«Хранить вечно»: о возрождении Павловского дворца

17:33 чтв, 04 октября, 2018
источник изображения: ГМЗ «Павловск»

В Центральном выставочном зале Манеж проходитмузейно-театральный проект Хранить вечно ,посвященный 100-летию создания пригородных музеев в бывших царских резиденциях - в Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе.В музее-заповеднике Павловск рассказали о том, как восстанавливали Павловский дворец после оккупации.


На фото: директор Павловского дворца-музея Анна Ивановна Зеленова. 1945.

Большой Павловский дворец, опустошенный иразграбленный, лишенный купола, спочерневшими отязыков пламени стенами, одиноко возвышался нахолме среди вырубленного изаминированного парка, разрушенных павильонов ивзорванных мостов какпамятник варварского уничтожения нацистами нашего культурного наследия.

После недельного пребывания вПавловске вначале февраля 1944года, потрясенная увиденным, сприсущей ей решительностью Анна Ивановна Зеленова поставила перед собой, казалосьбы, невыполнимую задачу: вернуть Павловску его первоначальный облик. Она подала рапорт вУправление поделам искусств орезультатах обследования инеобходимости срочного проведения неотложных специальных мер длясохранения художественных ценностей Павловска.

Всвоем стремлении возродить ПавловскА. И.Зеленова получила неоценимую поддержку состороны начальника иглавного архитектора ГИОПа НиколаяНиколаевича Белехова, который спервых дней освобождения пригородных дворцов активно выступал заихвосстановление. Вскоре после освобождения пригороды были осмотрены Н. Н.Белеховым иглавным архитектором ЛенинградаН. В.Барановым. Уже 9 февраля Н. Н.Белехов писал секретарю ВКП(б) А. А.Жданову: ГИОП произведен наместе осмотр пригородных дворцов и парков-музеев, находящихся подгос. охраной. Приобследовании выяснилось, что, несмотря назначительность произведенных разрушений, возможна полная реставрация пострадавших памятников, пользующихся мировой известностью. Внастоящее время дляпредотвращения дальнейшего разрушения необходимо произвести устройство крыш вместах разрушений, инспекция считает совершенно необходимым производство консервационных работ впервую очередь .

18 февраля 1944года состоялось заседание Государственной инспекции охраны памятников Ленинграда (ГИОП), Осостоянии дворцов ипарков пригородов Ленинграда врезультате ихразрушения немцами , накотором с докладом выступил Н. Н.Белехов. Оценивая состояние Павловска, он подчеркнул: Дворец сохранился лучше других. Пожаром повреждено все здание вцелом. Тамнет ниодной части, где можно былобы найти перекрытие целым, авнутренняя отделка сохранилась вочень многих помещениях. Мы имеем возможность документально реставрировать дворец. Иэто необходимо сделать . 21 22 марта 1944года была проведена Научно-техническая конференция, посвященная вопросу реставрации пригородных дворцов , накоторой присутствовали ведущие архитекторы иискусствоведы Ленинграда: Г. Г.Гримм, А. П.Удаленков, Н. Н.Белехов, М. В.Фармаковский, В. К.Макаров идр. Главной задачей этой конференции было определение послевоенного предназначения пригородных дворцов истепень ихвосстановления. Так, дляПавловского дворца была определена роль музея классики ивкачестве возможного рассматривался вариант восстановления Павловского дворца безпристроек В.Бренны, т. е. безКартинной галереи, Тронного зала, Библиотеки Росси.

Основные методы консервации разрушенных памятников архитектуры были выработаны ГИОП ещевгоды блокады: были созданы группы дляпроведения обмеров наиболее ценных вхудожественном иисторическом отношении построек; всентябре 1941года организованы аварийно-восстановительные мастерские; вноябре 1943года открылось училище поархитектурной отделке зданий. Но, учитывая степень разрушения дворца, восстановительные работы такого масштаба ещенеприходилось проводить никому.

23 апреля 1944года Ленгорисполком принял решение Опервоочередных мероприятиях посохранению пригородных дворцов ипарков-музеев .

Вписьме А. М.Кучумову от31 января 1944года Анна Зеленова сообщала: всех нас [Тихомирову вПетергоф, Турову вПушкин, Балаеву вГатчино] назначили директорами. Нанас возлагается 1) точная фиксация зрелища; 2)подготовка материалов длягосударственного акта; 3)организация разминирования сооружений ипарка припомощи саперных отрядов, атакже мы должны добиться временной военной охраны дворцов .

Какниспешили немцы покинуть город, брошенные предметыуспели заминировать. Перед входом водворец накаменном плинте стоял новый самовар стончайшей проволокой, конец которой уходил подфундамент ограды. Напостаменте около павильона Трех граций красовалась пара ботинок, откоторых вдоль постамента тоже тянулась предательская проволока. Особое возмущение вызывали разбросанные около домов детские игрушки. Внешне безобидные красивые куклы, зайцы, слоники имашины, которые могли привлечь внимание детей, таили всебе смерть .

В1944году на разминировании дворца работали отряды саперов, только чтопрошедшие курс обучения. Вопрос разминирования освобожденной территории был жизненно необходимым. Минами разного действия ловушками, натяжными, противотанковыми, счасовыми механизмами ибез, поражающими сразу илисинтервалами, одиночными игирляндами буквально было заминировано все город, дворец, подступы кнему, доты, дзоты, блиндажи, парк ипавильоны.

Вапреле 1944года Райисполком водном изсвоих постановлений предписал создать приСовете Осавиахима команду поразминированию исбору вооружения, боеприпасов вколичестве 650 человек, обучить ихпо70‑ти часовой программе Главного инженерного управления иУправления трофейного вооружения Красной армии с20 по30 апреля врайоне поселка Вырица наспециально организованном учебном пункте .

Однако эти меры недали должного результата, поэтому этим вопросом в конце 1944 года занялся Облисполком, ивфеврале-марте 1945года вгород прибыли саперы.

Заразминированием дворца последовала фиксация всех разрушений, азатем фиксация иконсервация чудом сохранившихся фрагментов ценнейшей архитектурной отделки настенах дворца, которые впоследствии послужили эталонами длявоссоздания декора.

Кмарту 1944года была закончена первая опись состояния здания исохранившегося декора, вмае тогоже года приступили кразбору завалов внутри дворца ивыборке уцелевших фрагментов лепного иживописного декора. Была проведена работа поопределению состояния лепного декора настенах: сравнительно хорошей сохранности оставляли наместе (лепка Итальянского зала, Египетского иВерхнего вестибюлей ит. д.), другие подлежали снятию состен ипереносу вхранилище. Фрагменты, найденные приразборе завалов, обследовали дляопределения ихисторического местонахождения втом илиином интерьере.

Вообще, судьба дворца очень волновала городские власти Павловска. 10 августа 1944 года на бюро ГКВКП(б) был заслушан доклад Зеленовой о ходе работ по восстановлению дворца. Врешении бюро было отмечено, что план работ поконсервации иподготовке квосстановлению Павловского дворца запервое полугодие 1944года был выполнен досрочно. Центральная часть здания дворца полностью очищена отстроительного мусора, железа ибалок.

На фото: верхний вестибюль Павловского дворца. Рухнувшая кровля. 1944.

Приготовлены хранилище дляхранения архитектурных деталей, комната дляпроизводства лепных иформовочных работ ихранилище длямузейных ценностей. Организована охрана дворца-музея ипарка. Очищена иприведена впорядок придворцовая часть территории . Длярасчистки дворца проводились воскресники, накоторых работали бригады НКВД, горкома партии, горсовета, типографии. Навоскреснике, проведенном 16 июля 1944года, работало 102человека, были открыты статуи 12 дорожек, расчищены Египетский вестибюль иПилястровый кабинет .

Смая посентябрь 1944года консервацией лепки вПавловском дворце занималась группа учащихся (Ю.Жмаев, И. А.Кудрявцева, В.Александров, Л. Г.Гальперина, Н. И.Оде, Н. П.Буробина, Г. В.Беляев) училища архитектурной отделки подруководством мастера А. И.Большакова. Перекрытий небыло. Поэтому приходилось делать подмостья-вышки и, влезая постремянкам спервого этажа навторой, укрыватьуцелевшие лепные украшения стен дощатыми ифанерными футлярами, обитыми толем, надо было сохранить отснега идождя лепку. Часть лепки приходилось пропитывать желизистым иликупоросным раствором, опрыскивая ее изпульверизаторов. Впервом варианте гипс становился коричнево-рыжим, вовтором изумрудно-зеленым, ноперестал рассыпаться превращался втвердый, иснего можно было снимать форму дляновой отливки. Лепные украшения, которые плохо держались настенах, приходилось бережно снимать ихранить вкладовых, специально созданных дляэтих целей; тамже хранились ивновь отформованные детали лепного декора. Вскоре таких натурных отформованных эталонов накопилось тысячи. Нужна была четко продуманная система иххранения .

Дляпродолжения работ по сохранению и воссозданию декора требовались специалисты высокого уровня. Зеленова добилась отзыва изармии архитектора Ф. Ф.Олейника искульп тора Р. К.Таурита.

Фёдор Фёдорович Олейник человек, чье имя почти неизвестно широкой публике, ночей вклад всудьбу Павловска сложно переоценить. Ещедовойны он защитил докторскую диссертацию оконструкциях дворца, занимался архитектурными обмерами, копированием фресок. После войны Олейник стал главным архитектором восстановления Большого Павловского дворца. Каквспоминала директор музея-заповедника А. И.Зеленова, Олейник мог попамяти нарисовать углем настене любой узел конструкции. Человек, обожавший изнавший Павловск домиллиметра, он сутра довечера собирал вокруг разрушенного дворца большие ималые осколки все, чтоосталось откаминов, мебели, штукатурки, исор тировал эти кусочки понесметному количеству коробков икоробочек. Благодаря его глубоким знаниям архитектурных конструкций он воссоздал уникальный купол Центрального корпуса и возродил дворец. До конца жизни Фёдор Фёдорович был незаменимым помощником Зеленовой в деле восстановления Павловского дворца.

Все работы повосстановлению лепного декора водворце велись посогласованию сГИОПом. Работы, проведенные втечение 1944 иначале 1945годов, позакреплению, снятию иформованию лепки мастерской 1‑го Стройучастка ГУАС НКВД подруководством скульптора ТауритаР. К. илепщика СминоваМ. Н. спасли более 70 % внутреннего декора дворца-музея .

Накопленный опыт восстановительных работ позволил А. И.Зеленовой 29 октября 1945года выступить сдокладом Методика фиксации декоративно-художественной отделки ансамблей Камерона иРастрелли . Присутствовавшая назаседании С. Н.Балаева отметила всвоем дневнике: Фактически методика небыла дана, апоказан опыт работ ПоПавловску, несомненно, дельный, хотя иизлишне усложненный. Чтонадо взять Гатчине изопыта Павловска? Несомненно, приведение всистему всего сделанного пофиксации .

Следующим важным этапом подготовки креставрационным работам был сбор архивных, библиографических ииконографических сведений обобъекте, иными словами, составление исторической справки. Здесь огромное значение сыграл опыт, приобретенный А. И.Зеленовой вблокаду вовремя совместной работы сГерманом Германовичем Гриммом.

ГерманГримм известный ученый, специалист вобласти истории архитектуры, член научно-экспертного совета ГИОПа, работал синспекцией охраны памятников ещевпредвоенные годы. В1942году подего руководством были начаты подготовительные работы посоставлению Материалов дляисторико-художественного исследования пригородных дворцов ипарков г. Ленинграда . Всостав рабочей группы вошли В. К.Макаров, И. К.Янченко, А. И.Зеленова иС. Н.Балаева.

Гриммом был разработан детальный план структуры исследования поПушкину. Этот план А. И.Зеленова 6октября 1942года отправила А. М.Кучумову ипояснила: Посылаю Вам программу работ посоставлению материалов дляреставрации пригородов это перечень главных инужнейших фактов длятех, ктобудет заниматься реставрацией дворца . Вэтомже письме Зеленова кратко излагает пространный план Гримма. Вдальнейшем этот концентрированный план будет положен воснову исторических справок Павловского дворца.

Позднее, наотчетном заседании балансовой комиссии всентябре 1946года С. В.Трончинский, оценивая работу научной части Павловского дворца-музея, скажет: почасти организации Павловск вне сравнения несекрет, чтометод научного описания, метод систематизации был принят нами здесь наодном измузейных советов 1945года. задача научной части понята так ясно итак четко, какнигде .

Последовательность работ впригородах инавсех городских объектах была одинаковой: разбор завалов, консервация лепки иподготовка исторических справок, однако, приравных исходных условиях уЗеленовой, кроме целеустремленности, было одно бесспорное преимущество она умела подбирать людей какЕкатерина II .

Зеленова сее знанием дворца домалейших деталей его отделок, сее любовью кнему, судивительными организаторскими способностями иподлинным талантом исследователя , сумела собрать изаразить желанием восстановить дворец коллектив замечательных специалистов иэнтузиастов.

Первым весной 1944года вызвала опытного музейщика НиколаяВикторовича Вейса изСталинска (Новокузнецк), изСарапула Георгия Иосифовича Куровского, введении которого довойны находился парк.

Вовремя блокады Анна Ивановна познакомилась ссотрудницей Публичной библиотеки Антониной Александровной Громовой, брата которой, художника АлександраАлександровича Громова, вызвала дляработы вПавловске.

Вейс, Куровский иГромов стали надежными помощниками Зеленовой. Нагрузка была колоссальной: Николай Вейс отвечал запроведение работ консервации павильонов, ведение дневника реставрации иконсервации лепки, разработку методики консервации лепки, атакже должен был организовать хранение иучет, поиск иинвентаризацию музейных предметов; Александр Громов, помимо зарисовок парка, контролировал все строительно-хозяйственные работы (сооружение временных перекрытий, устройство лесов, оборудование кладовой имастерских); Георгий Куровский занимался разборкой бункеров иблиндажей, приводил впорядок питомник.

На фото: центральный корпус Павловского дворца. 1944.

Немного позднее вПавловск приехали Зоя Андреевна Вейс, Ксения Ивановна Куровская иИнна Васильевна Стоббе, ккоторым присоединились Надежда Григорьевна Филимонова, фотограф Дмитрий Александрович Лапшин иНаталья Ивановна Громова. Громова, довойны сотрудница Эрмитажа, оказалась незаменимой приработе сархивными материалами (воснове всех научных исследований поинтерьерам ипарковым постройкам дворца лежат собранные ею документы); Инна Васильевна Стоббе иМария Никитична Индушина инвентаризировали исистематизировали документальные ииконографические материалы архива. Кним присоединились архитектор Дмитрий Иванович Греков исменившая его в1947году Татьяна Александровна Аккерман.

Коллективом научного отдела Павловского дворца к1947году была создана база дляначала реставрационных работ водворце. Опыт ипрактику восстановительных работ вПавловском дворце А. И.Зеленова обобщила в Методике изучения архитектуры ивнутреннего убранства пригородных дворцов-музеев (инструкция музейным сотрудникам) . В1949году Методика была напечатана тиражом 40экземпляров ипредложена для организации научно-исследовательской работы припроведении научной консервации иподготовке креставрации памятников архитектуры музеям, подведомственным Комитету поделам культурно-просветительных учреждений приСовете министров РСФСР.

Методика А. И.Зеленовой вомногом послужила идлявосстановления остальных пригородных дворцов-музеев Ленинграда, разрушенных вгоды Второй мировой войны.

Павловский дворец был полностью восстановлен первым. В1957году открылись пять парадных залов Передняя, Кавалергардская, Кавалерский зал, Оркестровая, Буфетная.

К1967году были восстановлены: Парадные залы Центрального корпуса, Картинная галерея иТронный зал. Темсамым была воссоздана основная экспозиция ивосстановлен сквозной проход позалам второго этажа дворца.

Вчудесном возрождении Павловского ансамбля роль Зеленовой трудно переоценить. Небылобы Анны Ивановны небылобы сегодня иПавловского дворца в том облике, который задумали Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзаго, Андрей Воронихин.

На фото 1. Поднятие на постамент статуи Флора в Павловском парке. 1946 г. 2.Вид с купола дворца на северный прямоугольный корпус. 1944 г. 3. Вид на церковный флигель Павловского дворца. 1944 г. 4.Вид с крыльца Центрального корпуса Павловского дворца на южный прямоугольный корпус. 1944 г.

Фото предоставлено ГМЗ Павловск .

Автор: старший научный сотрудник, хранитель фондов Гравюра , Чертежи ГМЗ Павловск Ольга Ламеко.

Поделиться в соцсетях