«Лица победы»: Карл Христофорович Спрингис

Елена Долматова спустя многие годы смогла разыскать могилу своего дедушки Карла Христофоровича Спрингиса, который погиб в Польше в 1944 году.
15:58 пн, 15 апреля, 2019

Елена Долматова спустя многие годы смогла разыскать могилу своего дедушки Карла Христофоровича Спрингиса, который погиб в Польше в 1944 году. 


19 августа 44. Здравствуй дорогая Олечка, Эммочка и Линочка! Сообщаю тебе, что я жив и здоров. Я тебе за все время написал два письма. Но адреса все время меняются, поэтому ответов от тебя получить не мог ... опять новый адрес. Чувствую себя пока что сравнительно ничего. Мне интересно знать, как вы там живете? Что у вас нового, все ли здоровы? Как обстоят дела с сеном и огородом. У меня новостей никаких нет. Аудоревич (?) уже, наверное, пришел домой. Письмо получил с дома. Коля ..... .. ..... Алексей. Пока писать мне больше нечего пока остаюсь жив здоров. Целую вас всех крепко! Любящий вас всех Карлуша. Будьте здоровы. Не скучайте. Мой адрес - Полевая почта 41171-т. Мне К.Х. Спрингис.


Красноармеец Карл Христофорович Спрингис родился в 1900 году в Курляндской губернии. Родственникам удалось восстановить, что примерно в 1914-1915 годах он приехал учиться в Ленинград. После молодого человека отправили служить на границу с Латвией на заставе. Позже Спрингис жил в Белоруссии, а примерно в 1938 году был арестован. В июне 1944 года Карл Христофорович ушел на фронт, за все это время от него пришло два письма (письма сохранены). 30 августа 1944 года пришла похоронка, датированная 1 декабря 1944 годом. Родственникам сообщили, что Карл Спрингис погиб в деревне Рынек, Острув-Мазовецкого уезда, (Варшавское воеводство).

Вот и все, что было известно внучке Карла Христофоровича Елене Долматовой о своем дедушке. Тогда девушка начала поиски - ей было важно узнать историю своего родственника. Предстояла трудная работа, ведь в самом начале даже место захоронения деда не было известно…

«История поисков началась в 2007 году, когда прошла встреча близких родственников, живущих в разных городах. Все, что я слышала раньше от бабушки, когда была маленькой, стерло время. Поэтому появилось огромное желание узнать, кем были мои родные, как они жили, как защищали свою советскую Родину, как погиб мой дед, латыш по национальности, Спрингис Карл Христофорович.

Моя тетя, Лина Карловна, родная дочь моего деда, живущая в Минске, и моя мама Эмма Карловна, проживающая в Санкт-Петербурге, по моей просьбе и просьбе моих сестер рассказали нам на семейной встрече все, что помнят про войну…

Когда началась война, моей маме было двенадцать лет, а тете - почти пять лет. Детские воспоминания были полны страхов и ужаса. Мои родные находились в оккупации под Минском. И так история дошла до 1944 года, когда моя бабушка получила похоронку и осталась на руках с двумя маленькими девочками. Все, что было известно из похоронки, - дед погиб в деревне Рынск, Острув-Мазавецкий уезда, Варшавского воеводства в 1944 году (Польша)», - рассказала Елена. 

«Увлеченная рассказами, я стала искать эту деревню на карте и в интернете. Я ничего не нашла, но поиски меня уносили все дальше и дальше. На одном из форумов я вышла на замечательного человека, который увлеченно и совершенно безвозмездно помогает в поисках захоронений советских воинов на территории Польши. Зовут его Войцех (Wojciech), он из Гданьска.

Когда я рассказала все, что мне было известно, Войцех помог установить, что в похоронке была опечатка. Оказывается, деревня называется не РынСк, а РынЕк. Расположена деревня в 10 километрах к северо-западу от города Острув-Мазовецка. Далее Войцех сообщил, что из этой деревни и из ближайших деревень, городов и лесов захоронения были перенесены в военные мемориальные кладбища. В районе, где погиб мой дедушка, таких мемориалов два. Он также рассказал, что можно поехать в Польшу и в архивах, по амбарным книгам, искать место перезахоронения или ждать, когда с годами все архивы переведут в электронный вид. Еще Войцех мне прислал фотографии с двух мемориальных кладбищ. Я рукой гладила эти фотографии и пыталась представить то место, где лежит родной для меня человек», - поделилась она.

«Каждый год я проверяла электронный банк обобщённых данных «Мемориал», о котором мне сообщил Войцех. И каждый год я не находила никакой информации. И только 11 апреля 2014 года, когда я набрала в поисковой строке фамилию и имя деда, мне открылись данные: место; дата; где был захоронен и куда перезахоронен; и номер могилы -  535. Прошло почти 70 лет после гибели деда и только сейчас, перед великим днем 9 мая, я узнала место захоронения.

Муж моей двоюродной сестры Ольги (дочки Лины Карловны и внучки Карла Христофоровича), Геннадий Верховодко, сразу после того, как мы узнали информацию о могиле, съездил в Польшу, в город Макув Мазовецки. Теперь на могиле деда стоит его портрет и написаны годы жизни: 1900 - 30 августа 1944 года».

«Я выполнила желание бабушки - я узнала, где похоронен дедушка. Жаль только, что бабушка и моя мама не дожили до этого дня. Меня переполняет гордость. Мне есть, что рассказать моей дочери Алине; есть информация, письма и похоронка. И слезы наворачивались на глазах, когда мне дочь сказала: "Мама! Вот это и есть настоящая Вечная память», - подытожила Елена. 

Поделиться в соцсетях