Благодаря социальному заказу инвалидам станет проще искать работу в Петербурге

Реализацию проекта в городе обсудили участники круглого стола.
16:21 чт, 05 августа, 2021

В Петербурге проживают 124 тыс. людей с ограниченными возможностями здоровья в трудоспособном возрасте. Работают из них около 43 тыс. человек (35%), в основном это инвалиды 3-й группы. К 2025 году власти Петербурга планируют увеличить показатель по работающим инвалидам до 50%. Для достижения результата используют различные инструменты: квоты на предприятиях, услуги по профориентации, оплачиваемые стажировки для людей с ограниченными возможностями. 

В частности, согласно закону, уровень квоты составляет 2,5%, например, если на предприятии работают 110 человек, то компания обязана заквотировать три рабочих места для инвалидов. Если работодатель нарушает это требование, то компании грозит штраф. 

Стажировки для инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы, действуют в Петербурге с 2019 года. Заработная плата в рамках такого трудоустройства предусмотрена как для стажера, так и для наставника. В этом году на программу из средств городского бюджета выделили 11,7 млн рублей. На эти деньги планируют создать 100 временных рабочих мест.

Еще одну услугу запустят в сентябре: в пилотном режиме в рамках социального заказа начнется сопровождение инвалидов при трудоустройстве. Сейчас завершается формирование нормативной базы и разрабатывается порядок проведения конкурсного отбора. 

Закон о социальном заказе приняли в июле 2020 года. Сейчас он действует в 16 регионах России, среди них Белгородская, Воронежская, Калининградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Самарская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, Алтайский, Красноярский, Ставропольский края, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ. В федеральном законе речь идет о шести сферах: это предоставления социальных услуг, санаторно-курортное лечение, оказание паллиативной помощи, спортивной подготовки, создание условий для развития туризма и содействие занятости населения. 

«Помимо традиционных государственного и муниципального заданий эти регионы смогут использовать другие способы организации предоставления социальных услуг – сертификаты и конкурсы. Это позволит вовлечь в процесс некоммерческие организации, повысить качество и доступность таких услуг для населения», — уточняется на сайте правительства России. 

Реализацию проекта в Петербурге обсудили участники круглого стола «Социальный заказ: дополнительная возможность развития сферы трудоустройства для людей с инвалидностью». 

 

Сотрудники Центра занятости населения Петербурга будут помогать человеку с ограниченными возможностями не только с оформлением документов. Для него будут выстраивать маршрут от дома до работы и обратно, заниматься интеграцией в трудовой коллектив, помогать находить общий язык с начальством и коллегами. 

«Я надеюсь, что в начале или середине августа мы сможем публиковать объявления о размещении социального заказа. Будем рады видеть вас в числе участников», — обратился первый заместитель председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Николай Рогачев к представителям НКО. 

Опираться при реализации проекта планируют на зарубежный опыт, в том числе шведский. В этой скандинавской стране, пояснил Рогачев, один сопровождающий в среднем трудоустраивает одного человека в неделю. За год работу находят около 40-45 соискателей. 

«Услуга на наш взгляд важная и нужная. Она похожа на то, что делают коллеги из некоммерческого сектора. Необходимо отметить, что некоммерческий сектор в Санкт-Петербурге, с которым мы взаимодействуем — это самый мощный сектор в России», — отметил Николай Рогачев. 

Директор центра «Работа-i» Илья Сметанин отметил, что социальный заказ — это очень важный инструмент поддержки людей с инвалидностью при трудоустройстве, а директор по развитию благотворительного фонда «Антон тут рядом» Евгения Петельчук назвала апробацию проекта весьма разумной, продуманной и логичной. 

«Социальный заказ, конечно, для некоммерческих организаций — это большая помощь и возможность финансировать нашу деятельность. Большая часть финансирования нашей деятельности — это либо пожертвования, либо выполнения грантов и субсидий от разного рода организаций, но они не постоянные, они не имеют стабильного финансирования», — добавил директор «Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК» Иван Граевский.

Апробацию проекта по сопровождению инвалидов при трудоустройстве в Петербурге до конца года проведут на 25 соискателях. Объем финансирования составит 680 тыс. рублей. «Мы рассчитываем, что, по итогам предоставления услуги, из 25 сопровождаемых пять человек смогут трудоустроиться, из пяти вступивших в трудовые отношения двое закрепятся на рабочем месте», — отметил первый заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Николай Рогачев.

«По итогам апробации мы будем понимать, насколько наша гипотеза о трудоемкости, о вероятности наступления успеха соответствует рынку труда. На следующий год мы планируем удвоить финансы и натуральные показатели», — заключил представитель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. 

К примеру, в центр по трудоустройству молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Работа-i» ежегодно обращаются 500-550 человек. Работу находят около 120 соискателей. «Николай Александрович озвучил достаточно внушительные суммы, но по нашему опыту, они имеют место. Кажется, что это много, но по факту нет. Не знаю, как велись расчёты, но выглядит весьма трезво», — сказал директор центра «Работа-i» Илья Сметанин. 
 

«Логичной и разумной кажется цифра, которую вы в качестве финально трудоустроенных закладываете. Давайте смотреть на то, как это будет работать. Кажется, что это что-то правильное и нужное», — обратилась к Николаю Рогачеву директор по развитию благотворительного фонда «Антон тут рядом» Евгения Петельчук. 

Член Общественный палаты Санкт-Петербурга Ирина Артюхова уверена, что одна из задач социального заказа — перейти на электронный документооборот. 

«Задача — перестроить технические регламенты и условия, потому что сейчас они заточены под то, чтобы такие услуги оказывали государственные учреждения. Есть очень много нюансов и тонкостей, которые нужно изменить для того, чтобы в том числе и некоммерческие организации могли участвовать в выполнении социального заказа», — пояснила она. 

Артюхова добавила, что расширение социального заказа в России стоит ждать в 2025 году. По ее мнению, это произойдет, когда в стране улучшатся условия для оказания государственных услуг негосударственными организациями, усилится конкуренция при выборе исполнителей услуг, а также улучшится качество и доступность госуслуг.  
 

Для инвалидов на рынке труда Петербурга представлены различные вакансии: помощник повара, мойщик, разметчики данных, операторы call-центров, сборщики, укладчики товаров, кассиры-консультанты, специалисты складов и другие. Рабочие места есть как в больших корпорациях, так и в маленьких компаниях. Уровень зарплат колеблется от 19 тысяч рублей до 45 тыс. рублей.  

«Вакансии — это ключевая тема. Это то, что понятно соискателю и работодателю, такая общая точка пересечения», — объяснил соучредитель благотворительного фонда «Рауль» и Центр «Работа-i» Михаил Кривонос. 
 

Президент межрегиональной общественной организации инвалидов «Родничок Надежды» Римма Жилевич уверена, что трудоустройство — это лучший способ для социализации инвалидов. 

«У инвалидов есть трудности при поиске работы. Это неуверенность в себе, сложность переступить через себя, боязнь чего-то. Им нужны кураторы и поддержка», — отметила Жилевич. 
 

Директор Центра трудовой занятости ГАООРДИ Елена Ивановна Богачева добавила, что легче всего найти работу людям с квалификацией и с 3-й группой инвалидности. 

«А наши ребята, наш контингент — это ментальные или опорно-двигательные нарушения — им тяжело найти работу и даже приехать к работодателю. Может быть, их и готовы взять, но прийти, спросить самый простой вопрос сложно, им очень тяжело перебороть себя», — уточнила она. 
 

«Мало трудоустроить человека и найти ему рабочее место, нужно, чтобы он закрепился там, чтобы через пару месяцев, он грубо говоря, не слетел. Уволиться и уйти он может по совершенно разным причинам. Это типичные для людей с инвалидностью истории, что на лето человек уходит в отпуск на три месяца. Такие длительные сроки отсутствия работника для работодателя — это головная боль, как минимум, как правило, они на такое не идут», — резюмировал директор «Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК» Иван Александрович Граевский.

Поделиться в соцсетях