листы формата А4, где ее дедушка, Эрнст Гросс, писал о том времени. Это всего два коротких текста. Первый – очень эмоциональный, написанный односложными предложениями, год его  написания неизвестен. А второй документ - более спокойный и связный, его фронтовик написал уже в 1974 году в стенгазету «Ленкниги», где работал в послевоенное время.

«Меня поразило, я никогда не знала, что дедушка был пехотинцем. Пехота – это мясорубка. В первом же бою ему прострелили обе руки и ноги. Из 60 человек выжило лишь пятеро, он в том числе. Дедушке было всего 17 лет, с поля сражения он выбирался сам четыре часа. Из военных воспоминаний я также узнала о том, что Палладе Олимповне, его матери, выслали извещение о смерти сына в Курляндской группировке, но он оказался жив. И в итоге прабабушка получила сначала письмо о том, что дедушка выжил в бою, но у него серьезнейшее ранение, а после - сообщение о гибели с более ранней датой», - рассказала Мария.

Благодаря блогу и своим изысканиям Марии удалось узнать новый факт и о прадедушке, Виталии Гроссе. Документов о нем сохранилось не так много, умер он молодым, в 32 года, от туберкулеза. С детства его правнучка помнит портрет, который привлекал ее своей красотой и статью. Поэтому факт о том, что он собирал экслибрисы (книгоиздательские знаки), а после продал свою коллекцию в Русский музей в 1926 году, стал важным штрихом к его образу.  

Два альбома 

Много деталей не только о родственниках, но и об эпохах, в которые они жили, сохранилось в «Альбоме Паллады». Моды иметь фолиант для обмена дружескими записями придерживались еще в кабаре «Бродячая собака», однако «Свиные книги», которые вели там, к сожалению, были утеряны. А в альбоме, который хранится в семье Марии, встречается множество автографов, стихов, рисунков тех же людей, которые посещали легендарное заведение. У Паллады Олимповны какое-то время был литературный салон на Фонтанке, и многие записи принадлежат и тому периоду. «Альбом Паллады» - это столетнее уникальное сокровище, которое чудом дошло до наших дней. Одна из записей принадлежит руке Феликса Юсупова», - пишет в блоге Мария.

На страницах есть и автограф Бориса Пронина, который оставил шутливую надпись: «Потом напишу». Это была распространенная практика, когда люди «занимали» место на листах, чтобы попозже оставить уже полноценную запись. Автор блога постепенно выкладывает посты и фотографии с разворотами альбома. Однако, расшифровать почерк богемы Серебряного века иногда довольно сложно, но читать интересно: записи оставили Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Николай Радлов, Иосиф Мандельштам и другие.

Сын Паллады Олимповны, Эрнст Витальевич, продолжил традицию матери и также завел гостевую книгу, которую назвал «Гроссбух». В ней оставляли автографы уже люди другой эпохи, посетители книжного магазина «Искусство», где Эрнст Гросс работал директором. Этот документ также собрал на страницах известные фамилии: Евгений Евтушенко, Геннадий Хазанов, Евгений Леонов и другие. Так, Белла Ахмадулина 30 января 1978 года оставила запись: «Растроганная счастливым совпадением: Ленинграда, солнца, прекрасных книг и прекрасных людей - благодарю и обещаю дружбу[...]». 

Кстати, о самом книжном магазине, в двери которого входили такие посетители, информации мало. Также, как и о «Букинисте», где работала директором Валентина Максимова, жена Эрнста Гросса. Таким образом семейная пара возглавляла два центра чтения и культуры в Ленинграде.

Судьба архива

Сейчас разбирать материалы архива Марии помогает бабушка Валентина Максимова, которая рассказывает внучке знакомые ей факты о своей свекрови, о муже и других родственниках. Вместе они расшифровывают записи. У Марии, по его собственному признанию, на работу с документами уходит около 70% всего времени.

«Чтобы оценить степень важности некоторых записей, нужно обладать знаниями в области истории и культуры города и страны. И сейчас у меня период, когда я закрываю свои пробелы и, возможно, тех, кто меня читает. Поэтому мой блог – это не только про мою семью, это про целый культурный пласт, который не проходят ни в школе, ни в вузах. Он для меня трансформировался в некий образовательный проект, как бы громко, возможно, это ни звучало, ведь помимо семейной истории, я публикую обзоры редких изданий из нашей домашней библиотеки – дореволюционных и довоенных книг, о которых, возможно, даже многие и не знали», - рассказала девушка.

Чтобы как можно лучше сохранить документы семьи, Мария собирается отреставрировать их в надежде, что книги, записи, альбомы и фотографии проживут еще несколько столетий. А на оцифровку девушка смотрит исключительно как на дополнение к оригиналу: с электронными копиями удобнее работать в плане расшифровки.

Однако блог и искренний интерес подписчиков для Марии не самоцель, а приятная поддержка. Тем более, что среди ее аудитории есть люди, которые также решили изучить прошлое своих семей. Блогер не боится, что документы в ее архиве могут закончиться, и не о чем будет писать дальше. Вновь и вновь на полках встречаются «новинки» - книги, документы, фотографии. К тому же, еще осталось большое количество уже известных, но нерасшифрованных документов. Так что тем и фактов для постов, а главное материалов для работы с архивом у Марии еще много.

Поделиться в соцсетях