Петербург - город морской, и, конечно, морю и его обитателям посвящена в городе не одна скульптура. Жители морской пучины встречаются в парках и на оградах мостов, на фасадах зданий и в декоре фонтанов.
Одних только гиппокампов - морских коней, или полуконей-полурыб, - можно насчитать в Петербурге несколько десятков. Четверо поместились на фронтоне здания Биржи: они как будто влекут за собой колесницу повелителя морей Нептуна. Гиппокмапы часто изображаются рядом с ним - напоминая, что владыка водной стихии является ещё и покровителем коневодства.
Мириады гиппокампов украшают ограды Аничкова и Благовещенского мостов. Эти ограды похожи между собой: их изготовили в середине XIX века по проекту одного архитектора - Александра Брюллова. В каждой секции - расположенные парами существа. На Аничковом мосту секции с морскими конями чередуются секциями русалок. Этих водных обитательниц в Петербурге тоже много - чего стоит одна ограда Литейного моста, полностью заполненная русалками. Впрочем, самые примечательные петербургские русалки на самом деле вовсе не русалки. Обитают они по соседству с Нептуном - напротив Биржи, на рострах Ростральных колонн. Это наяды - души водоёмов.
«Корабельные носы украшены скульптурными изображениями крылатого существа, похожего на русалку. Наяда представлена в образе молодой женщины с пышными распущенными волосами и широкими перепончатыми крыльями; её ноги, напоминающие рыбьи хвосты, переплетены, а вытянутыми и чуть отклоненными назад руками она держится за борт корабля. Движение наяды создает иллюзию, что нос корабля быстро движется навстречу набегающим волнам Невы», - писал в своей знаменитой книге «Львы стерегут город» краевед Вячеслав Нестеров.
Помимо прекрасных наяд, на колоннах имеются ростры и с менее симпатичными персонажами - чудищами и фантастическими рыбами. «Вторая пара ростр расположена перпендикулярно первой и помещена на стволе колонны. Носы кораблей оканчиваются головами чудовищ, похожих на крокодила; ниже виднеется странного вида хвост, какого нет ни у одной рыбы. Носы следующей пары ростр увенчаны головой водяного; густые длинные волосы прядями ниспадают на шею и смешиваются со свисающими усами. Носы самой верхней пары ростр украшены скульптурной головой морского коня. Кроме того, передние части корабельных носов декорированы более мелкими рельефными изображениями каких-то диковинных рыб, дельфинов и других обитателей вод», - указывал историк.
Следующая категория персонажей - страшные, навевающие ужас чудовища. И пускай Петербург - не Париж, а Исаакий - не Нотр-Дам, в нашем городе хватает гаргулий и химер. Здесь сразу нужно оговориться: гаргульи - «мифические» мифические существа. То есть они никогда не существовали ни в одной мифологии. Этим словом называли искусно оформленные выдающиеся части водосточных желобов, в Средние века часто выполнявшиеся в виде животных и мифических созданий - в том числе химер. Химер на гаргульях изображали так часто, что под этим понятием со временем стали представлять не функциональную часть постройки, а самостоятельное чудовище.
В архитектуре образы такого рода чудищ стали вновь популярны в эпоху модерна: тогда в моде были спиритизм, оккультизм и прочие таинственные развлечения. Обитатели преисподней им как раз под стать. В Петербурге встретить невообразимые гримасы химер можно на зданиях конца XIX-начала XX века, строившихся в расцвет модерна. Например, дом в самом центре Петербурга, в Кузнечном переулке, 13, приютил на своём фасаде нескольких жутких тварей (на фото ниже).
То же - со зданием в Апраксином переулке, 4, перестроенном в 1912 году по проекту архитектора Лишневского, и с доходным домом Эйлерса на улице Рентгена, 4, возведённом в 1914 году зодчим Лидвалем. Фасады этих домов можно разглядывать часами - и, желательно, со строительной лебёдки, чтобы лучше разглядеть все мелкие детали убранства.
Но самые известные гаргульи-химеры - в особняке великого князя Владимира Александровича на Дворцовой, 26 (Дом учёных). И хотя это здание не относится к модерну - его построили в третьей четверти XIX века - оно вобрало в себя множество различных стилей прошлых лет. В том числе, ренессанс и готику. Знаменитые гаргульи стерегут врата дома.
Ещё одно известное украшение дворца - бронзовые грифоны, венчающие углы здания. И нет, это не милые котики с Банковского моста - это устрашающие чудовища с широко разверстыми орлиными клювами. Грифон - смесь льва и орла, и никто не обещал, что будет легко.
Человечество за тысячи лет своего существования придумало тысячи сказок. И во многом благодаря народному творчеству многие мифические твари «дожили» до наших дней. Некоторые встречаются и на петербургских улицах, причём многие появились в нашем городе совсем недавно.
Например, на колоннах дома 172-174 по Московскому проспекту, построенного в середине прошлого века, примостились жар-птицы. Во дворах на улице Правды, 2 живут саблезубые тигры из «страны Оз». Во дворе филологического факультета СПбГУ на Университетской набережной, 11 прячется «вафельный» единорог (он сделан из металла, пусть и напоминающего вафлю).
Драконов в Петербурге немало - как грозных, так и вполне себе милых и безобидных. Например, от огнедышащих змеев на колоннах Дома учёных хочется держаться подальше, а вот молодой дракончик, появившийся несколько лет назад во дворе обычной многоэтажки на Вербной улице, 13 - любимец местных детей.
Не секрет, что львы относятся к семейству кошачьих. А львов в Петербурге много - а также почти львов, полульвов и недольвов. В основном это сфинксы или уже упомянутые грифоны, но есть одни совсем непривычные европейскому глазу - китайские львы ши-цзы (или ши-цза). Они притаились на Петровской набережной, неподалёку от домика Петра I.
Внешне они мало чем похожи на львов, хотя «ши-цзы» по-китайски значит именно «лев». Откуда они здесь взялись? Согласно начертанным на постаментах надписям, скульптуры городу подарил генерал-от-инфантерии Н.И. Гродеков в 1907 году - а привезли их из Манчжурии.
«В китайской мифологии очень много подобного рода фантастических образов, сочетающих черты самых различных животных, как реально существующих, так и выдуманных. Выразительны силуэты и чрезвычайно своеобразна пластика этих изваяний. Ши-цза вырублены из серого маньчжурского гранита, их высота четыре с половиной метра, вес каждой статуи две тысячи четыреста килограммов. <...> В Китае каменные и бронзовые изваяния фантастических львоподобных существ ставились у ворот императорских дворцов, у храмов, а также на кладбищах», - говорится в книге Вячеслава Нестерова «Львы стерегут город».
Статуи ши-цзы, стоящие сейчас на Петровской набережной, были созданы в самом начале XX века и находились в маньчжурском городе Гирине, где их собирались установить в кумирне - небольшом храме-молельне генерала Чана. После смерти Чана вновь назначенный гиринский губернатор подарил их генералу от инфантерии Николаю Гродекову, помощнику генерал-губернатора Приамурья. Гродеков решил передать ши-цза Петербургу (оплатив при этом тысячу рублей на транспортировку статуй в столицу). Место установки китайских львов Гродеков тоже выбрал сам, а также попросил сделать на постаментах дарственную надпись. Так, увековечив своё имя в граните, Гродеков пополнил редким зверем мифическую фауну Петербурга.
Фото: ru.wikipedia.org, citywalls.ru
Текст: Город+