Замок временем срыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит -
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стерло:
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло -
И оно свои тайны отдаст.
Владимир Высоцкий
Алайцев указал мне: вот как теперь хоронят. На санках женщина везла одетый труп мужчины – молодого, покрытого картоном.
Из дневника Льва Маргулиса
В Ленинграде теперь действует только один транспорт – это санки. На санках везут стариков, которые уже не могут ходить, и ослабевших детей. На санках везут топливо, домашний скарб, воду в бидонах и завернутых в тряпках мертвецов…
Из воспоминаний Софьи Лелюхиной
Фото: Ленинград 1942/Санкт-Петербург 2010. Московский проспект, 5-я Красноармейская улица.
Сквер на месте разрушенного во время войны дома.
мобилизованных заполняют улицы. Люди идут быстрыми шагом, неся с собой чемоданчики, узелки, самодельные баулы… На лицах идущих какая-то отрешенность. Они уже не принадлежат себе, своим семьям, своим друзьям… Нестройная толпа плачущих женщин всегда сопровождает мобилизованных. Силой своего отчаяния, своими слезами матери, жены, сестры будто хотят остановить этот быстрый шаг в неизбежность или хотя бы замедлить его.
Из воспоминаний Софьи Лелюхиной
Фото: Ленинград 1941/Санкт-Петербург 2011. Угол Загородного проспекта и Звенигородской улицы. Части народного ополчения уходят на фронт, провожаемые своими близкими.
В детском саду, во что играли, чем занимались, совершенно не помню. Нас называли тогда маленькими старичками. Мы были очень серьезными, рассудительными. Ни улыбок, ни веселья… Мы с нетерпением ждали только того момента, когда нам дадут поесть и можно будет долго жевать соевые лепешки, запивая их соевым молоком!
Из воспоминаний Ф.К. Ржаксинского
Фото: Ленинград 1941/Санкт-Петербург 2009. Группа воспитанников детского сада на улице Дзержинского (Гороховой улице) во время прогулки.
бывшие мои студенты, достали в столовой пиво и позвали меня выпить вместе с ними. Расставание было жизнерадостное, бодрое. Смеясь. Говорили, что через год встретимся в Мюнхене, в первой пивной около вокзала. По улицам много народу, только одевшего форму…
Из дневника Анатолия Забелина
Фото: Ленинград 1941/ Санкт-Петербург 2009. Колонна бойцов народного ополчения проходит по набережной Девятого Января (Дворцовой набережной).
Каждое утро выходили – это тоже был подвиг. Ведра нет. Мы приспособили кувшинчик, наверно, литра на три воды. Надо было достать эту воду. До Невы идти далеко. Открыт был люк.
Из беседы с И. А. Киреевой
Вдруг неделю назад в городе не работал 3 дня телефон, но это ужасное бедствие перекрыло последнее несчастье – в город перестали подавать воду. Это меня как обухом ударило. Неделя как нигде не идет вода, и весь город тащит воду из рек: Невы и Фонтанки.
Из дневников Льва Маргулиса
Фото: Ленинград 1942/ Санкт-Петербург 2011. Звенигородская улица. Ленинградцы берут воду из разрушенного водопровода.
Хотя и с перебоями. В Кировском районе от площади до Кировского завода бегают «кукушки» с двумя трамвайными вагонами.
Из дневника И. В. Назимова
Фото: Ленинград 1943/ Санкт-Петербург 2009. Международный проспект (Московский проспект), дом 50. Транспортировка груза при помощи паровоза по трамвайным путям в центре города.
Дом Советов оказался на рубеже обороны города. На верхнем этаже здания был оборудован наблюдательный пункт Ленинградским фронтом Л. А. Говорова. В память о событиях тех лет на площади сохранен дот.
Из данных с архитектурного сайта Санкт-Петербурга «Citywall»
Фото: Ленинград 1942/ Санкт-Петербург 2009. На переднем крае обороны города. Тяжелый танк КВ-1 на боевой позиции у Дома Советов на Московском шоссе (современная Московская площадь).
в городе было около 400 000 детей дошкольного и школьного возраста. К январю 1943 г. их осталось около 28 000 человек.
(«Ленинградская блокада от А до Я»)
…я с ужасом смотрю на детей, которые по-прежнему кишат в Ленинграде. Не знаю, сколько их уехало, но на улицах и трамваях детей не стало меньше. И это - ужасающее непонимание событий…
Из дневника И. Д. Зеленской
Фото: Ленинград 1941/ Санкт-Петербург 2012. Угол улицы Восстания и Ковенского переулка. Воспитанники интерната №7 с воспитательницей во время прогулки 21 сентября 1941 г.
Мы давно привыкли к тому, что не сверкает позолотой купол Исаакиевского собора и шпили Петропавловской крепости, Адмиралтейства – они были закамуфлированы чехлами, сливающимися с фоном неба. Укрыт мешками с песком легендарный «Медный всадник». На Невском и других центральных проспектах витрины магазинов забиты досками…
Их документальной повести Н. В. Евстигнеевой
Фото: Ленинград 1941/ Санкт-Петербург 2009. «Медный всадник» на площади Декабристов (Сенатской площади), укрытый от повреждений досками, бревнами и землей.
Несмотря на то, что многие рабочие и инженеры Кировского завода ушли в армию и ополчение, несмотря на эвакуацию части оборудования, итог августа у кировцев получился неплохим. Вместо запланированных 180 танков завод выпустил в этом месяце 207.
(«Блокада день за днем»)
Фото: Ленинград 1944/ Санкт-Петербург 2009. Танки Т-34-76 идут по Международному проспекту (Московскому проспекту) возле завода «Электросила».
Фотографии предоставлены Сергеем Ларенковым
Цитаты из фотоальбома "Война:Эффект присутствия"