История дворца Нарышкиных-Шуваловых, расположенного в Петербурге на пересечении Набережной реки Фонтанки и Итальянской улицы, охватывает три века русской истории. Строительство здания началось в 80-х годах XVIII века, тогда этим участком владела семья Воронцовых. Была построена левая часть дома – особняк с восьмиколонным портиком. Участок на углу Итальянской пристроили позже, в 1821-1822 годах, когда новыми владельцами стали Нарышкины. В 1840-х начались обширные работы по перестройке дворца к свадьбе Софьи Нарышкиной и Петра Шувалова, в ходе которых обе части здания получили единый фасад в стиле итальянского Возрождения.
Дворец Нарышкиных-Шуваловых, фото с официального сайта Музея Фаберже http://fabergemuseum.ru/ruВ 1918 году дворец был национализирован, и при советской власти неоднократно менял свое назначение: до 1925 года здесь располагался Музей дворянского быта, после — различные профсоюзные и общественные организации, объединения и группы. В 1965 году в здании дворца разместился Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран, который просуществовал здесь вплоть до середины первого десятилетия 2000-х гг. Сегодня в здании дворца Нарышкиных-Шуваловых живет Музей Фаберже.
Последние несколько недель дворец Нарышкины-Шуваловых – объект пристального внимания петербургских архивистов. Связано это с домашним заданием, которое получили участники семинара «Выявление архивных документов для выставочных проектов», организованного Архивным комитетом города: всем слушателям семинара нужно было выявить документы по истории дворца и подготовить презентацию своих находок.
Город+ пообщался с молодыми архивистами, о которых писал ранее, и узнал, как они готовятся к выступлению и что им удалось обнаружить.
Анна Панченко, главный архивист отдела научно-публикаторской и выставочной работы Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб), свои поиски начала с того, что ознакомилась с информацией о дворце Нарышкиных-Шуваловых и основных периодах его истории. «Я выбрала направления, по которым решила искать документы, и исторические периоды. Сначала меня заинтересовали 1927-1930 годы. В это время в здании дворца существовала группа ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), куда входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий и другие известные деятели культуры», — рассказывает Анна Панченко.
Группа ОБЭРИУ сложилась при Ленинградском Доме печати, который в те годы располагался в здании дворца. ОБЭРИУты выступали за отказ от традиционных форм искусства, говорили о необходимости обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск. Такой подход подвергался резким нападкам со стороны официозной критики, привел к невозможности печататься. Впоследствии многие участники объединения были репрессированы.
Анна Панченко«У меня была надежда найти что-то по партийной линии, — уточняет Анна Панченко. — Поскольку преимущественно документы партии находятся в фондах нашего архива, но, к сожалению, мои поиски не увенчались успехом. Поэтому я переключилась на более поздний период истории дворца и посвящу свое выступление периоду, начавшемуся с 1965 года, когда во дворце стал располагаться Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. В нашем архиве, в фонде Ленинградского областного комитета есть документы отдела зарубежных связей, где хранится информация о различных мероприятиях, которые проводились Ленинградским Отделением Союза советских обществ дружбы. Свое выступление на семинаре я планирую построить в виде презентации нескольких особенно интересных документов».
Коллеги Анны из Центрального государственного архива (ЦГА СПб) обратили внимание на другой объект, поселившийся в здании дворца Нарышкиных-Шуваловых в конце 20-х годов.
«Я начал с того, что зашел в существующую у нас в архиве электронную информационно-справочную систему, где указаны имеющиеся фонды и их опись, — рассказывает Игорь Сапронов, сотрудник отдела использования и публикации документов ЦГА. — Сначала я обратился к делам Союза коммун Северной области — областного объединения Советов, куда входила Петроградская губерния в 1918-1919 гг. Я пытался найти материалы о том, что было со зданием дворца сразу после революции. Но в этих документах найти ничего примечательного не удалось, поэтому я стал знакомиться с дальнейшей историей здания. Я обратил внимание на Дом инженерно-технических работников (ДИТР), который располагался во дворце в течение 10 лет, до 1939 года. Это было профсоюзное объединение, где собиралась рабочая интеллигенция — инженеры различных специальностей, разных заводов города».
Игорь СапроновВ то же самое время с историей Дома инженерно-технических рабочих познакомился и Константин Мерзляков, с которым Игорь работает вместе. «Но пришел к этой теме я несколько другим путем, — уточняет Константин. — Я начал с того, что почитал об истории дворца Шуваловых. Особенно меня интересовал XX век, поскольку у нас в ЦГА документы именно по этому периоду. Так я узнал, что в 30-е годы в здании дворца находился ДИТР, и предположил, что у нас в фондах могут находиться документы по этому дому. Я обратился к путеводителю по документам нашего архива — это печатное справочное издание, в котором указано, какие фонды можно найти в нашем хранилище, оттуда как раз и узнал, что документы по этой организации у нас хорошо представлены».
Константин МерзляковВ стенах Дома инженерно-технических работников, по словам Игоря и Константина, существовал целый ряд кружков и секций: теннис, шахматы, бильярд, даже охотничий клуб и многое другое. Также здесь устраивались утренники для детей членов ДИТРа, различные праздники, спортивные состязания. В Доме был свой кинотеатр, джазовый коллектив, проводились танцевальные вечера. «Эти вечера назывались «дансингами», танцевали преимущественно фокстрот, чарльстон и другие западноевропейские танцы, — рассказывает Константин Мерзляков. — В 20-е годы фокстрот, например, как раз был очень популярен, но к середине 30-х его уже признали буржуазным, слишком свободным. Поэтому постепенно такие танцы стали уходить в подполье».
Игорь Сапронов и Константин Мерзляков оба готовят выступления по истории Дома инженерно-технических работников. Только Константин подробнее расскажет о культурно-развлекательной стороне жизни ДИТРа, а Игорь выступит с докладом о проблемах, приведших к его закрытию.
Наталья Шувалова, сотрудник отдела хранения ЦГА, изучая фонды архива, также заинтересовалась Домом инженерно-технических работников: «Я определила для себя несколько направлений работы, но особое мое внимание привлекли документы ячейки Союза воинствующих безбожников, существовавшей при ДИТРе».
Наталья ШуваловаСоюз воинствующих безбожников был добровольной общественной организацией, основанной в 1925 году и прекратившей свое существование сразу после начала Великой Отечественной войны, когда изменилась государственная политика в отношении религии. Союз вел активную работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску научной и научно-популярной литературы и периодики: газета «Безбожник», журналы «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм» — лишь некоторые из изданий, печатавшихся по инициативе организации.
«Я взялась именно за документы по этому союзу потому, что организация эта спорная, неоднозначная, выпускавшая большое количество пропагандистских материалов. Я думаю, рассказ о них должен получиться ярким и интересным. Помимо самих документов, я планирую найти и какие-то дополнительные материалы, иллюстрации для того, чтобы заставить бумаги «говорить» — сделать их более понятными для зрителя. Кроме того, мне нужно написать аннотацию и оформить документы в виде презентации или коротенького видео. И мое выступление будет готово», — рассказывает Наталья Шувалова.
Несмотря на то что сразу несколько архивистов будут презентовать находки по Дому инженерно-технических работников, их выступления планируются совершенно разными, как и сама жизнь и работа ДИТРа. Константин Мерзляков в своем выступлении планирует совместить рассказ о развлечениях в Доме и демонстрацию некоторых особенно примечательных и ярких документов. «Материалы попались действительно интересные: через конкретную организацию мы можем проследить что происходило в обществе на протяжении 30-х годов, как менялось оно само и тенденции в нем: от свободных 20-х годов, когда можно было и о политике говорить, и вечера западноевропейских танцев устраивать, до конца 30-х, когда все это стало под запретом. Интересно изучить все это, проиллюстрировать и рассказать аудитории».
По словам Игоря Сапронова, при выполнении задания было важно выбрать документы не только информативные по содержанию, но и интересные с точки зрения внешнего вида. «В фондах архива действительно много увлекательных документов. Встречается, бывает, и такое, чего никак не ожидаешь увидеть: например, примечательна жалоба на несварение желудка после вечера, где подавали индейку и осетрину, якобы несвежие. Но многие из подобных документов довольно сложно показать. Например, стенограммы заседаний нужно долго и внимательно читать, чтобы понять их смысл. Поэтому нам нужно было выбирать красивые, скажем так, «зрелищные» документы, которые будет удобно презентовать», — объясняет Игорь.
Анна Панченко утверждает, что домашнее задание ей понравилось: «Оно показалось мне интересным, потому что это настоящая исследовательская работа».
Наталья Шувалова отмечает, что задание оказалось простым, поскольку материалов в архивах много, но увлекательным. «Интересность задания состоит для меня в том, чтобы суметь подать материал таким образом, что потенциальная аудитория убедится: тема интересная, это действительно здорово. Чтобы тот, кто потом придет на выставку, уходя подумал: «Я бы почитал на эту тему, я бы хотел узнать об этом больше». Функция у нас все-таки развлекательная, и одна из основных наших задач — пробудить интерес в человеке, заставить его захотеть развиваться и глубже погружаться в историю. Этот проект дает такую возможность».
18 марта в стенах Театральной библиотеки Санкт-Петербурга участники семинара «Выявление архивных документов для выставочных проектов» презентуют выполненное домашнее задание перед коллегами, организаторами семинара из Архивного комитета и представителями Музея Фаберже. Город+ расскажет о самых интересных находках и выступлениях архивистов.