Новости об инновационных приборах, медицинских аппаратах и интерактивных приложениях все чаще связаны с бизнесом, который развивается в формате стартапов. Сегодня такие компании почти избавились от штампа «студенческий проект», их учредителями становятся уже добившиеся успеха специалисты, а разработки направлены на решение понятных каждому проблем. Какие инструменты есть у инновационных проектов, с чего начать и как поверить в свою бизнес-идею — в материале Города+.
На запрос «стартап это...» поисковик выдаст множество ссылок, но при этом ни одна из них не приведет к правовому определению. Создается впечатление, что он может существовать только в кино или в Силиконовой долине. Но по сути - это просто предпринимательский проект, правда, со своими особенностями.
Как правило, стартапом эксперты называют компанию, которая находится в поиске масштабирования бизнес-модели. Это также может быть и команда людей, ищущих в условиях неопределенности продукт, который нужен рынку. Наличие же в их проекте принципиально новой технологии - необязательное условие.
Специалисты уверяют, что начинать нужно с идеи или гипотезы. Главное здесь - не задерживаться на этой стартовой точке надолго, считает руководитель стартапа «Простое образование» Ярослав Приказчиков. Молодой человек сейчас работает над сервисом для учебных заведений, который позволит студентам добиваться лучшей успеваемости, а колледжам - увеличить свою конкурентоспособность. Но, если бы не родилась эта идея, то обязательно была бы другая. «Не надо долго думать о суперпроекте мечты. А просто брать и делать его. Чем раньше приступишь к работе, тем скорее построишь отношение с первыми клиентами. А, значит, будущий продукт будет иметь спрос», - считает Ярослав.
Сооснователь проекта S&R Systems Денис Сапегин до того как заняться производством оборудования для фармацевтической промышленности набрал опыта в менее технологичных стартапах. Вскоре он понял, что ничего пугающе страшного в механизме таких компаний нет – все понятно и доступно. «Мы с коллегами решили, что это хорошая идея делать российское оборудование, его не было на рынке. Поверили в задумку и взялись за дело. Так что совет прост – надо пробовать. Если ты можешь на этом зарабатывать деньги – значит работает. Выстреливают иногда самые странные идеи, а фундаментальные проекты с разработанной бизнес-моделью – могут просто провалиться», - рассказал Денис.
Идею изучать рынок опытным путем поддерживает и директор бизнес-акселератора Future Technologies Университета ИТМО Андрей Мясков. Он убежден, что определить, где и на что будет спрос могут только сами команды, продвигая свои идеи. И при этом путь каждой компании складывается очень индивидуально и зависит от многих факторов: от продукта, рынка, команды.
Именно подбору специалистов для стартапа многие советуют уделить особое внимание. «Когда над проектом работают несколько людей сообща, наблюдается синергетический эффект. У них повышаются мотивация и активность в бизнесе», - считает начальник центра поддержки начинающих предпринимателей «ЦРПП» Евгений Елисеев.
Кстати, свой собственный сотрудник может стать потребителем №0. То есть первым, на ком можно проверить гипотезу: будет продаваться будущая разработка или нет. «Если в стартапе не продать идею участникам своей команды, то эффективность будет невысока. Так что продвигать проект нужно сначала среди своих», - рассказал руководитель проекта Laeneco Илья Скоробогатов.
Конечно, стартап вполне может развиваться и автономно. Такие проекты одно время так и называли — гаражные компании. Но намного быстрее и эффективнее первые этапы для них проходят на площадках бизнес-акселераторов. Когда гипотеза подтверждена и команда собрана – надо идти дальше (делать прототип и искать финансирование). Тем более, что для многих это еще и шанс сохранить компанию. Так, по наблюдениям специалистов бизнес-акселератора Future Technologies ITMO, без поддержки из 100 проектов до продаж или получения инвестиций доходит максимум пять процентов. С помощью площадки показатель увеличивается до 25-ти.
Консультации, работа кураторов, контакты специалистов, выходы на фонды, коворкинг — это не полный список бонусов, которые получают подавшие туда заявку. Но получить по этому прейскуранту услуги можно только при соблюдении условий акселераторов. Например, для обучения при «ЦРПП» от участников потребуется бизнес-идея, тесты прототипов и опыт продаж. Заявки туда могут подать и отдельные бизнесмены, и команды. Прошедшие в набор направляются на двухэтапную подготовку. Сначала участники изучают маркетинг, рекламу, PR, управление персоналом и командой. Потом с ними начинают работать кураторы и предприниматели, которые выбирают понравившиеся проекты на бизнес-сессии. Завершается обучение итоговой презентацией, когда успехи в учебе дают шанс получить желаемые инвестиции. На финал каждого набора в центр приглашают представителей банков, инвестиционных фондов и успешных предпринимателей.
В бизнес-акселераторе ИТМО условие несколько схожи, но есть очень важное отличие - один из руководителей проекта должен быть выпускником или учащимся университета. Впрочем, студенческими такие проекты назвать нельзя. В основном, заявки сюда подают выпускники бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. С прошедшими отбор командами здесь работают индивидуально. Так как у каждого своя траектория развития и потребности.
«Нам, например, не нужна была помощь в разработке бизнес-модели или позиционировании себя на рынке. Необходима была поддержка с точки зрения информационных ресурсов, где брать инсайт о конкурсах и грантах, как правильно оформлять заявки. Это впоследствии помогло нам получить финансирование. Нас также вывозили на выставки, которые привели к быстрому развитию нашей компании», - рассказал Денис Сапегин.
Ощутимую помощь стартапам сейчас оказывают в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, также известном как фонд Бортника. «Это не значит, что у инвесторов нет доверия, просто в Силиконовой долине в США готовы вкладываться в проект еще на стадии прототипа. А у нас до стадии продаж – почти никто», - отметил Андрей Мясков.
В Петербурге найти финансирование можно в Фонде поддержки молодежного предпринимательства «АГАТ». Там помогают проектам, которые можно запустить с небольшим количеством инвестиций (около полутора миллионов рублей). Многое в судьбе того или иного стартапа может решить и вмешательство бизнес-ангелов. Это частные предприниматели, добившиеся успеха в бизнесе и готовые вкладывать средства в инновационные проекты. Размер финансовой поддержки и степень влияния опытного наставника на решения команды — все зависит от индивидуальной договоренности такого инвестора с конкретным проектом.
Представить свой стартап, найти новых специалистов, личного бизнес-ангела и привлечь инвестиции можно на форумах и конференциях. И эксперты и руководители компаний отмечают, что в их сфере таких событий в избытке. Тем более, что у петербургских бизнесменов есть дополнительный бонус: до Финляндии, где проходит множество интересных мероприятий, рукой подать.
На пути одного стартапа, который часто включает немного сотрудников, а иногда и всего одного смельчака, стоит множество препятствий. Знать об этом и готовиться преодолеть их – тоже важно. Самым очевидным барьером, по мнению абсолютного большинства экспертов, является финансирование. «Процесс поиска средств для стартапов занимает много времени. Такие компании находятся на ранних стадиях, поэтому и являются для инвесторов рискованным вложением», - рассказал Евгений Елисеев.
И эти опасения понятны, вот только немногие проекты доживают до безопасной для инвесторов стадии продаж. Поэтому сегодня свои первые инвестиции большая часть «выживших» получает от государственных фондов.
Но не все упирается в деньги. Зачастую начинающие бизнесмены делают ошибки на этапе, когда об инвестициях еще рано говорить. Многие команды с увлечением отдают все время и силы на разработку, которая возможно никому и не нужна. «Если ребята сделают прибор или приложение без общения с потенциальными потребителями, то с большой долей вероятности получится продукт, который не востребован рынком. Тогда все заслуги будут уже второстепенны и напрасны», - считает Андрей Мясков.
К слову, именно слабость команд с точки зрения бизнес-навыков, по словам экспертов, является характерной чертой для России. По этой причине продукты начинающих отечественных компаний так плохо продвигаются на рынке. По мнению Андрея Мяскова, зарубежные стартапы напротив - отличаются сильными учредителями со стороны бизнеса, и более слабыми со стороны технологий. К решению этой проблемы специалисты советуют подходить комплексно. Например, ввести в вузах тренинги по soft skills (прим. - навыки убеждения, лидерства, ведение переговоров и работы в команде и тд.), и даже больше - развивать у детей бизнес-навыки еще в школе.
Еще одна проблема – сертификация, а именно время на ее прохождение. Особенно это касается разработок в сфере медицины. Многие приборы – детища стартапов, пока остаются в статусе бытовых устройств. Та же разработка компании Laeneco сегодня по документам не более чем фитнес-браслет. И впереди у команды долгий путь сертификационных испытаний, чтобы их разработку признали реальными помощником для врачей.
Какую организационно-правовую форму выбрать и в какой момент получить официальный статус – не последние вопросы для команды. Юристы советуют пометить этап, когда компания начинает рекламироваться и получать систематический доход. К тому же над стартапами чаще работают сообща. А бизнес - это та сфера, где даже хорошим друзьям лучше оформить все по букве закона.
«Корпоративные конфликты нередки, если участники проекта не договорились обо всем на берегу и не подписали бумаги. В любом случае, если стартап хочет найти хорошего инвестора или планомерно развиваться - обязательно нужна юридическая упаковка. Более того, без регистрации - это незаконное предпринимательство, за которое предусмотрена в том числе и уголовная ответственность. Также нужно учесть, что на некоторые виды деятельности могут требоваться спецразрешения, то есть лицензии», - комментирует юрист Анастасия Готфрид.
Как правило, руководители стартапов предпочитают оформлять ИП (индивидуальный предприниматель) или ООО (общество с ограниченной ответственностью). Если компания в будущем планирует расширяться или ее контрагенты - это юридические лица, то выбирают первый вариант. Для тех, кто пойдет по пути ИП, есть свои плюсы: проще бухгалтерский учет, отсутствует двойное налогообложение. Но у ООО тоже есть преимущества. Например, Денис Сапегин считает, что с физлицами их клиенты не стали бы работать. «Вести дела на рынке оборудования для фармацевтической промышленности, будучи ИП, все равно, что «приехать на переговоры в жигулях», - пояснил он.
И хотя не все прописано в законе, а этот путь долог и тернист, руководители проектов признаются, стартап – чуть ли не единственный способ воплотить свою идею. «Это сказочный вариант, ждать, когда появится компания, которая поверит в твою идею и даст средства. Сейчас ресурсы у всех крайне ограничены, поэтому финансировать неподтвержденные гипотезы мало кто решится. Без создания стартапа я бы не реализовал свои идею», - считает руководитель проекта Laeneco.
Единых законов и инструкции как запустить успешный стартап и заработать миллион – нет. Но есть опыт, который в Петербурге уже накоплен. Работают и инструменты, как на региональном, так и на федеральном уровне, способные помочь в достижении цели. А идеи – они всегда двигали миром. Просто в последние десятилетия для них появился новый формат – стартап.
Текст: Город+Фото: pixabay.com; из личного архива Ильи Скоробогатова; VK.com.