Вектор развития современной архитектурной мысли в Петербурге вызывает немало дискуссий. Журналисты, общественные и политические деятели беспокоятся о сохранении исторического центра города, обсуждают появившиеся к FIFA объекты и планировку спальных районов. Искусствовед, основатель блога SPb_domiki Леонид Макаров рассказал в интервью Городу+, чем интересен стадион «Газпром Арена», когда квартальная застройка вновь заменит точечную, и чего ждать жителям Северной столицы в ближайшие десятилетия.
«Я думаю, что намечается выход архитектуры из некоего кризиса последних лет. Если долгое время она развивалась достаточно хаотично, и сложно было определить ее магистральное направление, то сейчас формы становятся спокойнее, происходит переход к хорошему дизайну. Да, блогер Илья Варламов внес наш стадион в список 100 самых уродливых зданий России. Однако из Петербурга в нем оказались всего три позиции, это большое достижение. Можно даже сказать, что нас похвалили. Самое важное сегодня – вписываться в ту среду, которая у нас уже существует. В Петербурге это особенно сложная, но интересная задача», – говорит исследователь.
По его словам, попадание стадиона «Газпром Арена» в блогерский «антирейтинг» современной архитектуры вполне объяснимо объективными обстоятельствами. Дело в том, что функционал и инженерные требования спортивных объектов изначально сильно ограничивают авторов проекта в творчестве. Форма стадиона неизменна на протяжении столетий, а его огромная вместительность диктует тяжеловесность облика. Речь здесь идет не столько об уродстве, сколько о посредственности внешнего вида здания. Однако она с лихвой искупается функциональностью и удобством арены. К тому же, судить обо всей новой архитектуре Северной столицы уж точно нельзя по одному стадиону.
Переживать о судьбе центрального района города Леонид Макаров также не советует. Плотная историческая застройка находится под защитой строгого городского регламента. Петроградская сторона, Васильевский остров и улицы вокруг Невского проспекта – это давно сформированный и законченный комплекс, «музей под открытым небом». В последние годы он подвергается только реставрациям и незначительным доработкам и служит ориентиром для дальнейшего развития Петербурга. В ближайшее время центру не грозят никакие серьезные перемены. А вот спальные районы городской периферии, напротив, ждет серьезная доработка.
«Российские микрорайоны похожи на муравейники, по ним зачастую сложно определить, в каком городе мы находимся. Осуждая их, многие вспоминают, каким блистательным был Петербург 100 лет назад, какие интересные дома возводились. Но никто не думает, где тогда жило большинство простых, не знатных людей. В основном – в очень некомфортных условиях, в деревянных бараках, по сравнению с которыми наши новостройки прекрасны. И все-таки контраст центра и периферии все еще бросается в глаза. Нынешние структуры новых районов не перспективны, постепенно они сменятся квартальной застройкой», – считает искусствовед.
Он уверен, что точечная многоэтажная застройка новых микрорайонов скоро уйдет в прошлое. Во многих частях города уже строится современное жилье по европейскому образцу – целыми кварталами, объединенными общим стилем и идеей. Но даже в «унылых хрущовках» можно найти много интересных деталей. Петербург наполнен удивительными уголками и мелкими штрихами, которые отличают его от любого другого мегаполиса. Повсеместная критика современной архитектуры, по мнению блогера, вызвана тем, что люди редко поднимают глаза и обращают внимание на свои собственные дома.
«Среда нашего обитания – это, в первую очередь, ответственность общества. Власти не могут просто так на ровном месте взять и решить, что вот этот сквер нужно облагородить, а этот дом снести. Их нужно так или иначе подтолкнуть к этой мысли. Задача людей за этим следить. Любовь к своему локальному месту жительства стимулирует появление гражданских инициатив по усовершенствованию города. Даже если люди живут не в центре Петербурга, рядом с их домом может быть что-то красивое, что придает их району индивидуальность. Важно это видеть и ценить», – подытожил Леонид Макаров.