От однотонных стен до голограмм: как меняется интерьер школ

Почему школа становится ярче, как подбор цвета для стен помогает детям учиться, и почему голограммам не заменить привычные таблицы на фанере - читайте в материале Города+.
19:24 вт, 25 сентября, 2018

Для кого-то школа - это однотонные стены с портретами классиков под потолком. Другие вспомнят типовые зеленые доски с надписями мелом, а третьи - компьютеры с гигантскими мониторами. Современные же школьники запомнят свои 11 классов совсем по другим деталям - например, по ярким цветам в кабинетах и рекреациях, интерактивным доскам и Wi-Fi на этажах. Почему школа становится ярче, как подбор цвета для стен помогает детям учиться, и почему голограммам не заменить привычные таблицы на фанере -  читайте в материале Города+. 


 

В минувший День знаний в Петербурге свои двери для детей открыли еще пять новых школ. Эти свежевыкрашенные коридоры, классы, столовые и библиотеки разительно отличаются от того, что видели каждый день советские школьники. Современные первоклашки сядут за парты в зданиях с яркими фасадами, будут учиться в кабинетах, оформленных дизайнерами, и бегать по рекреациям, зонированным с помощью различных цветов. Правда, освещение, коэффициент отражения краски, расстановка парт – все стандартно, СанПин не терпит самовольства. И все же, каждый новый проект школы в городе в чем-то уникален, например, в выборе палитры. 

Процесс разработки интерьера школ проходит сегодня в несколько этапов. Сначала создается техническое задание, где прописывают все аспекты дизайна. И только после того, как проект отделки помещений согласуют с будущим пользователем, в роли которого выступают администрации районов, и он пройдет экспертизу, строители приступают к делу. «Участие директоров школы в этом процессе остается на усмотрение администраций районов. Но в большинстве случаев будущих руководителей учреждений привлекают к работе, потому что у них есть опыт и видение, какой должна быть современная школа», - пояснил начальник отдела организации инженерно-технического обеспечения образовательных учреждений комитета по образованию Юрий Еськов.

Зачастую от личного участия директоров и их опыта зависит появятся ли на стенах классов рисунки, и будут ли они окрашены в несколько цветов или нет. Поэтому даже облик самой современной петербургской школы – результат изменений, которые происходили на протяжении всей истории педагогики.

История вопроса

Одним из ключевых периодов в истории научного подхода к оформлению интерьеров школ являются 1980-е - тогда стала развиваться педагогическая эргономика. Специалисты начали изучать аспекты оформления помещений, позволяющие ребенку учиться в максимально комфортных условиях. Однако на самом деле эргономические решения существовали и ранее. Например, знакомая нам классно-урочная система появилась уже в XVI веке, а школьные парты в своем первом варианте увидели свет в 1870-м году. Несколько позже они были модифицированы и соединены - и это также стало проявлением нового эргономического решения. В привычном нам исполнении школьную доску создали только в начале XIX века в Шотландии. А испокон веков в египетской или греческой школах писали на индивидуальных дощечках или папирусе.

Интерьеры классов в переходный для нашей страны период (от Российской империи к советской России) отличались лаконичным стилем. По максимуму использовались наглядные пособия - таблицы, карты и портреты известных деятелей науки, культуры, искусства, а стены были преимущественно однотонными. Такими же сдержанными школы оставались и в первые десятилетия существования СССР. Но и в те времена многое зачастую зависело от видения руководителя и требований санитарной среды. Позже, когда наступила Вторая мировая война, времени на поиск цветовых решений попросту не было. Все силы направили на восстановление экономики страны.

«Значительные изменения произошли только в 70-х годах, когда поменялась парадигма управления школьными учреждениями. Если проследить историю образовательного менеджмента, то именно тогда в школы пришли ученые. Потому что знаменитый конфликт физиков и лириков необходимо было решать, и решать в пользу подготовки будущих инженеров», - пояснил кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии СПбГУ Роман Демьянчук.

Кстати, как изменилось школьное пространство можно увидеть, к примеру, в телефильме «Приключения Электроника» или в кинокартине «Расписание на послезавтра». Сами проекты школ стали выглядеть интереснее, в них было много света и рекреаций, а дети получили больше лабораторного оборудования и инструментов для решения образовательных задач.

Эволюция учебного пространства постепенно привела к появлению в наше время такого понятия, как вдохновляющая среда. «Термин зародился в северных странах, где уделяют большое внимание педагогической эргономике. А само понятие включает в себя такие аспекты, как цвет стен, удобство компоновки помещения и вариативность среды. В рамках концепции все решения направлены на здоровьесбережение, эффективное взаимодействие ребенка с товарищами и учителем, который уже не стоит за кафедрой, как это было принято когда-то», - рассказал Демьянчук.

Поэтому в школе появились яркие живые расцветки, компьютеры, и сам образовательный процесс стал куда более гибким. Так, если при советской школьной системе важна была дисциплина и точное следование указаниям учителя, то теперь на ученика начали смотреть не как на объект, а как на субъект педагогического действия. А среда, в свою очередь, стала помогать школьникам чувствовать себя в классах комфортно.  

Цвет, рисунки, портреты Менделеева

Сегодня директора и администрации районов могут разнообразить однотонные стены элементами дизайна, рисунками или граффити. Так, например, тематические принты решили использовать в проекте оформления строящегося сейчас корпуса на Мебельной улице. Кабинет химии там украсят рисунками с элементами таблицы Менделеева, и его уже будет не перепутать с классами математики и географии. Эта практика, к слову, соотносится с советской. 

Поддерживает мнение о положительном влиянии изобразительного искусства на мировоззрение детей преподаватель кафедры дизайна интерьера Института дизайна и искусств Юлия Игнатова. Художник считает, что важно и качество таких образцов, на которые каждый день смотрит школьник. «Если это будет сделано профессионально и хорошо, то ученик может запомнить такую картину навсегда, и у него будет постепенно формироваться вкус. Однако плохая живопись наоборот – оттолкнет», - отметила она. 

Расписные стены способны не только нести эстетическую  и просветительскую функции, но и зонировать пространство, ненавязчиво обучать, выполнять роль навигатора и помогать адаптироваться первоклашкам. При этом, как считает художник Мария Кудашова, которая не раз оформляла помещения для детей в рамках социального арт-проекта Vetka, рисунок не имеет право брать на себя очень много и отвлекать от учебного процесса. «Живопись не должна сильно выделяться на стене, иначе пусть это будет холст или нечто мобильное, что можно перевесить или заменить. Рисунки на стенах школ, скорее, нейтральная история, решенная в такой цветовой гамме, чтобы смотреться целостно с дизайном мебели, интерьера и соответствовать задачам самого помещения. Например, на стенах класса биологии можно создать джунгли, которые будут смотреться гармонично и запомнятся ребенку на всю жизнь», - рассказала Мария.

Так же, как и рисунок, особую роль играет и портрет. Действительно, Михаил Ломоносов и Александр Пушкин смотрят со стен классов не просто так. Они «работают» в качестве вдохновляющих и мотивирующих персонажей. Факты и случаи из их биографий учителя могут рассказывать, чтобы сделать урок более интересным. «Многие абстрактные элементы учебного материала и воспринимаются отвлеченно. Другое дело, когда обучение привязано к людям, которые жили, творили, созидали, а также к событиям, связанным с ними. Тем более, когда этих деятелей можно увидеть хотя бы на портрете. Тогда наука становится более реальной и близкой. Ребенок начинает осознавать, что он может применить эти знания в жизни», - считает Роман Демьянчук.

Даже однотонная стена может по-разному влиять на детей. Воздействие цветов давно изучается в эргономике и психологии труда. Установлено, что окраска стен способна существенно сказываться на работоспособности людей – активировать ее, подавлять или возбуждать. Например, зеленый оказывает успокаивающее действие, а вот яркие цвета, такой как красный, способны вызвать агрессивную реакцию, и их чаще используют в оформлении рекреаций и спортплощадок. Кстати, оранжевый активно используется сегодня в столовых, так как считается, что он способен вызывать аппетит. Специалисты, правда, подчеркивают, что все люди разные, и реакции на цвета могут разительно отличаться.

«В мировой практике оформления офисов считается, что один из наиболее подходящих цветов - голубой. Он максимально долго поддерживает работоспособность человека. Но мы понимаем, что офисные решения не всегда подходят для ребенка. И если сейчас пройтись по современным школам и классам, где недавно был ремонт, то отчетливо видно, что чаще используются пастельные цвета. Пусть они и не всегда способствуют максимальному сосредоточению, но создают атмосферу комфортного пространства», - отметил Роман Демьянчук.

Интерактивные доски и голограммы в школе

Идет время, и эргономические решения, которые когда-то отвечали за апгрейд школ, сегодня уступают место новым технологиям и подходам. Доска с мелом теряет свои позиции перед возможностями интерактивного аналога. 

«Мы живем в ХХI веке, поэтому технологии используются все шире. Школы становятся все более интерактивными. Сегодня есть возможность оснастить их цифровыми досками и проекторами. А в числе прочего в стенах учебных заведений создают и навигацию с метками и приложениями, чтобы сделать для детей нахождение в школах интереснее, а ее пространство более интерактивным», - рассказал Юрий Еськов.

Кроме того, начинает меняться и представление о формате урока. Ведь просидеть все шесть часов за столом физически сложно и неэффективно с точки зрения освоения материала. «Школьник усваивает все лучше, когда участвует в проекте. Этот метод обучения широко используется в настоящее время и требует более гибкой компоновки среды. Есть формы уроков, где целесообразно сидеть за партами и смотреть на доску. А есть занятия, во время которых полезнее оказаться на природе или сесть в круг на мягкие подушки», - добавил Роман Демьянчук.

И все же эксперты считают, что многие традиционные элементы школы ждет модернизация, однако они вряд ли исчезнут совсем. Дело в том, что их природа положительно влияет на учебный процесс: та же интерактивная доска включается и выключается, а классические таблицы или портреты всегда перед глазами ученика. «Может лет через 30 весь класс будет представлять из себя набор голограмм и проекций. Но здесь есть проблема. Во-первых, очевидное влияние электромагнитных полей. Во-вторых, важно, чтобы привыкнув прослушивать или читать текст в цифровом варианте, ребенок не разучился работать с бумажной книгой», - подчеркивает Демьянчук.

Сохранить традиционные носители информации в классе важная миссия школ. Учителя стремятся снизить количество часов, которые ребенок проводит перед экраном компьютера, планшета или смартфона. Тем более, что, как считают эксперты, решить задачи воспитания и социализации ребенка практически невозможно без живого и традиционного общения в системе «ученик-учитель».

Параллельно возрастает и внимание к доступности учебной среды. Сейчас образование движется в сторону большей инклюзивности, а, значит, предстоит применить весь накопленный опыт в области дефектологии. Ориентиры, звуковые подсказки, знаково-символьные формы не только в классе, но и в других помещениях делают нахождение детей с особенностями развития в школе комфортным и безопасным. А те же элементы дизайна и живописи способны, по мнению художника Марии Кудашевой, помочь в адаптации также и ученикам начальной школы. Например, она предлагает создать рисованных персонажей. Такие герои могут быть нарисованы в классах или на стенах рекреаций, и своими шутками и высказываниями они способны учить детей разным правилам. 

Несмотря на все инновации, основным для школы все же остается содержание. Среда, конечно, служит одним из важных, но не главных инструментов образования. На протяжении все своей истории школа менялась, но при этом продолжала сохранять те решения и элементы, которые работали, обеспечивая преемственность. Так что, возможно, в недалеком будущем голограммы все-таки будут соседствовать с привычной многим таблицей Менделеева.

Фото: Е.Степанов, А.Ваганов, Е. Чудных, Р.Ильясова/Город+; Официальный сайт Правительства Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru
Текст: Р.Ильясова/Город+
Поделиться в соцсетях