В этом году шестой по счету фестиваль расширит свою концертную программу. Петербуржцы смогут впервые услышать со сцены современное произведение Naturaleza humana, а также познакомятся с традицией исторического исполнения на валторне и роговых инструментах. Что фестиваль может дать зрителям, а что валторнистам, и для какой музыкальной традиции Петербург стал колыбелью - читайте в материале Города+.
Шестой по счету фестиваль валторнового искусства призван «вернуть» на концертные сцены уникальный инструмент. В рамках события пройдут как мастер-классы для профессионалов, так и три концерта для широкой публики - 18, 20 и 21 ноября. К слову, мелодию валторны дополнят такие инструменты как дудук, труба, флюгельгорн, а также прозвучат и ближайшие «родственники» главного инструмента события - охотничьи рога.
«У валторны и вообще всего рогового оркестра уникальный тембр. Доказано позитивное медицинское влияние вибраций инструментов, так что после концертов люди выходят и чувствуют себя «очищенными». К сожалению, сейчас профессиональных исполнителей на этом инструменте мало: на 72 флейтиста приходится всего два валторниста. В такой ситуации мы можем остаться без части композиций Петра Чайковского или Вольфганга Моцарта, не говоря уже о произведениях, в которых одновременно задействованы до восьми исполнителей на валторне», - рассказал основатель и художественный руководитель Российского рогового оркестра Сергей Поляничко.
Валторновый фестиваль зародился шесть лет назад, когда петербургские музыканты почувствовали, что традиции исполнения на валторне стремительно исчезают. Чтобы переломить ситуацию, профессионалы выезжают в разные города России (за все время около 10), где еще и дают мастер-классы. В прошлом году уроки от зарубежных и отечественных исполнителей посетили более 250 человек. Эта цифра удивила организаторов, которые полагали, что количество участников достигнет максимум сотни. В этом году также будет широкая образовательная программа на базе Духовой академии Дмитрия Воронцова, который является солистом Мариинского театра и выступит на фестивале. Музыкант не понаслышке знает, как трудно освоить искусство игры на валторне.
«В Мариинском сегодня играют 22 валторниста. Однако это на все четыре оркестра театра. Для трех площадок, когда в день по два или три спектакля – этого состава едва хватает. Конечно, на профессиональном уровне овладеть любым из инструментов – сложно. Но валторна - особый случай. Она требует каждодневного внимания: пропустишь одну репетицию сегодня, жди неприятности завтра», - пояснил Воронцов.
По словам профессиональных музыкантов, в полной мере постичь игру на валторне можно только после 20 лет постоянного обучения и совершенствования. Чтобы талантливые люди выбрали эту длинную и трудную дорогу, необходима поддержка и интерес со стороны публики. За это сегодня и борется в Петербурге и по всей стране роговой оркестр России - единственный подобный коллектив в мире. Его дирижер стал инициатором создания фестиваля, а музыканты - активными участниками. С этого года широкую поддержку событию стал оказывать и «Петербург-Концерт» вместе с администрацией города.
«Международный валторновый фестиваль - это уникальная даже для нашего избалованного на события города вещь. Мы целенаправленно занимаемся развитием симфонических оркестров, исполнителей классической музыки. Хочется, чтобы в моду вновь вошло посещение премьер и культурных событий. Тем более такого фестиваля, который стал для города хорошей традицией», - отметил председатель комитета по культуре Константин Сухенко.
Петербург был связан с музыкой валторн еще с XVIII века, когда роговые оркестры сопровождали императоров во время охоты. Никакой художественной ценности эти трубные воззвания не несли. Однако в какой-то момент придворные поняли, что звучание охотничьих рогов обладает своей красотой. Но для этого необходимо было согласовать между собой действия трубящих. Сложность в том, что на одном инструменте можно взять только одну ноту. Постепенно охотничьи рога стали завоевывать уже не леса, а улицы имперской столицы. Так, в 1751 году при дворе появился первый роговой оркестр. Сохранились упоминания о легендарных невских серенадах, во время которых вельможи катались на плотах по рекам и каналам, а разные коллективы играли на духовых. Кстати, эту традицию все того же XVIII века считают вехой в истории зарождения и популяризации туризма в Петербурге.
Вошли эти инструменты и в церемониал государева двора. В Музее музыки (Шереметевский дворец), например, до сих пор хранится единственный комплект уникальных роговых инструментов, изготовленных для коронации Александра III. История гласит, что незадолго до вступления этого монарха на трон мода на такую музыку прошла, и оркестры исчезли. Но поскольку роговой коллектив был вписан в протокол коронации, то кинулись искать музыкантов и духовые. Тогда же изготовили специальный комплект инструментов и собрали Императорский Егерский хор из 300 человек.
«Просуществовал коллектив недолго, его содержание было экономически невыгодным. Но несмотря на хитросплетения истории, у нас не должно быть привычки терять, иначе что останется нашим потомкам через сто лет? И если в какой-то исторический период хорошая традиция исчезает, то справедливо было бы восстановить ее. Тем более, что искусство игры на охотничьих рогах так и не распространилось за пределами России, поэтому остается визитной карточкой Петербурга», - рассказал Сергей Поляничко.
Услышать уникальное звучание валторны, охотничьих рогов и других духовых инструментов можно на трех концертах хорнфеста. Начнется программа в атмосферном месте – в обгоревших стенах восстанавливаемой сейчас Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны 18 ноября. В 19:00 на сцену Аннекирхе выйдут музыканты рогового оркестра России. Здесь можно будет услышать, как сочетаются русские духовые с исполнением на армянского дудуке.
Через день, 20 ноября, с 20:00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича примет центральное событие фестиваля – концерт «Волшебный звук валторны». Именно здесь выступят приглашенные гости - швейцарец Оливье Дарбелле и испанец Хавьера Боне. Если игру первого петербуржцы смогут оценить впервые, то второй уже посещал Северную столицу с выступлениями, однако в этот раз он привез уникальное произведение. Премьерой для Петербурга станет Naturaleza humana (в переводе «Сущность человеческой природы») в исполнении Боне. Этот концерт для валторны написал его соотечественник Хуан Коломера, который также создает саундтреки к голливудским фильмам. Как отмечают специалисты, данную композицию в мире может исполнить только испанец, так как уникальные технические и ритмические рисунки способен выполнить лишь человек с его талантом. Прозвучат в этот вечер и другие сложные произведения для валторны — сочинения Рихарда Штрауса, Рейнгольда Глиэра, и Александра Гедике. Поддержит исполнителей и симфонический оркестр Петербурга.
В заключительном концерте 21 ноября, который состоится в Духовой академии Воронцова, прозвучат популярные композиции отечественных и европейских композиторов. Среди них будут сочинения Иоганна Баха, Людвига ван Бетховена, Петра Чайковского, Джулио Каччини, Джоаккино Россини и Мориса Равеля.
Фото: Е.Степанов/Город+; официальная группа Вконтакте Международного фестиваля валторнистов/vk.com/hornfestТекст: Р.Ильясова/Город+