Сейчас Интернет содержит огромное количество видеороликов, снятых с высоты птичьего полета. Часть из них сделаны профессионалами, другая - любителями. А еще сеть пестрит объявлениями, где операторы аэросъемки предлагают свои услуги. Объединяет подобного вида съемки одно - как правильно пользоваться дронами в рамках закона, особенно в условиях плотной городской застройки.
В части регулирования есть огромные пробелы в законодательстве. Однако это не означает, что куда-то делись базовые правила ответственности. Один из главных вопросов - пересечение границ чужого участка по воздуху. Юристы спорят, распространяется ли право собственности на воздушный столб над частной землей. Строго говоря, воздушное пространство - сугубо юрисдикция государства, которое и регулирует эти вопросы.
Представим картину: человек сидит у себя на дачном участке, а в пяти метрах над ним летает дрон. То есть он явно нарушает границы частной собственности. Можно ли его сбить? Этот вопрос как раз для юристов самый острый. По целому ряду причин можно предположить, что да, можно. Однако не факт, что суд будет придерживаться столь же широкой позиции.
В городах проблем куда больше. Во-первых, там очень много территорий, зданий и сооружений, у которых есть специальный режим охраняемого объекта. Это и стройплощадки, и участки, где расположены станции метро. В таких местах дроны можно сбивать по публично-правовым основаниям.
А что будет, если квадрокоптер упадет и повредит имущество? Или принесет вред здоровью человеку? Ведь высота полета дронов сейчас достаточно велика, как и вес устройств. Люди, которые пускают квадрокоптеры, рискуют. Об административной ответственности за такие полеты говорится в ч. 5 ст. 11.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В документе установлена административная ответственность за управление воздушным судном, которое не стоит на государственном учете.
В соответствии с требованиями п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг подлежат учету в порядке, установленном Правительством РФ. Однако такой порядок Правительством РФ на сегодняшний день не установлен. Это не отменяет факта, что деятельность по управлению ими формально содержит признаки состава административного правонарушения.
По смыслу ст. 13 Воздушного кодекса РФ, пунктов 114, 116 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства беспилотниками.
Однако без разрешения использовать воздушное пространство нельзя. За это предусмотрена административная ответственность в ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ.
Если управление квадрокоптером при отсутствии разрешения на использование воздушного пространства привело по неосторожности к причинению тяжкого вреда здоровью или смерти человека, это считается преступлением. Ответственность за него установлена ст. 271.1 УК РФ.
Признают ли суды квадрокоптеры источником повышенной опасности, как автомобили? В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также юридическому лицу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, который виновен в причинении вреда. Освободить лицо от возмещения можно только если вред был приченен не по его вине.
Однако в силу ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.
Согласно разъяснениями, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», по смыслу ст. 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.
В качестве деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, в п. 1 ст. 1079 ГК РФ названа в том числе деятельность по использованию транспортных средств. Однако вопрос об отнесении беспилотников к источникам повышенной опасности не имеет однозначного ответа. Так, беспилотные воздушные суда максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг не включаются в понятие «транспортные средства» в целях Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Однако, учитывая, что п. 1 ст. 1079 ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне.
Вопрос о возложении на владельца дрона того или иного вида юридической ответственности будет зависеть прежде всего от наличия в его действиях признаков противоправности и вины.
Управление беспилотным воздушным судном, не поставленным на государственный учет, и без разрешения на использование воздушного пространства, представляют собой противоправные действия.
При установлении признаков вины следует учитывать, проявлена ли владельцем дрона необходимая внимательность и предусмотрительность с точки зрения его осведомленности о публично-правовых ограничениях полетов над соответствующими территориями.
Так, например, Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения полетов» и № 48 «Об установлении запретных зон» в воздушном пространстве Российской Федерации установлены зоны ограничения полетов и запретные зоны.
В соответствии с данными актами воздушное пространство над всей территорией Петербурга относится к зоне ограничения полетов, а над его центральной частью в границах Обводного канала, территорией Васильевского острова, ограниченной 24-25 линиями на юго-западе и рекой Смоленкой на севере, над Петроградской стороной и участком Заячьего острова – к запретной зоне.
Кроме того, в силу п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации полеты беспилотных летательных аппаратов выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.
Следовательно, использование лицом дронов без получения соответствующих разрешений свидетельствует не только о противоправном характере его действий, но и о наличии вины, поскольку таким лицом игнорируются установленные в интересах обеспечения безопасности публично-правовые ограничения полетов.
Фото: https://www.youtube.com/.
По материалам: ЯндексДзен/Города. Новейшее время.