Аспирант Университета ИТМО Даниил Широков защитил магистерскую диссертацию по комиксам. Его работа стала одной из лучших на конкурсе городского комитета по высшей школе и науке. Своим исследованием молодой ученый доказал, что люди зачастую недооценивает супергеройский жанр, в то время как по таким персонажам, как Человек-паук, Фантастическая четверка, Капитан-Америка и Халк, можно отследить социальные изменения в обществе. Подробности – в материале Города+.
Даниил Широков не случайно выбрал такую необычную тему для исследований. Он сам увлекается комиксами и в своей работе проследил, как менялся образ ученого с 30-40-х годов. Критериев для выбора персонажей было два: во-первых, они должны быть супергероями, во-вторых - принадлежать вселенной Marvel, поскольку по ее базам данных было проще получить доступ к этим графическим романам.
Анализ комиксов показал, что характер и жизнь ученых отражали зачастую социальные тенденции и потрясения разного времени - будь то холодная война или рост преступности в Америке.
«Во время противостояния Советского союза и США мы видим, что ученый, в первую очередь, изображается не как личность, а как средство борьбы с советами, со страшной красной машиной. Но если взять более поздние года, персонажи перестают быть стереотипными и типичными мачо, в данном случае идет поиск ответа на кризис маскулиности (прим. - размытие социальной роли мужчин). Есть еще интересная история с доктором Ридом Ричардом – это один из персонажей Фантастической четверки: время его появления в серии комиксов связано с кризисом подростковой преступности в США. Сам герой изображается как семьянин, который строго следует правилам», - объясняет Широков.
У самого аспиранта любимый герой – Человек-паук. Этот персонаж понравился ему еще в детстве, когда в 1994 году на экраны вышел мультсериал. По словам аспиранта, история Питера Паркера в свое время стала революционной. Дело в том, что читателю проще всего ассоциировать себя с тем, кто сталкивается с проблемами обычного человека.
«Человек-паук оказался очень интересным объектом. Он отображает много занятных стадий изображения ученого. Изначально это довольно простой персонаж. У него были весьма обыденные трудности: из-за двойной супергеройской жизни он не успел сделать лабораторную, опоздал куда-то и тому подобное. Впоследствии этот герой развивается и, что самое интересное, тоже становится ученым: на основе своих научных разработок строит гигантскую компанию, правда, быстро разоряется, но это менее важно. Потом он работает редактором научного отдела в газете, то есть переходит в журналистику. Это оправдывает тренд на научную коммуникацию в обществе, и поэтому мне этот персонаж нравится еще больше», - рассказывает Широков.
Также в исследовании он провел эксперимент с современными художниками - им предложили нарисовать ученого. В большинстве работ это был человек в очках, халате, с бородой, а рядом с ним расположились всевозможные пробирки и аппаратура.
«Мы старались выбрать художников, которые не рисуют комиксы постоянно, чтобы у них не было предрасположенности к определенным сюжетам или персонажам. Оказалось, что в комиксах отталкиваются от того же образа, что и в обычной жизни – человек науки почти всегда в халате и очках», - говорит аспирант.
Его исследование ведется до 90-х годов, современные графические романы он не брал в расчет. Все потому, что сегодня зачастую некоторые серии перезапускают. А вот для чего это делается - слишком обширный вопрос, который мог бы стать темой новой диссертации. Но если не углубляться в детали, то ответ лежит на поверхности.
«Сейчас стали делать хорошее кино, вкладываться в него. А вот когда снимали первого «Железного человека» (первый фильм Marvel), бюджет был совершенно смешным, по сравнению с тем, что выделяется сейчас. Но на тот момент это был эксперимент, который удался. Стало понятно, что у людей есть спрос. Они хотят смотреть то, о чем читали в детстве», - говорит Широков.
Он отметил, что не против развить научную работу и дальше, но для этого ему еще предстоит придумать значимую тему, которую можно было бы взять за основу. Так, например, в своей первой диссертации Даниилу удалось показать, что комикс – жанр, который недооценен в обществе, хотя и объективно отражает социальные тренды времени.