В Петербурге уже пять лет существует музей-машина времени, где дети могут оказаться на месте своих родителей и окунуться в атмосферу советского времени: писать настоящими чернилами, увидеть, во что играли их бабушки и дедушки, как они обходились без шампуней. О том, почему в советское время игрушки не падали с неба, и как куклы из любимых телепередач обрели новый дом, рассказала корреспонденту Города+ куратор музея Ленинградского детства Дарья Соболева.
У нас собрано более 500 экспонатов. Самые старинные игрушки – 30-х годов, еще довоенные. Самые молодые – советского периода, а вот предметы 90-х годов мы уже не берем.
В музее можно увидеть куклы, которые были созданы еще до появления пластмассы. Например, из опилочной массы. Сначала из неё делали специальное тесто, потом лепили нужную форму. Так, знаменитый скульптор Лев Разумовский создал и пластмассового Карлсона, и опилочного. В то время фабрика заказывала художникам модель, а потом игрушку выпускали около 30-40 лет, если она нравилась детям. Например, голова Карлсона сначала была из опилок, а тело мягкое - только потом появился пластик. Кстати, на «Красном треугольнике» производили не только шины, калоши, резиновые сапоги - еще был отдельный цех резиновой игрушки. А на Охтинском химическом комбинате создавали куклы из целлулоида, внешний вид этих игрушек различался. Одни напоминали настоящих животных: к примеру, Борис Воробьев делал статичных зверей, похожих на скульптуры. По ним даже зоологию можно изучать. Другие были далеки от реальности, исключительно плод воображения творца. Эти и многие другие игрушки можно увидеть в нашем музее.
Раньше никто такие необычные экспонаты не собирал. Сейчас же многие стали коллекционировать, появились узконаправленные музеи, где представлены только игрушки. Мы же хотим показать все аспекты советского детства - во что дети играли во дворах, что читали и как учились. С ребятами говорим об общественной школьной работе, о детской гигиене (как мылись, когда не было шампуней, показываем щетки из свиной щетины), рассказываем про октябрят и пионеров, даем современным детям писать перьевой ручкой и настоящими чернилами.
Самое приятное, когда дети приходят, и им это интересно. Хочется, чтобы они жили не лозунгами, которых не понимают, или идеологией, которую им навязывают, а интересовались историей. В книжках она подается сухо, а в музее настоящие предметы, к которым можно прикоснуться и ощутить дух времени. Поэтому когда дети приходят, для них открывается новый мир. Они его совсем не знают: смотрят на фотографии и начинают сами определять эпоху, узнают ее по костюмам или прическам. Мы показываем одежду, которую носили раньше. Я всегда спрашиваю у детей: «А что делали, когда не было колготок?». Показываю чулки, которые пристегивались к нижнему белью. И все удивляются, что это тоже часть гардероба. И мальчики, и девочки надевали все на себя вместе с панталонами и были, как капуста.
Конечно, к нам приходят не только дети, но и взрослые, и пожилые люди. Их в музее привлекает то, что они хорошо знают. Обычно считается, что здесь собраны непонятные редкости. Мало кто задумывается, каким тиражом производилась та или иная кукла. Люди удивляются, что в детстве всю жизнь эту игрушку любили и хотели - она стояла в поликлинике, была у подруги. Ребенок ходил в магазин, просил у родителей, а ему ее так и не купили. Человек помнит эту игрушку всю жизнь. И вдруг в нашем музее он видит ее - это всегда вызывает сильные эмоции. Ещё частенько посетители поражаются, что игрушки создавали люди. Им почему-то кажется, что они падали с неба. Может, в детстве в голову не приходила мысль, что у кого-то была такая работа. А ведь люди долго учились, создавали свой стиль, упорно добивались того, чтобы игрушка была именно такой, какой они ее задумали.
Наш музей уникален еще и тем, что здесь собраны настоящие оригинальные куклы из передач Ленинградского телевидения. Такого больше нигде нет. Те, кто смотрел телевизор в 70-80-е годы, приходят и удивляются, ведь именно этих персонажей они видели в детстве на экране.
Например, большой популярностью у детей и взрослых пользуется Хоха – куклу сделала Маргарита Скрипова-Ясинская в начале 80-х годов. Это персонаж передачи «Большой фестиваль». Программа выходила на Ленинградском телевидении каждый день, где игрушечные персонажи разыгрывали между собой какую-то занимательную историю. И один из героев – провокатор Хоха. Он всегда всех подговаривал. Там еще были Веснушка и Тото – два мальчика-антипода, один всегда сомневался, другой отличник. Они всегда объясняли Хохе, как надо поступать. Кстати, в более известной нынешнему поколению передаче «Спокойной ночи, малыши» были менее естественные персонажи. А вот «Большой фестиваль» острее, на мой взгляд, ближе к нашей жизни. Сам Хоха необычный и оригинальный - по сути, это говорящий ботинок. Поскольку он такой хулиганистый, больше и запомнился всем, в отличие от середничков или отличников.
История нашего музея, который, кстати, находится на территории петербургской школы №55, началась еще пять лет назад. Сама идея коллекционирования кукол появилась у Надежды Михайловны Мурыгиной, с которой в рамках социальной помощи познакомились ученики. Еще до Великой Отечественной войны ей, тогда еще девочке Наде, подарили немецкую антикварную куклу с фарфоровым лицом. Во время блокады игрушку продали, чтобы купить пропитание. Но, конечно, кукла ребенку запала в душу. Когда Надежда Михайловна выросла и оказалась в Германии, она приобрела похожую, а потом стала их собирать. После женщина передала свои сокровища музею школы, на базе которого вскоре и появился наш музей Ленинградского детства.
Тогда здесь не было человека, который мог бы определить, где была сделана каждая кукла и в какие годы прошлого века. Поэтому когда я попала в музей, то отсортировала всё, что было подарено. Я по профессии реставратор, искусствовед, училась в университете на кафедре реставрации, писала курсовые на тему игрушек. Меня тогда удивило, что советская игрушка совсем не описана и не исследована. Литературы по ней просто не существует. Я стала искать источники, потом написала несколько книг. Они до сих пор единственные в нашей стране. В музее к игрушкам у меня чисто научный подход. Многие люди относятся к ним с трепетом, ведь это связано с их детством. Они видят предметы, которые были у них когда-то, вспоминают, ностальгируют. У меня такого нет. К игрушкам отношусь с научной точки зрения. Для меня это обычные предметы.
Фото: группа "Музей Ленинградского Детства"/https://vk.com
Текст: Виктория Лихачёва/Город+