Этот дворянский род может быть известен многим благодаря главному архитектору Петергофа Николаю Бенуа, но в знаменитой династии было много и других известных художников и декораторов. В конце сентября «Музею семьи Бенуа» исполнилось 30 лет. В честь юбилея его сотрудники решили достать из многочисленных фондов уникальные предметы, которые еще никто не видел. Город+ узнал, как обновляется экспозиция музея.
Большинство музеев создают в местах, где жил или трудился известный человек. Однако с этим все сложилось иначе - его открыли во Фрейлинском доме. Дело в том, что в 80-х годах Николай Бенуа - главный художник оперного театра в Милане Ла Скала - решил организовать музей своей династии в СССР. В 1985 году он с супругой Дисме Де Чекко приехал в Советский Союз, чтобы обсудить с властями Ленинграда, где можно открыть музей. Тогда существовало два варианта: дом Бенуа на улице Глинки (в то время она находилась на Васильевском острове, - прим. Город+) или в Петергофе. В итоге остановились на втором, потому что предок Николая - его полный тезка архитектор Николай Бенуа - создал здесь множество шедевров. Их, кстати, можно увидеть и сегодня: это Дворцовые конюшни, железнодорожная станция, Фрейлинские корпуса. Последнее выбрали для организации музея. В те времена в этом здании были коммунальные квартиры. Их расселили и начали реставрацию, которой руководила архитектор Ирина Осипова-Бенуа. И уже в 1988 году музейное пространство открыло свои двери для посетителей.
Сегодня фонды пополняются благодаря дарам: от членов династии Бенуа, от частных коллекционеров, а также от других музеев города, например, Русского. Год назад из Милана учреждение получило новое поступление, которое насчитывало 2 200 работ.
К 30-летию же музейщики постарались преобразить привычную экспозицию. Так, теперь в одном из залов на стене висит работа Александра Бенуа - «Вилла Степанова», на которой художник изобразил свою супругу - Анну Карловну Бенуа. Специалисты подчеркивают, что портреты и фотографии особенно важны для выставки.
«Специфика многих музеев - убирать вещи из экспозиции, чтобы они отдыхали, а потом возвращать их. Так, например, мы и поступили с портретом Александра Николаевича Бенуа, который сидит на коленях отца. Также, поскольку это музей семьи, нам важно было показать именно семейный альбом. Удивительно, что он сохранился, ведь первая фотография в нем датируется 1859 годом - на ней глава огромного художественного семейства Николай Бенуа в окружении своих детей. А рядом, в витрине, мы разместили фотографии уже подросшего поколения. Мы старались разместить много таких экспонатов, чтобы у людей создавалась полная картина жизни клана Бенуа», - рассказала ведущий методист музея Людмила Ежак.
В витрине по-соседству можно увидеть еще одну новую экспозицию - детские портреты, которые были написаны их матерями. Например, Мария Бенуа - солистка Мариинского театра - нарисовала спящего сына Михаила. Что касается детей, их рисунки стали еще одним нововведением в музее.
«Надо сказать, что к детскому творчеству в семье Бенуа всегда относились очень бережно и развешивали их рисунки на стенах рядом с великолепными шедеврами искусства. Вы можете увидеть маленькие альбомы, где сделаны трогательные зарисовки сказочных персонажей. А на стене картина, которая все время хранилась в фонде, и только сейчас удалось ее показать - это «Куклы в кресле» авторства Екатерины Бенуа», - рассказала Людмила Ежак.
Поскольку основатель музея Николай Бенуа был связан с театром, этому факту посвятили целую экспозицию - в ней представлены эскизы костюмов и декораций. Примечательно, что рядом выставлены и работы его отца - Александра Николаевича. В их общей экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций из балетов «Щелкунчик», «Жизель», «Пиковая дама».
Одни из самых ценных экспонатов в музей передавали члены династии Бенуа. Многие из этих предметов еще помнят ныне живущие потомки. Так, сегодня погрузилась в воспоминания праправнучка архитектора Леонтия Бенуа - Анастасия Мурзина.
«Это удивительный музей. Когда он открывался, 30 лет назад, все родственники, а нас около 300 человек, постарались внести какой-то вклад: подарить свои вещи, картины, документы. Музей получился теплым и домашним. Здесь я очень рада видеть предметы, которые когда-то в детстве были со мной. Например, деревянную лошадь под стеклянным колпаком я очень любила в детстве, но в руки мне ее не давали», - вспомнила Анастасия.
Помимо обновления экспозиции, музей-заповедник «Петергоф» внесет свой вклад в празднование тридцатилетия, создав современный проект «Никола Бенуа: рисованные истории». Это цикл графических новелл по мотивам личной переписки и семейных фотографий театрального художника Николая Бенуа. Несколько выпусков нарисуют современные иллюстраторы, тем самым рассказав о пути к славе творческой личности. Первый выпуск уже можно посмотреть на сайте.
Текст: М. Балакаева/Город+
Фото: Е. Степанов/Город+