Набоков в деталях и почтовые марки: чем удивят на биеннале музейного дизайна

Корреспондент Города+ посетил две площадки и узнал, какой путь проходит рисунок перед тем как стать почтовой маркой и из каких деталей создали образ дома Владимира Набокова.
22:01 пт, 09 ноября, 2018

В городе стартовала третья по счету Петербургская Биеннале музейного дизайна. В рамках события в шести пространствах посетителям представят новый взгляд на экспонаты из богатых хранилищ Северной столицы. Корреспондент Города+ посетил две площадки и узнал, какой путь проходит рисунок перед тем как стать почтовой маркой, и из каких деталей создали образ дома Владимира Набокова.


 История и культура по маркам

В Центральном музее связи имени А.С. Попова хранится богатейшая коллекция госзнаков. В том числе и самая первая, выпущенная еще 160 лет назад. Поэтому, когда норвежские дизайнеры из бюро Expology Гордон Райн и Мортен Торгерсен приехали сюда, чтобы создать экспозицию, им пришлось выбирать из огромного количества материала и тем. В итоге они посмотрели на марку в качестве культурного феномена и создали выставку «Филателия как искусство».

Основное дизайнерское решение заключалось в том, чтобы масштабировать маленькие и детально разработанные изображения. Причем в этом процессе не были задействованы мультимедийные технологии. Дизайнеры придумали пирамидальные конструкции, так что оригинальная марка экспонируется на фоне своего увеличенного изображения. А обратная сторона этого стенда рассказывает, как работали над таким вариантом госзнака, выбирали для него цвет и макет. За каждым миниатюрным изображением стоит целая история. 

В Российской империи до начала XIX века на конверты клеили марки с аллегорическими символами. Чаще всего это были стандартные изображения двуглавого орла (герба государства) в центре, а ниже помещался символ почты -  перекрещенные рожки. Когда ведомство объединили с телеграфом, то марку дополнили еще и молнией. На тот момент госзнак не был еще произведением искусства. Подход изменился с выпуском «Романовской серии», подготовленной опытными художниками к 300-летию дома Романовых (1913 год). 

Поначалу вокруг новых марок разгорелся скандал. Конверты проштамповывались, и печать попадала на портреты императоров. Комичные «усы» на лицах государей так смущали чиновников почтового ведомства, что некоторые из них стали устраивать забастовки. Обсуждения дошли до самого Николая II, и тому даже пришлось выступить в прессе с официальным обращением. Император новые марки одобрил и поддержал. Прошло немного времени, и к серии так привыкли, что уже не хотели возвращения к обычным клишированным госзнакам. В итоге к работе снова привлекли художников, которые создали новую серию с аллегорическими изображениями России.

«В нашей сокровищнице эти марки представлены, но выпущены они не были, потому что началась Первая мировая война. Так что до революции на конверты снова клеили стандартные. «Романовские» же пережили несколько перевыпусков огромными тиражами. А в 1915-16 годах их и вовсе использовали в качестве денег, так как серебряных и медных монет не хватало в обороте. Например, те же марки с портретами Николая I и Александра I разменивались по своему номиналу – по 10 или 20 копеек. Под новую функцию даже начали печатать специальные выпуски из более плотной бумаги и со штампом герба на оборотной стороне», - рассказала главный хранитель Государственной коллекции знаков почтовой оплаты Центрального музея связи им. А.С.Попова Людмила Бакаютова.

С приходом к власти большевиков марочный опыт царской России решено было использовать для агитации и пропаганды уже в советском государстве. В то время письмами обменивались все, и марки выполняли важную коммуникационную функцию. Теперь изображения ушли от былой аллегоричности в сторону соцреализма, а вместо портретов царей на них появились собирательные образы трудового народа. Космос, достижения строительства, культурные события – этим темам (а также важным датам) стали посвящать новые выпуски почтовых знаков.

Чтобы покрыть потребности советской почты в марках, разработали отлаженную технологию. Весь процесс из 14 этапов посетитель выставки увидит на стеклянном подиуме, где размещен комикс. И первый шаг – это идея будущей марки. К слову, подать заявку может любой желающий, обратившись в Комиссию Федерального агентства связи, которое и определяет политику выпуска госзнака сейчас.

«Здесь представлена история и технология создания почтовой марки вплоть до ее запуска и попадания в план на следующий год. Работа над макетами, выбор цветового решения, утверждение комиссией эскиза и воплощение в жизнь - в этом процессе участвует огромное количество специалистов», - пояснил директор Центрального музея связи им. А.С.Попова Александр Бурдин.  

Все марки, представленные на выставке, были созданы 1980-х, когда компьютеризация еще не коснулась этого сакрального процесса. Сейчас уже исключен этап работы граверов, а технологии позволяют каждый год выпускать все больше и больше новых марок. Не исключено, что прогресс и вовсе вскоре приведет к исчезновению традиционного обмена бумажными письмами из обихода. Но, как утверждают специалисты, это только придаст большую значимость выставкам марок. Отметим, что экспозиция в рамках биеннале будет доступна для посещения до 19 декабря.

Дом Набокова из текстов и деталей

Музей Владимира Набокова на Большой Морской достаточно традиционный - книги, фотографии, личные вещи писателя. Молодые дизайнеры из «Группы Х» решили оттолкнуться от фотовыставки адресов писателя в эмиграции. Команда биеннале решила рассказать в этом же пространстве историю значимости образа дома для литератора. Когда дизайнеры погрузились и узнали, что Набоков за границей сменил более 150 адресов и при этом, по сути, не имел своего «угла», концепция будущей выставки сложилась. Причем было решено охватить своим рассказом не только петербургский дом семьи, но и другие места из прошлого писателя - усадьбы Рождествено, Батово, Выре.  

«Мы стали спрашивать в музее, какие фрагменты сохранились от тех времен, так как хотели соединить все вещи в единый образ дома. Для творчества Набокова семейный очаг является значимой темой и встречается в рассказах и романах. В выставке мы решили показать это через пересечение вещей и текстов», - рассказала дизайнер Александра Тахтаева.

С одной стороны, молодые дизайнеры хотели создать атмосферу дома и при этом избежать эффекта «уюта» типичных краеведческих музеев. Все пространство выставки разделено на две части. В первом зале через простые детали, такие как электрический звонок, дверная ручка, кирпич, обрывки шинели или ученическая линейка, посетитель окунается в цитаты из произведений Владимира Набокова и его воспоминания. А вторая часть целиком посвящена заграничным адресам писателя: здесь представлены фото зданий, где он жил, а параллельно идет аудио перечисление улиц, площадей и переулков из разных уголков мира от Италии до США. В центре пространства помещены ботинки самого Набокова как символ вечного странника, который не смог вернуться домой. 

На экспериментальную выставку в музее возлагают большие надежды. «Парадокс в том, что это место известно и неизвестно в городе. Впрочем, это нормальное состояние для музея - снова и снова открывать коллекцию с разных сторон для посетителей. Тем более, что это пространство «впитало» все эпохи от строительства здания и периода жизни здесь семьи Набоковых до современного состояния. В музее не так много экспонатов, но он аккумулирует много смыслов и обладает своей атмосферой», - рассказала начальник управления экспозиций и коллекций СПбГУ Елизавета Тапакова-Боярская. 

Тенденции и программа биеннале 

Каждый год организаторы биеннале стараются задействовать и привлекать новые выставочные площадки и фонды хранения, а также новую команду. Так, над проектами этого года пригласили поработать как отечественных дизайнеров, так и специалистов из Дании, Германии и Норвегии. 

«Сотрудничество с такими профессионалами для музеев очень ценно. И особенно, если это наши западные гости, у которых больше опыта и иной взгляд на пространство и на экспонаты. Все площадки, участвовавшие в трех биеннале, используют этот опыт, получают новый толчок к осмыслению своих коллекций и предметов. Каждый раз, когда дизайнеры впервые встречаются с представителями музея, общение начинается с вопроса: «Что вы хотите об этой выставкой рассказать?». Конечно, специалисты любят свои экспонаты, знают о них все и бережно хранят годами, но не всегда задумываются над тем, какой историей с помощью этих вещей можно поделиться с людьми», - пояснила директор биеннале и руководитель благотворительного фонда «ПРО АРТЕ» Елена Коловская. 

К слову, третья Петербургская Биеннале музейного дизайна стала самой аналоговой за всю историю. Мультимедийные технологии использовались в этом году по минимуму и только там, где это было необходимо. Эксперты отмечают, что новая подача информации в музейных пространствах не связана с размещением экранов и тачскиринов, так как посетителя, прежде всего, цепляет концепция и интересно рассказанная история. Благодаря такому подходу удается рассказать доступно факты, известные ранее лишь специалистам. Как это, например, произошло с марками «Романовской серии», информация о которой до этого встречалась лишь в изданиях для филателистов. 

Помимо этих двух проектов дизайнеры поработали еще с четырьмя площадками. В рамках биеннале открылась выставка «100 + 10» в Шереметевском дворце, где к юбилею Музея музыки представили новые экспонаты. В Музее истории фотографии подготовили экспозицию «Линия горизонта». На примере работ художников есть возможность не только увидеть, как работают в стиле концептуального фотоискусства, но и самим составить коллаж. Получить такой опыт можно до 19 декабря. 

В прямом смысле новое звучание молодые дизайнеры «подарили» дому-музею Федора Шаляпина. Все интерьеры там не только поют голосом легендарного артиста, но и разговаривают устами его однофамильцев. Студенты «Школы молодого художника», работавшие над проектом, нашли этих людей в социальных сетях и попросили «озвучить» одну из сохранившихся афиш выступлений певца. Чуть позже, 1 декабря, в залах Большого дворца Петергофа расскажут о грезах основателя Северной столицы. Выставка «Голландский домик. Сны Петра Великого» - это совместная работа отечественных музейщиков с датскими дизайнерами.

Вспомнить, как проходила прошлая биеннале - можно в нашем материале, а увидеть подробный фотоотчет - по ссылке.

 
Фото: Е.Степанов/Город+
Текст: Р.Ильясова/Город+
Поделиться в соцсетях