Реставрационные работы в государственных музеях-заповедниках Петербурга ведутся постоянно. Последствия революции и Великой Отечественной войны, капризный морской климат и, конечно, время – все это вредит бесценным памятникам культуры и искусства. В ГМЗ «Петергоф» недавно завершилась реставрация Коттеджа Николая I, в Ораниенбауме полным ходом идет восстановление работ архитектора Антонио Ринальди, а на Культурном форуме в ноябре обсудят реставрацию деревянной Дачи Бенуа. По словам главного архитектора ГМЗ «Петергоф» Сергея Павлова, для такого объема работы музею-заповеднику необходимо воспитать новое поколение реставраторов.
«Несмотря на то, что война закончилась 75 лет назад, реставрационные работы не прекращаются никогда. В нашем климате срок жизни объекта не столь длинный, поэтому требуется постоянный мониторинг. Но мы не воспроизводим реставрационные кадры в необходимом количестве и качестве. Раньше были реставрационные училища, но в современном сознании уже нет такого термина, как «реставрация». В петербургской школе она была связана с пафосом послевоенного воссоздания. Сейчас чаще используется термин «сохранение культурного наследия», нет универсального канона профессии. Нам нужны молодые, готовые постигать это мастерство люди», – рассказывает главный архитектор в студии Города+.
По его мнению, в послевоенные годы СССР был мировым лидером реставрационного мастерства. Тогда восстановление памятников культуры было вопросом народной гордости и патриотизма. Кроме того, многие реставраторы того времени воочию видели дворцы и парки до разрушений ВОВ и использовали этот опыт в работе. Сегодня эта память уже не такая яркая, поэтому профессия реставраторов стала сложнее и многограннее. Она предполагает не только умение работать с архивными данными и сохранять то, что дошло до нас в первозданном виде, но и индивидуальный, творческий подход к каждому объекту.
«По сути, в Петербурге сейчас не существует образовательной программы, которая бы учила всем этим особенностям профессии. Постичь это можно только на практике, а молодые люди уходят в другие специальности, в которых крутится больше денег. Поэтому подавляющее большинство реставраторов сейчас моего возраста и старше. Если мы помедлим еще лет пять, то, например, восстанавливать Дачу Бенуа будет некому. Я думаю, мы, как во времена Петра, будем приглашать для обучения новичков специалистов из других стран, потому что европейские технологии ушли вперед», – говорит Сергей Павлов.
Он призывает творческих молодых людей поступать в реставрационные училища и вузы и приходить работать в ГМЗ «Петергоф». Такие специалисты всегда будут востребованы и не останутся без места, ведь человечество нуждается в сохранении своей истории. А в «Петергофе» стажеры смогут не только обрести необходимый опыт и поучиться у лучших, но и внести свой вклад в великое дело.
На сегодняшний день в состав ГМЗ входит сам Петергоф (Нижний парк и Верхний сад), парк «Александрия», Путевой дворец «Стрельна» с Петровским огородом и дворцово-парковые ансамбли «Ораниенбаум» и «Ропша». В рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума в ноябре ГМЗ презентует концепцию возрождения архитектурно-ландшафтного комплекса «Дача Бенуа в Петергофе». Также сегодня ведется реставрация Китайского дворца и павильона Катальной горки руки Антонио Ринальди в Ораниенбауме. Кроме того, в парке «Александрия» располагается полностью разрушенная в войну «Нижняя дача» Николая II, которую в перспективе также предстоит восстановить.