Баир Иринчеев: Фильм «Праздник» содержит опасную пропаганду

10:06 чт, 08 ноября, 2018
Теги
Город

Историк, писатель и директор Военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев заявил в интервью Городу+, что скандально известный сценарий комедии «Праздник» основан на заведомой лжи и вражеской пропаганде. Специалист считает, что фильм не имеет права на существование, так как сама его идея противоречит морали и подрывает устои общества. 

«Я считаю, что показывать блокаду таким образом – это скотство, невоспитанность и неуважение. Описанные в фильме события не имеют ничего общего с действительностью и порочат светлую память погибших. Страшно, что сюжет может создать у зрителя неправильное представление об истории. В центре там идея, что не все ленинградцы получали одинаковый паек, а почему – ни слова. И сами герои ведут себя мерзко», – рассказывает Баир Иринчеев. 

В страшные годы блокады, как объясняет историк, у людей некоторых профессий паек действительно был больше, чем у остальных. Военные, врачи и управленцы получали 800 граммов пищи в сутки вместо обычных 125. Однако причиной тому была насущная необходимость. Нельзя было позволить, чтобы хирург упал в обморок от голода во время сложной операции. Потеря защитников или городской администрации и вовсе могла привести к падению Ленинграда. Обеспечить пропитанием всех жителей вдоволь было невозможно, поэтому приходилось расставлять приоритеты во спасение города и страны. 

«В «Празднике» этот факт преподносится как классовая рознь. Мол, смотрите, они жировали, пока другие умирали. Раненым паек тоже увеличивали – это тоже смешно и позорно? Далее: по сценарию, сын приводит простую девушку в такую «привилегированную» семью – и все начинают прятать от нее еду. Я бы посоветовал режиссеру не переносить в то время свою современную убогую мораль. Блокадники спасали и подкармливали друг друга», – уверяет Баир Иринчеев. 

По словам исследователя, его прабабушка была хирургом и в блокаду получала двойной паек. При этом ни у кого не возникало даже мысли ограбить ее и отобрать положенную долю, ведь она спасала жизни. Кроме того, как и многие другие ленинградцы, женщина делилась едой с ближними. Только благодаря этому выжила ее соседка, которая до конца своих лет была благодарна спасительнице. 

В сценарии «Праздника» зрителю предлагается посмеяться над тем, как голодные люди прячут друг от друга еду. Баир Иринчеев считает такой подход проявлением или вражеской пропаганды, или элементарного непрофессионализма сценариста и режиссера. 

«Чем дальше от нас уходят годы войны, тем чаще люди потребляют информацию о событиях не из исторических источников, а из массовой культуры. Существует проблема некачественности продукции. Создается впечатление, что создатели фильмов не понимают, о чем они снимают. Капиталистическую мораль пытаются перенести в сороковые годы. Получается в лучшем случае неубедительно, в худшем – опасно», – считает историк. 

Тем не менее, писать книги и снимать фильмы о годах блокады, по мнению специалиста, можно и нужно. Он предлагает людям творческих профессий изучать и экранизировать реальные истории ленинградцев: поднять архивы, прочитать дневники и письма. Настоящая жизнь уже написала за нас отличный сценарий, в котором есть и трагедия, и героизм, и счастье, и любовь, и даже юмор, подытожил Баир Иринчеев. Осталось только честно его записать.

 

https://www.youtube.com/embed/PNY1PCPGcco
Поделиться в соцсетях