18 января вся страна вспоминает подвиг советских солдат, прорвавших блокаду Ленинграда в 1943 году. Освободительная операция «Искра» позволила объединиться войскам Ленинградского и Волховского фронтов и обеспечила окруженному городу связь с внешним миром. Какой ценой была прорвана блокада, рассказал в интервью Городу+ историк, аспирант Санкт-Петербургского института истории РАН Вячеслав Мосунов.
«В 1942 году проблема снабжения города продовольствием и боеприпасами стояла особенно остро. Затея с подсобным хозяйством в осажденном Ленинграде провалилась, так как не учитывала климатических условий местности. К тому же, эвакуация сорвала уборку урожая. В ноябре в докладе командующего Ленинградским фронтом впервые прозвучала идея проведения Шлиссельбургской операции. Целью был прорыв блокады и строительство железной дороги вдоль Ладожских каналов, ведь без регулярного снабжения город не смог бы устоять», – говорит исследователь.
В ноябре 1942 года высшее командование начало сразу несколько наступательных операций на разных фронтах. Битва за Сталинград привела немецкую армию к первому серьезному кризису. Вермахт перенаправил силы 18 армии из-под Ленинграда на юг к Сталинграду, а также в 9 армию и в 16 армию под Демянск. На начало декабря 18 немецкая армия осталась без резервов. Это была прекрасная возможность для удара по ослабленному блокадному кольцу. Его решили нанести в той же точке, где до этого проходили три неудачные наступательные операции, – в районе Невского пятачка и рощи Круглой.
В декабре был утвержден план прорыва блокады Ленинграда. Командование намеревалось ударить на узком участке, но с рекордно большой концентрацией сил. Началось качественное и количественное усиление частей Волховского и Ленинградского фронтов. С Калининского фронта и даже из-под Сталинграда стягивались дивизии и стрелковые бригады. Несмотря на то, что это были ослабленные сражениями войска третьего-четвертого формирования, вместе они представляли внушительную силу. Кроме того, армии удалось накопить достаточное количество боеприпасов. Ленфронтом командовал Леонид Говоров, за подготовкой наступления следил лично маршал Клим Ворошилов. А к началу января под Ленинград приехал сам Георгий Жуков.
«Здесь пытались учесть неудачные истории с Невским пятачком и Гайтоловским окружением. Подготовку к советскому наступлению немецкая разведка вскрыла за две недели до его начала, но масштаб операции оказался для них неожиданным. Со стороны Волховского фронта удар планировался в районе рощи Круглой. Ее должна была штурмовать 327 стрелковая дивизия, усиленная гаубичной артиллерией на прямой наводке и инженерной бригадой. А вот командование Ленинградского фронта стояло перед серьезной проблемой: нужно было форсировать Неву – порядка 600 метров открытого пространства», – объясняет Вячеслав Мосунов.
Леонид Говоров, как командующий фронтом, понимал, с какой опасностью его солдаты столкнутся на Неве. Поэтому он подошел к подготовке предельно серьезно. Он приказал построить в своем тылу копии немецких укрепления и штурмовать их в качестве тренировки. Людей готовили для серьезного рывка. Штурмовые подразделения экипировались «кошками» и лестницами, ведь им предстояло под обстрелом карабкаться на высокий, покрытый льдом левый берег Невы. Операцию подготовили к концу декабря, но прочный лед встал на реке только 12 января. Это и послужило сигналом к действию.
Утром 12 января 1943 на немцев обрушились сразу два советских ударных кулака. 45 гвардейская стрелковая дивизия с большим количеством орудий прямой наводки была брошена на Невский пятачок к ГРЭС № 8. А 136 стрелковая дивизия развивала успех в районе деревне Марьино. Мощнейший артобстрел от Шлиссельбурга до Невского пятачка длился два часа. Он позволил выйти на лед и форсировать реку первым ленинградским штурмовым отрядам. Таким образом, немцы полностью потеряли контроль над берегом на отрезке от ГРЭС № 8 до Шлиссельбурга.
«Это была случайность, но тщательно подготовленная. Вермахт недооценил соперника, он ожидал точечного сопротивления, как это было раньше. В районе Марьино немцы не успели даже достроить укрепления – не рассчитывали на такой мощный удар. Когда штурмовые дивизии выходили на лед, их поддерживали пулеметчики. На Волховском фронте удалось смять передний край противника в районе рощи Круглой, оборона была прорвана», – рассказывает аспирант Санкт-Петербургского института истории РАН.
Конечно, бой был тяжелым и не обошелся без непредвиденных осложнений. Самая большая проблема заключалась в малом количестве и неудачном распределении огневых средств по Приладожью. Болота промерзли недостаточно для тяжелой техники, торфоразработки были непроходимы даже для танков. Кроме того, внутри Ленинграда производили только 45-миллиметровые и 76-миллиметровые снаряды и 82-миллиметровые мины не лучшего качества. Остальными боеприпасами фронт снабжался извне блокадного кольца.
У немцев оставалась еще одна резервная дивизия, которая 13 января чуть не сорвала всю операцию «Искра». Хорошая подготовка личного состава и собранность руководства позволила фашистам быстро перегруппироваться. Уже к 15-16 января они подтянули к Ленфронту новые силы, чтобы обеспечить пути отхода для Шлиссельбургской группировки вермахта. Но климатические условия мешали не только нашим, но и вражеским солдатам. Например, танки «Тигр» – самое разрекламированное немецкое оружие – не вышли на позиции, так как попросту застряли в приладожских болотах.
«Под Ленинград их прислали с четкой пропагандистской целью, они должны были участвовать в наступлении на город. Но из-за недостатка сил их перенаправили в Приладожье. Это пример того, как использовать оружие не надо. Например, танк отправили по болотам на разведку к Рабочему поселку №5, и он, конечно, был захвачен советскими войсками. Известна также история экипажа Дмитрия Осатюка советского легкого танка Т-60 из 61 легкотанковой бригады Хрустицкого, который сумел благодаря своей находчивости и выдержке выйти победителем в бою с двумя немецкими танками», – говорит Вячеслав Мосунов.
17 января 1943 года обе стороны поняли, что блокада точно будет прорвана. Группировка немцев в Шлиссельбурге оказалась отсечена от остальных сил, ее снабжение прекратилось еще 15 января. Решение об отступлении пришло из Берлина с запозданием, когда немцы уже были окружены у Рабочего поселка № 5. Конечно, уничтожить их группу целиком не получилось. Однако советские войска, наконец, смогли встретиться, причем сразу в двух местах.
Соединение Ленинградского и Волховского фронтов состоялось 18 января 1943 года в районе Рабочего поселка №1 и чуть позже в районе Рабочего поселка № 5. Назвать это достижение абсолютным триумфом было сложно. В ходе операции «Искра» советская сторона потеряла, по официальным данным, 113 тысяч человек. Линия Волховского фронта и 67 армии пролегла по непроходимым болотам. Вторая Ударная армия понесла потери до половины боевого состава. К тому же, немцы удержали участок важного опорного пункта «роща Круглая», и развить наступление для полного освобождения Ленинград в 1943 году так и не удалось. Ожесточенные бои в этом районе продолжались в феврале и марте, но завершились трагично: из всей брошенной туда дивизии живыми вернулись только 30 русских солдат. До полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады оставалось еще больше года.
«Победа далась нам очень большой кровью. Например, только 18 стрелковая дивизия во время операции дважды формировалась за январь и дважды за февраль. В общей сложности за годы войны она перенесла порядка 12 полных переформирований. Но в январе 1943 года СССР удалось самое важное – так или иначе обеспечить прямую сухопутную связь Ленинграда с тылом страны. Без этой связи Ленинград находился бы под «Дамокловым мечом» и наверняка бы пал в ближайшее время. Все участники операции «Искра» – герои, спасшие наш город и страну», – подытожил историк, исследователь, аспирант Санкт-Петербургского института истории РАН Вячеслав Мосунов.