Великие женщины семьи Романовых: в Эрмитаже представили результаты реставрации знаменитых портретов

Эрмитаж и АО «Петербургский нефтяной терминал» представили совместную программу «Великие женщины Российского императорского двора».

Государственный Эрмитаж и «Петербургский нефтяной терминал» (АО «ПНТ») представили совместную долгосрочную программу по реставрации картин из собрания музея. Проект посвящен сохранению живописных портретов представительниц императорской семьи Романовых «Великие женщины Российского Императорского двора». 

Коллекция женских портретов активно пополнялась в XVIII веке, который можно назвать веком женского правления в России. Тогда почти 70 лет на престоле находились императрицы, а их изображения украшали залы Зимнего дворца.

По словам генерального директора музея Михаила Пиотровского, в Эрмитаже одна из самых больших коллекций работ женщин-художниц. «Представлено более 20 художниц и несколько сотен картин», — сказал Пиотровский. Он отметил ценность таких полотен и поблагодарил меценатов за помощь в проведении масштабного этапа реставрации.

«Сейчас интерес к этим работам очень высок, и многие из них, например, портрет Екатерины Великой кисти Фальконе, по праву займут место в постоянной экспозиции Эрмитажа. К сожалению, это невозможно без кропотливой работы по реставрации полотен — долгие годы на валах повредили картины. К счастью, ущерб восполним», — прокомментировал сотрудничество Пиотровский.

Первой отреставрированной картиной стал портрет императрицы Екатерины II кисти Пьера-Этьена Фальконе. В декабре 2019 года его уже представляли на выставке «Это сам Потемкин!» в Эрмитаже. Сейчас реставраторы трудятся над картиной французской художницы Элизабет Виже-Лебрен, где изображена императрица Мария Федоровна. Совместная работа продолжится, хранители уже занимаются подбором полотна для нового проекта в рамках программы.

«Два года назад мы объявили о начале совместных проектов с Государственным Эрмитажем, уже тогда мы понимали, что это начало долгой дружбы. Мы всегда старались внести свой вклад в сохранение и развитие российского и мирового культурного наследия и программа по реставрации шедевров из эрмитажной коллекции — логичное продолжение этой политики. Мы планируем и дальше поддерживать проекты по сохранению истории и в будущем», — отметил председатель совета директоров АО «ПНТ» Михаил Скигин.

На проведение реставрации выделено уже несколько миллионов рублей.

 

Более ста лет в хранилище

Непростая судьба многих картин началась после революции. Некоторые из них сняли с подрамников, поместили на валы и отправили в запасники. Портрет Марии Федоровны французской художницы Элизабет Виже-Лебрен более 100 лет пробыл в хранилище. Перед блокадой Ленинграда шедевр отправили в Свердловск, он оставался на валу и после возвращения в Эрмитаж.

Картина выполнена по заказу императора Павла I. Мария Федоровна изображена в парадном придворном платье с орденом Святой Екатерины и черной лентой Мальтийского ордена. После снятия картины с вала реставраторы обнаружили деформации и изломы холста, а также местами осыпающийся красочный слой. Исследование в свете видимой ультрафиолетовой люминесценции показало многочисленные поздние прописки и записи, лежащие в лаковых слоях.

 

Для полотна изготовили новый подрамник, картину очистили от темного лака и укрепили красочный слой. «Были отставания красочного слоя со вздутиями, грозящие осыпями. Мы не знали, как хорошо нам удастся их уложить в процессе технической работы. <…> Но сейчас их даже трудно найти на картине», — сообщил Алексей Никольский, художник-реставратор высшей категории Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа.

Кроме того, в процессе работ нашли несколько авторских изменений. По словам реставраторов, художница четыре раза меняла положение руки Марии Федоровны. Работы по восстановлению полотна завершат в ближайшие месяцы.

 

Две картины в одной

Портрет Екатерины Великой исполнил Пьер-Этьен Фальконе, сын знаменитого скульптора — создателя Медного всадника. Полотно также почти весь XX век провело в запасниках. Но после реставрации картину уже показали публике на выставке «Это сам Потемкин!», теперь она займет место в постоянной экспозиции Эрмитажа.

При поступлении в лабораторию научной реставрации картина была в достаточно плохой сохранности: наблюдались деформация холста и повреждения красочного слоя. К тому же авторскую живопись покрывал слой разновременных лаков, которые сильно потемнели и пожелтели, существенно изменив колорит картины. Оригинальная живопись была частично скрыта под многочисленными поздними записями и прописками.

 

Художники-реставраторы укрепили холст и красочный слой, утоньшили потемневший лак и удалили поздние прописи. В результате проявились яркий колорит и живописные достоинства портрета. Обнаружена и авторская подпись Пьера Этьена Фальконе, а также год создания картины, ранее подпись не читалась из-за потемневших лаковых слоев.

«Изучение картины в инфракрасных лучах дало неожиданные результаты. Например, под изображением Екатерины II обнаружен незаконченный вариант многофигурной композиции на античный сюжет. Вероятно, художник использовал холст с уже начатой картиной, написав поверх портрет императрицы», — сообщили в пресс-службе Эрмитажа.

В фондах музея находятся еще несколько десятков женских портретов императриц и великих княгинь. Благодаря программе реставрации знаменитые портреты вновь увидят свет и смогут поучаствовать в мировых выставках. 

 

Видео: «Петербургский нефтяной терминал»

Поделиться в соцсетях