Год театра в России подходит к завершению. Эти двенадцать месяцев подарили нашей стране множество спектаклей, творческих встреч и фестивалей. Региональные театры получили усиленную государственную поддержку и новую аудиторию, а также пополнили свои труппы молодыми актерами. Итоги Года театра в Петербурге подвели в студии Города+ главный режиссер Театра им. В.Ф. Комиссаржевской Леонид Алимов, директор Молодежного театра на Фонтанке Ольга Романецкая, руководитель проектов музыкального театра «Зазеркалье» Виктория Вишневская, режиссер клоун-мим-театра «Мимигранты» Александр Плющ-Нежинский и художественный руководитель театра «На Литейном» Сергей Морозов.
«Год театра – для нас это праздник, который всегда с тобой. Переступаешь порог театра – и тут для тебя и год, и век, и вся жизнь. Самое главное в любой год – это хорошо делать свою работу: ставить спектакли и видеть лица зрителей в зале. В этом смысле 2019 у нас был удачным. Выпущены новые спектакли, они пользуются зрительской любовью и неплохи с профессиональной точки зрения. Кроме того, события Года театра хорошо освещались, то есть более широкая аудитория увидела как наши проблемы, так и наши успехи», – делятся профессионалы.
По их словам, главным камнем преткновения театрального Петербурга в последние годы был и остается кадровый вопрос. С одной стороны, рынок выпускников творческих вузов перенасыщен молодыми актерами и режиссерами. Но с другой стороны, руководителям редко и с трудом удается пополнять труппы «свежей кровью». Год театра дал специалистам возможность поднять и обсудить эту тему на уровне города и страны. Леонид Алимов предложил вернуться к старой системе актерского образования: универсализировать и локализовать курсы и ввести распределение выпускников. Тогда театры могли бы регулярно получать новых сотрудников, не сомневаясь в их квалификации и таланте.
Другой путь профессионального образования – «растить» молодое поколение прямо внутри коллектива, создавая свои школы и курсы или сотрудничая с уже существующими. Именно этой дорогой следует большинство театров Северной столицы. Например, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак ведет свою мастерскую в Российском институте сценических искусств. В 2019 году он набрал стажерскую группу и взял в штат 14 человек.
«Первое, на что я смотрю в резюме, это все-таки вуз, а потом уже внешние данные и так далее. Могу сказать, что традиционные театральные вузы Петербурга дают высокий базовый уровень. Хотя крепкая школа сохранилась и в некоторых российских провинциях, ведь в свое время туда по распределению приезжали выпускники Школы-студии МХАТ, ГИТИСА, ЛГИТМИКА, и они задавали некий творческий уровень. С другой стороны, артисты там лишены здоровой, правильной конкуренции, которая существует в Петербурге», – считает Сергей Морозов.
За год в регионах России прошло девять форумов Союза театральных деятелей. Они были посвящены внедрению новых технологий и подходов к театру. Принятые на форумах решения позволят правильно готовить и творческих, и технических сотрудников сцены: осветителей, звукорежиссеров, специалистов по 3D-мэппингу и диджитал-технологиям.
Но Год театра воспитал не только новое поколение артистов, но и новое поколение зрителей. Театры уделили особое внимание развитию, культурному уровню, образованности и этикету своих зрителей. Театр «На Литейном» провел просветительский курс «Эволюция на Литейном». А в театре «Зазеркалье» создали целую школу «Театральная педагогика», где потенциальных зрителей от мала до велика учат правильно вести себя в зале и посвящают в тайны закулисья. Кроме того, большое количество публичных показов и открытых массовых событий в Год театра привлекло к спектаклям повышенный интерес, поэтому аудитория большинства трупп сильно увеличилась и стала более разнообразной.
«Я считаю, что интерес к театру не пропадет, потому что когда люди однажды приходят и вступают в это взаимодействие, у них возникает устойчивый интерес. Год театра или нет – все зависит от уровня спектакля. Мы своим уровнем гордимся. Благодаря нашим программам зрители также узнают, как создается спектакль, после чего им, конечно, еще интереснее его смотреть. Они уже понимают, что и зачем происходит, откуда что берется, что делает режиссер и так далее», – комментирует ситуацию Виктория Вишневская.
В лучшую сторону в Год театра изменилась и материально-техническая база коллективов. Финансирование из городского, областного и федерального бюджетов получили многие перспективные проекты. Театр «Мимигранты» получил новое помещение. В бывшей спортивной школе недалеко от Театральной площади расположатся сразу две сцены и уличная площадка для репетиций и спектаклей. Реализовывать проект начнут в 2020 году. Принято также решение о капитальном ремонте здания театра «На Литейном». В общей сложности на материальные нужды региональных театров выделено 11,5 млрд. рублей.
И, конечно же, год был богат на театральные премьеры, юбилеи и награды. Мастерская Семена Спивака в Молодежном театре на Фонтанке отметила 25-летие большим фестивалем. Сам руководитель стал лауреатом Премии Правительства. Сергей Барковский получил Орден Заслуг перед Отечеством II степени, а петербургская актриса Алла Одинг стала заслуженной артисткой России. Спектакль «Нас обвенчает прилив» получил высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». Театр «На Литейном» отпраздновал 110-летие, а постановка Яны Туминой «Гекакомба. Блокадный дневник» на его сцене удостоилась «Золотого софита» в номинации «Спектакль большой сцены». В «Зазеркалье» поставили нашумевший спектакль «Декамерон», мюзикл «Белый клык» и сюрреалистическую сказку «Алиса в Зазеркалье». А опера «Евгений Онегин» в этом году выдвинута на «Золотую маску» сразу в 7 номинациях. Билеты на этот спектакль раскупаются, как только поступают в продажу.
«Кроме того, в 2019 году прошла Театральная Олимпиада. Это событие вызвало разные мнения, но именно благодаря ему петербургский зритель стал свидетелем ряда крупных театральных событий. Многие театры поучаствовали в олимпиаде. Прошли спектакли и в «Балтийском доме», и в Молодежном театре, и в Александринке. Некоторые постановки стали для меня личными потрясениями. Надеюсь, это тоже даст толчок для развития», – рассказывает художественный руководитель театра «На Литейном» Сергей Морозов.
Петербургские театральные деятели поздравляют своих зрителей с наступающим Новым 2020 годом. Несмотря на то, что Год театра в России подходит к концу, они верят, что интерес к их работе в Культурной столице не пропадет никогда. В 2020 они обещают порадовать петербуржцев новыми увлекательными проектами и громкими премьерами.