Его Величество британский кинематограф

С 5 по 9 ноября в кинотеатре "Аврора" проходит ежегодный Фестиваль нового британского кино. Город+ решил вспомнить уже полюбившиеся нам британские картины, которые стали культовыми не только у себя на родине, но и по всему миру.
18:00 чт, 06 ноября, 2014

С 5 по 9 ноября в кинотеатре "Аврора" проходит ежегодный Фестиваль нового британского кино. Программу фестиваля этого года составили картина "Гордость" с Эндрю Скоттом, известным своей ролью Джима Мориарти в "Шерлоке", музыкальный фильм "Боже, помоги девушке", премьера ленты Майка Ли о выдающемся британском живописце "Уильям Тёрнер", картина о фотографии "В поисках света", а также программа короткометражного анимационного кино, представленная British Animation Awards.

Город+ решил вспомнить уже полюбившиеся нам британские ленты - картины, которые стали культовыми не только у себя на родине, но и по всему миру.

Родина традиционного чая в файв-о-клок, красных автобусов-даблдеккеров, Стоунхенджа и Букингемского дворца, подарившая миру Уильяма Шекспира и группу The Beatles, может также похвастаться своим не равняющимся на голливудские стандарты кинематографом, выпускающим качественные, независимые ленты под флагом "Юнион Джека". На протяжении почти полувека кино Великобритании называли "дремлющим", однако сейчас островной кинематограф шагает семимильными шагами и вполне может составить серьезную конкуренцию американской кинопродукции.

Источник изображения: vk.com

Представить британский кинематограф без чисто английского юмора, пожалуй, также трудно, как представить Лондон без Биг Бена или Дживса без Вустера. Многие знали Хью Лори до того, как он стал доктором Хаусом, по роли Берти Вустера в комедийном телесериале "Дживс и Вустер" (Jeeves and Wooster, 1990-1993) по произведениям П.Г. Вудхауза. Молодой бонвиван Вустер постоянно попадает в различные забавные авантюры, от полного фиаско в которых его спасает Дживс, находчивый камердинер.

Огромное влияние на жанр комедии оказала британская комик-группа "Монти Пайтон" благодаря смелому, новаторскому и абсурдистскому юмору своих скетчей. На счету "пайтонов", помимо юмористического шоу, концертов, музыкальных альбомов и книг, четыре полнометражных фильма. К примеру, лента "Монти Пайтон и Священный Грааль" (Monty Python and the Holy Grail, 1975), ставшая режиссерским дебютом Терри Гиллиама, пародирует британские же легенды о короле Артуре. В фильме есть все – и рыцари Круглого стола, и община крестьян-анархо-синдикалистов, и группа французов-насмешников, и даже несдающийся рыцарь без рук и ног.

Источник изображения: vk.com

Не отстает кинематограф Туманного Альбиона и в жанре романтической комедии. Одной из самых лучших английских романтических комедий для приближающихся новогодних и рождественских праздников является "Реальная любовь" (Love Actually, 2003). Режиссерский дебют Ричарда Кертиса, сценариста таких успешных картин, как "Четыре свадьбы и одни похороны" и "Дневник Бриджет Джонс", "Реальная любовь" рассказывает о самой настоящей любовной лихорадке охватившей всю Британию, начиная от премьер-министра (Хью Грант), отца семейства (Алан Рикман), старого рокера (Билл Найи) до вдовца (Лиам Нисон), чью тоску смогла бы излечить недоступная Клаудия Шиффер, 11-летнего сироты и даже американского президента (Билли Боб Торнтон), прибывшего с визитом в Букингем. Кертис нашел нужное соотношение ингредиентов для идеальной романтической истории, которая не перестает смешить и удивлять на протяжении более чем двух часов и чье герои не кажутся пластмассовыми куклами, пытающимися изобразить на экране любовь.

В 1990-м году Том Стоппард экранизировал свою дебютную и наиболее известную пьесу "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (Rosencrantz & Guildenstern Are Dead, 1990), переведенную в конце 1960-х годов Иосифом Бродским. Дебютант в режиссерском кресле Стоппард создал бесспорный шедевр, соединив воедино комедию и трагедию, абсурд и логику, науку и философию. В основу сюжета пьесы, а вслед за ней и фильма, легла трагедия Уильяма Шекспира "Гамлет", однако здесь рассказанная от лица двух второстепенных и неразлучных, сливающихся в представлении читателей в один образ, шекспировских персонажей – Розенкранца (Гэри Олдмен) и Гильденстерна (Тим Рот). Легкий и непринужденный фильм прослеживает путешествие главных героев сквозь ставшую здесь второстепенной канву шекспировского "Гамлета", которые неосознанно размышляют о законах Ньютона и Архимеда, о фатализме и свободе воли.

Источник изображения: vk.com

В кинематографе Англии довольно много примеров дебютных лент, мгновенно прославивших своих создателей. Еще одной подобной картиной стала в 1998 году первая полнометражная работа до той поры неизвестного клипмейкера Гая Ричи – "Карты, деньги, два ствола" (Lock, Stock and Two Smoking Barrels, 1998). Герои фильма – Эдди, "Толстый" Том, "Мыло" и "Бекон" – сбросились по 25 тысяч фунтов, чтобы Эдди смог сыграть в карты с гангстерским боссом Гарри "Топором". Но он проигрывает, и теперь у них есть неделя для того, чтобы расплатиться с ним. "Карты, деньги…" прославили не только своего режиссёра, но также открыли для широкой аудитории Джейсона Стэтхэма.

Фильм Гая Ричи все, кому не лень, сравнивали с лентой режиссёра Дэнни Бойла "На игле" (Trainspotting, 1996), снятой по одноименному роману Ирвина Уэлша. Хотя общего у двух картин – лишь то, что обе сняты британскими кинематографистами. Бойл, в отличие от своих предшественников, которые если и брались за тему тяжелых наркотиков, то снимали боль и ужас последствий зависимости, начинил ленту еще и необъяснимым оптимизмом. Визуальное решение фильма также необычно – клиповую манеру съемки после "На игле" позаимствуют многие молодые кинематографисты.

Источник изображения: vk.com

В 2002 году Дэнни Бойлу вновь удалось удивить зрителя. На сей раз своей постапокалиптическим фильмом "28 дней спустя" (28 Days Later, 2002), в которой он высказался об общечеловеческих проблемах в жанре хоррора. Молодой человек Джим (Киллиан Мерфи) приходит в себя после комы в больнице Лондона и обнаруживает полностью заброшенный и вымерший город. С теми, кому удалось сохранить человеческий облик, Джим направляется в Манчестер в поисках оставшейся цивилизации.

Сложившийся стереотип о консерватизме англичан, абсолютно не подходит к британскому кино, которое на протяжении своей непростой истории развития, пыталось удивить зрителя, находясь в постоянных поисках новых форм и идей.

Поделиться в соцсетях