Как ни удивительно, главного бога олимпийского пантеона, Зевса, и его супруги Геры на петербургских фасадах не встретить - их нет. Почему так получилось, история умалчивает, однако дочь Зевса (пусть и не от Геры) Афина встречается не единожды. Одни из старейших и самых известных скульптурных изображений Афины находятся в самом сердце Петербурга - на Петровских воротах Петропавловской крепости.
Первому петербургскому архитектору Доменико Трезини Пётр I велел прославить в камне свои военные победы и государственные достижения - что и было сделано в 1708 году. Именно тогда в Петровской куртине появились Петровские ворота - которые сегодня считаются старейшими в городе триумфальными воротами и единственным подобным сооружением, сохранившимся с петровских времён. На аттике ворот расположено деревянное резное панно, изображающее низвержение Симона-волхва апостолом Петром, - историки трактуют этот барельеф не иначе как аллегорию победы Петра I над шведским королём Карлом XII.
В нишах пилонов ворот размещены сразу две Афины: Полиада, покровительница города, и Паллада - победоносная воительница. У первой в руках зеркало и змея - символ мудрости. У второй - копьё и саламандра на шлеме. Обе статуи появились здесь позже, при перестройке ворот - в 1714-30 годах.
Интересно, что зеркало и саламандра не являются классическими атрибутами Афины (в отличие от, например, совы и оливковой ветви). Поэтому эти статуи иногда называют олицетворениями Мудрости и Власти. Однако большинство историков склоняются к тому, что это всё-таки Афина, а нетривиальные символы - задумка скульптора.
Если вспомнить историю рождения Афины, то она, по легенде, появилась из расколовшейся головы Зевса в полном боевом облачении. В некоторых источниках мать воительницы не упоминается вовсе, в других в этом качестве указывают первую жену Зевса Метиду, которую тот проглотил беременной, опасаясь, что она родит сына - конкурента его власти. Согласно этой версии, на третий день после пожирания Метиды у Зевса страшно разболелась голова. Тогда он призвал на помощь бога-кузнеца Гефеста, чтобы тот расколол ему череп - и дал Афине возможность выйти из него. Обстоятельства появления Афины на свет считаются определяющими для её роли в олимпийском пантеоне: появление из головы величайшего бога предопределило её мудрость, а молот Гефеста облачил её в воинские латы. Кроме того, не слишком популярная в мифологии Метида считается первой богиней мудрости - вероятно, она также передала свои качества дочери «по наследству».
Список достижений Афины достаточно велик: пожалуй, она оказалась самым «полезным» для человека древнегреческим богом. Ей приписывают изобретение корабля и плуга, ткачества, кулинарии и гончарного дела, флейты и колесницы - и даже законов и государства. К тому же, мудрая Афина считалась покровительницей справедливой войны и помощницей при родах (возможно, из-за своего необычного появления на свет, ведь сама она не просто так называлась девой: мужа и детей у Афины не было).
Владыка морей Посейдон не мог не появиться в Петербурге - городе-порте, судостроительном и мореходном центре России. Фигура Посейдона, окружённого аллегориями рек Невы и Волхова, украшает и один из самых знаменитых ансамблей Петербурга - Стрелку Васильевского острова. А если точнее - фронтон здания Биржи.
Здание Биржи было построено в начале XIX века французским архитектором Жаном-Франсуа Тома-де-Томоном. Как представитель зрелого классицизма, Тома-де-Томон сделал постройку похожей на древнегреческий храм: прямоугольное в плане сооружение окружено строгой дорической колоннадой и венчается правильной формы двускатной крышей. Скульптурные группы на фронтоне - едва ли не единственные «вольности», которые смог себе позволить архитектор. Выполнены они по проекту скульптора Василия Демут-Малиновского.
Тяжёлый нрав Посейдона, его вспыльчивость и неугомонность, были для греков объяснением любой морской бури. Посейдона боялись, уважали и почитали как одного из величайших богов пантеона - в мифологии он стоял на одной ступени с верховным богом Зевсом и Аидом, покровителем подземного царства. В скульптуре как в древние времена, так и в эпоху классицизма, владыка морей изображался грозным и волевым.
Посейдон - или, в римском варианте, Нептун - держит в руках трезубец, символ своей власти. С помощью этого трезубца он мог вызывать бури и добывать воду из-под земли. По легенде, даже в самой засушенной местности в месте удара трезубца Посейдона появлялся ключ чистой пресной воды. А где источник влаги - там и богатый урожай: если внимательно разглядывать скульптурную группу на фронтоне Биржи, можно заметить корзину с фруктами. К тому же, в мифологии морской царь был не только покровителем водной стихии, но и создателем коневодства: часто Посейдон изображается в окружении гиппокампов - морских коней. В этой скульптурной группе можно насчитать четверых.
Противоположный фронтон здания венчает скульптурная группа с изображением ещё одного древнегреческого бога - Гермеса (Меркурия). Но этот бог, который, казалось бы, в храме торговли должен блистать на первых ролях, скрыт от глаз большинства прохожих. Площадь позади здания обычно безлюдна, и Гермес на западном фронтоне большую часть времени «скучает» без внимания.
Более удачливым оказался Гермес на фасаде Елисеевского магазина, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Многометровой скульптуре покровителя торговли, коммерции, прибыли, хитрости, ловкости и богатства сложно избежать взглядов прохожих.
Здание было построено в 1902-03 годах архитектором Гавриилом Барановским. Дома Зингера тогда ещё не было, и это строение несколько лет оставалось единственным представителем супермодного тогда модерна на консервативном Невском проспекте. Да и сегодня Елисеевский ярким пятном выделяется в ряду старинных фасадов Невского.
Многометровая скульптура Гермеса - одно из четырёх аллегорических изображений, украшающих здание. Он олицетворяет Торговлю, расположившийся рядом с ним мощный муж - Промышленность, ещё две женские фигуры - Науку и Искусство. И если последние три скульптуры не связываются с конкретными божествами, то первую спутать с кем-либо сложно.
На ногах Гермеса - таларии - крылатые сандалии, позволявшие ему быстро перемещаться на большие расстояния. На голове - шляпа-петас, также снабжённая парой крыльев. В руках бога - его главный символ, примиряющий жезл-кадуцей, атрибут древнегреческих глашатев. По легенде, Гермес с его помощью усыплял людей, чтобы передать им во сне послания богов.
Ловкий Гермес считался у греков покровителем всего, что сопутствует обогащению (и торговли, и воровства). Его же хитроумию приписывали изобретение мер, весов, счёта и алфавита. Кроме того, Гермеса называли вестником богов и проводником душ в царство мёртвых.
Какая же культурная столица без покровителя искусств Аполлона? Его скульптурное изображение поместилось напротив Елисеевского магазина, на фронтоне одного из старейших театров Петербурга и России - Александринского.
Годом основания театра считается 1756, однако нынешнее здание - и название - труппа получила в 1832 году. Здание, созданное выдающимся архитектором классицизма Карлом Росси, получило имя в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны. Автор всех скульптур - Василий Демут-Малиновский.
Аполлон возвышается на фронтоне театра в квадриге - двухколёсной колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В левой руке у него лира - атрибут бога-покровителя искусств и муз. В правой - венок, символ творческого триумфа и славы.
В Древней Греции Аполлон был одним из любимых и почитаемых божеств - ведь театр и музыка являлись для греков главными развлечениями. Он считался олицетворением Солнца и образцом мужской красоты, предсказателем будущего, врачевателем и искупителем тяжких грехов. На колеснице, согласно одному из мифов, он отправлялся на зиму в северную Гиперборею. И хотя по легенде запряжена его колесница была белыми лебедями - в скульптуре квадрига Аполлона обычно изображается конной.
Что бы делал Аполлон на крыше Александринки без колесницы? Мы не знаем - но появлением своего средства передвижения он обязан Гефесту, богу-кузнецу. О том, как Аполлон получил колесницу у Гефеста, повествует барельеф на одном из фризов Горного института.
Гефеста (в римской мифологии - Вулкана) редко можно встретить на петербургских фасадах - но бог-ремесленник, напрямую связанный с добычей и обработкой полезных ископаемых, не мог не появиться на здании Горного. Правда, отыскать его изображения не так просто. Все они размещены на фризах - почти под самой крышей. И если одна из скульптурных историй повествует об изготовлении колесницы для Аполлона, то другая - о доспехах для бога войны Ареса (или, если по-римски, Марса).
Оба барельефа скомпонованы из 24 фигур. Каждый повествует не столько о самих мифах - явлении Аполлона за колесницей и Афродиты за доспехами для Ареса - сколько процессу изготовления различных изделий из богатств земли. Фактически сюжеты барельефов посвящены горному делу. Автор обоих фризов - Василий Демут-Малиновский. Появились они вместе с постройкой здания университета в 1806-11 годах.
В греческих мифах Гефест, хоть и выглядит хромоногим простаком, - один из главных героев. Его называли покровителем огня и изобретателем кузнечного дела. По одной из версий, именно он ковал для Зевса его главное оружие - молнии.
Фото: ru.wikipedia.org, otvet.mail.ru
Текст: Город+