Южный павильон Аничкова дворца со стороны площади Островского теперь снова под защитой. Сюда после реставрации вернулись две чугунные статуи воинов. Они, кстати, не покидали своего поста целых 200 лет. А пока возвращение фигур — это повод вспомнить, как сложилась их судьба и история маленького павильона большого дворца. Подробности - в материале Города+.
Две трехметровые фигуры привезли этим утром на площадь Островского. Они были бережно завернуты в полиэтиленовую пленку и «уложены» в кузове грузовичка. На корпусе каждого воина закрепили специальный хомут, чтобы в процессе транспортировки и монтажа статуи не пострадали. Иначе результат многомесячного труда целой команды реставраторов оказался бы напрасным.
В начале шестеро рабочих с помощью крана поставили вертикально одного воина – напротив левой ниши. Осторожно накинули и укрепили гибкие и мягкие тропы – все-таки защитникам Аничкова дворца более 200 лет. Обе фигуры должны были встать между колоннами на отреставрированные пьедесталы, каждый из которых весом в 200 килограммов. А сами воины, несмотря на то что внутри являются полыми, в два раза тяжелее постаментов – 400 килограммов старинного чугуна.
И через много слоев пленки было видно, что скульптуры белого цвета. Казалось бы, ничего удивительного, в цвет павильона, но так было не всегда. За два века на фасаде они пережили не только смену цвета, но и революцию, блокаду, а также свою первую поездку в мастерские реставраторов.
На страже дворца - на страже отечества
После победы России в Отечественной войне в столице неизбежно стали появляться скульптуры и памятники, посвященные этому событию. Одними из первых стали Нарвские триумфальные ворота, сооруженные Джакомо Кваренги сразу после поражения Бонапарта. Но они были сделаны из дерева и алебастра – не самые вечные материалы.
Поэтому через несколько лет напоминать жителям Петербурга об этой победе стали как раз только построенные на территории ансамбля Аничкового дворца в 1817-1818 годах павильоны на площади Островского – Северный и Южный. Причем в их архитектуре, как считают специалисты, есть влияние деревянного творения Кваренги.
Основательные одноэтажные строения с арочными и попарно расположенными проемами спроектировал архитектор Карл Росси. Он в это же время являлся и автором ансамбля Александринского театра и пространства перед ним. Росси спроектировал садовые павильоны так, чтобы они по высоте соответствовали первому этажу здания Публичной библиотеки и вписывались в панораму площади Островского.
И все же архитектор не забыл об их идейном посыле. Статуи на Северном и Южном павильонах изображают старых и молодых воинов в шлемах с щитами и мечами. Над ними барельеф с изображением знамен, пик и другого оружия. Такой воинственный дух в фасадах этих небольших зданий не случайность. Есть данные, что после постройки в помещениях хранились оружие и знамена – трофеи войны. Нельзя ошибиться – это памятник не только защитникам страны, но и войне, которая стала победной: каждый из чугунных великанов в руке держал венок. Модели скульптур и барельефов выполнил Степан Пименов, а отлил скульптор Василий Демут-Малиновский.
Оба павильона соединили решеткой с изображением венков и золоченых орлов. Сад, который охраняли павильоны и скульптуры, был излюбленным местом прогулки императорской семьи. Есть свидетельства, что Александр III поселился в Аничковой усадьбе, так как считал ее более безопасным местом, чем Зимний дворец.
И хотя защитники императорской фамилии простояли на своем месте почти два столетия, это не значит, что они и павильоны не менялись. Во второй половине XIX века их выкрасили в цвет металла – черный, а позже строения утратили и вовсе часть отряда защитников. Изначально их было на обоих павильонах 16, но до наших дней дошли лишь семь. Виной тому пробивка дополнительных окон в фасаде.
После революции жизнь дворца и вовсе круто изменилась. Когда в 1937 году его передали детям, он стал именоваться Ленинградским Дворцом пионеров. Все его постройки в те годы стали приспосабливать для нужд советских школьников. Теперь в больших залах, разделенных колоннами, проводили занятия. Воинов с их фасадов демонтировать не стали – как символы Отечественной войны они пришлись «ко двору». Чугунные великаны стали охранять детей.
Даже когда началась война, а Ленинград оказался в кольце блокады, они не покинули свои постаменты. Также как продолжали работать библиотека и кружки во дворце. Устояли скульптуры и после многочисленных обстрелов. Но их чугунные тела, как и многие памятники города, покрылись выщербленами от осколков. А после победы, теперь уже в Великой Отечественной войне, молчаливые стражи стали свидетелями возрождения дворца и города. Переменился и сад, который они преданно охраняли. Из места уединения для немногих избранных, он стал местом отдыха горожан и площадкой для Летнего театра в 70-е, где выступали Аркадий Райкин и Александр Вертинский. Сейчас в Южном павильоне размещается Юношеский клуб общественных наук (ЮКОН) - здесь старшеклассники занимаются юриспруденцией и социологией.
Реставрация и монтаж
Монтаж воинов занял несколько часов. Рабочие более 30 минут занимались отцентровкой каждой из статуй, когда они зависали на стреле буквально в сантиметре от пьедесталов. Так как статуи стоят под собственным весом без каких-либо креплений, было важно сделать эту работу четко. Потом их дополнительно закрепили за два рыма (прим. - металлические кольца в стене павильона) крюками. И только, когда кран на стреле отъехал, рабочие срезали пленку со скульптур и можно было с уверенностью сказать – они вернулись. Год назад путь в мастерские реставраторов и обратно уже проделали воины с фасада Северного павильона. Кода специалисты ближе познакомились с «южными» витязями, то их ждал сюрприз.
«Удивительное дело, но те скульптуры, которые стояли в отдалении от Невского проспекта и были не так подвержены влиянию проезжающих машин и грязи, оказались в более плохом состоянии. И утрат, и повреждений почти в два раза больше, чем на фигурах воинов с павильона у Невского», - рассказал председатель КГИОП Сергей Макаров.
Почему статуи в глубине площади Островского пострадали больше - пока загадка даже для специалистов. Среди версий, например, разница в квалификации бригад, которые ранее работали с фигурами. В итоге уже в цехе, куда поступили воины, эксперты увидели сильные загрязнения, следы коррозии металла, выщербины на чугуне, сколы, трещины и выбоины. А у одного из них, того, который стоит в левой нише, не было венка. Этот элемент был утрачен. Несмотря на то, что статуи и павильоны реставрировали в 80-е и в 2005-м, некоторые повреждения были явно со времен войны.
«Небольшие выщербины, которые мы обнаружили, оставлены после обстрелов. Так что процесс восстановления был долгим. В нем участвовали более 15 специалистов. Еще до демонтажа эксперты исследовали скульптуры и разработали для нас методику. Там были прописаны все нюансы, вплоть до исторически достоверного состава краски. Все работы велись под контролем специалистов КГИОПа и экспертов в декоративно-прикладном искусстве», - рассказал главный инженер АО «РЕМФАСАД» Виталий Бабанов.
На восстановление ушло четыре месяца работы, и наконец статуи появились на площади Островского в белоснежно-белом виде. Поверхность фигур покрыли антикоррозийным средством. Ожидается, что в ближайшие 50 лет им реставрация не понадобится. Правда, у статуй остались две проблемы. Первая – это пыль, но от нее спасут тщательный уход и обычные водные составы для мытья. А вторая – вандалы, из-за которых один из витязей и «потерял» когда-то свой венок. В КГИОПе, к слову, результатом работ довольны, также как предыдущим проектом реставраторов этой компании – они же занимались скульптурами и фасадом Северного павильона год назад.
На восстановление только статуй было потрачено 1,8 миллионов рублей. На все работы в павильонах выделили 54 миллиона рублей. До середины ноября должна закончиться и реставрация самого здания. Остались последние штрихи – покраска цоколя и кровля, и тогда павильон освободят от строительных лесов 15 ноября. Уже успели заменить деревянные стропила, систему водоотвода, восстановили фасады, лепной декор, крыльцо, деревянные оконные и дверные рамы.
Подходят к завершению и работы по еще двум объектам на территории Аничковой усадьбы. Так, 30 октября уберут строительные леса с фасада дворца, а через считанные дни реставраторы закончат и работы на парадной лестнице.
Отметим, что всего на масштабную реконструкцию дворца с 1997 года по программе КГИОПа было выделено более 800 миллионов рублей. За этот период реставраторы восстановили Белоколонный зал, Голубую, Малиновую и Желтую (Золотую) гостиные, библиотеку, Дубовый кабинет и ограду.
Текст: Р.Ильясова/Город+