Кирилл Соколов и Михаил Бородин: Российскому кино нужны смелость и новаторство

13:32 ср, 24 октября, 2018

Город+ продолжает знакомить читателей с участниками Открытого лектория «Культура 2.0», который пройдет в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. В преддверии дискуссии о влиянии новых авторов на современное кино мы поговорили с обладателями наград Каннского фестиваля, режиссерами Кириллом Соколовым и Михаилом Бородиным о том, как начинающему кинематографисту стать успешным и какие фильмы стоит снимать.


- Как молодые режиссеры попадают в индустрию кино?  

К.: - Истории у всех разные. Кому-то изначально близка эта сфера: растет в актерской семье, целенаправленно получает соответствующее образование. Некоторые переходят из смежной области – реклама или создание клипов. А кто-то, будучи большим любителем кино, с друзьями снимает короткометражки, чисто для удовольствия. И уже потом развлечение перерастает во что-то более серьезное.   

М.: - По моим наблюдениям, самый классический путь – это киношкола или вуз, где ты начинаешь снимать фильмы еще в процессе учебы. Кто-то действительно переходит из других сфер. Третий распространенный способ – это заявить о себе через YouTube. Если ты набираешь много просмотров, тебе могут поступить предложения поработать в большом формате.

- Кинофестиваль может стать площадкой для карьерного роста режиссера?

К.: - В 99% случаев начинающему режиссеру никто не даст сразу снять полный метр. Поэтому показ короткометражного кино на фестивале – это пропуск в индустрию. Во-первых, там их смотрят продюсеры и сразу понимают, что и как ты умеешь делать. Во-вторых, фестивальный успех помогает в построении имиджа. Короткометражки – это возможность оттачивать свое мастерство, в том числе сценарное. К сожалению, именно это направление у нас в сфере страдает. Поэтому, если ты заявил о себе на фестивале еще и как автор, мне кажется, тебя начинают воспринимать как полноценную творческую единицу. 

М.: - Кинофестивали – это самая важная и яркая площадка для встречи продюсера и режиссера. Потому что именно там собираются профессионалы, которые ищут перспективных авторов. Если даже фильм не побеждает, его видит огромное количество людей из киноиндустрии. Так достойные работы привлекают к себе внимание.

На фото: Кирилл Соколов.

- Получается, режиссеру стоит заявлять о себе через авторское, фестивального кино, а не браться сразу за коммерческие проекты с перспективой проката?

К.: - Надо стараться делать такое кино, которое сам любишь и смотришь. Думаю, только так может получиться что-то стоящее. По моим наблюдениям, все крупные продюсеры сейчас делают проекты двух типов: зрительские фильмы для проката и авторские, имиджевые истории. Первые приносят деньги, а вторые формируют статус и становятся визитной карточкой. Один и тот же продюсер может выпускать большой коммерческий проект и в то же время готовить фестивальные фильмы. Есть редкие авторы, которым удается все это совмещать, как Андрею Звягинцеву, например. Несмотря на то, что основной запрос сейчас поступает именно на зрительское кино, готовой формулы здесь нет. Мы не знаем, что на 100% привлечет аудиторию. Поэтому главное для автора – не формат и жанр, а максимальная честность перед самим собой и зрителями.

М.: - Сама программа фестивалей не всегда ориентирована на авторское кино. Например, короткометражный конкурс «Кинотавра» последние несколько лет ориентируется на жанровую основу. Зал реагирует именно на такой формат. Например, ни один фестиваль не обходится без комедий, именно они часто берут призы. Давайте посмотрим на фестиваль «Короче» в Калининграде – он практически весь жанровый, и побеждают на нем всегда жанровые истории.

- Что необходимо для того, чтобы молодой режиссер смог реализовать свой кинопроект?

К.: - Конечно, нужен продюсер, потому что своими силами полный метр не выпустить. А чтобы найти продюсера, нужен хороший сценарий. Даже без фестивальных успехов наличие сценария может привлечь к вам внимание. Ярких историй мало, за ними все гоняются. У меня, например, все развернулось именно от истории. Но есть случаи, когда режиссер побеждает, допустим, на «Кинотавре», и к нему сразу повышенный интерес.

М.: - Да, обязательно должен быть костяк из сценариста, оператора и продюсера. Последний играет очень важную роль. Потому что на первых парах режиссеру сложно удержать в голове все организационные и творческие вопросы. При самостоятельном продюсировании есть большой риск что-то упустить, подобрать не тех актеров.

- Что молодые отечественные авторы фильмов привносят сегодня в индустрию?

К.: - Я очень надеюсь, что какой-то тренд появится. Было такое известное явление, как французская новая волна. Была революция в южнокорейском кинематографе в начале нулевых, которая задала тон на десятилетие вперед. В обоих случаях одновременно появлялись смелые, самостоятельные авторы. И, поверьте, достаточно человек пяти. У нас главная проблема, на мой взгляд, – самоцензура. Причем я даже не говорю про какие-то политические высказывания. Это банальная неготовность к более резкому диалогу со зрителем, страх его чрезмерно напугать, насмешить, спровоцировать. Неготовность к раскрытию личных тем или переосмыслению поп-культуры. Чтобы кино получилось ярким, нужна гораздо большая смелость в работе с материалом, темой, формой.

На фото: Михаил Бородин.

М.: - У меня складывается ощущение, как будто все переснимают то, что уже видели. То есть нет смелых, авторских высказываний. Последним, что я видел из новаторского, был «Хардкор» Ильи Найшуллера. Хотя его и нельзя назвать полностью русским проектом. «Теснота» Кантемира Балагова выделяется, но в мировом контексте нового она не рассказывает. Я довольно много смотрю русских фильмов, но ничего, что открывало бы горизонты в кинематографе, я пока не заметил.

- Киноиндустрия в России предоставляет возможности новым режиссерам?

К.: - Конечно. Например, насколько я понял, все выпускники мастерской Александра Сокурова снимают по полнометражной картине. Сокуров дает им большую возможность, и это невероятно круто. Многое зависит и от продюсера, с которым вы будете работать: есть те, кто ориентируется на Министерство культуры, а есть те, кто работают с частными инвесторами. Поэтому на «Фонде кино» поддержка точно не заканчивается. Но и это не все. С современными технологиями полный метр можно снять и за 200-300 тысяч рублей.

М.: - У нас есть коммерческая поддержка жанрового формата. «Фонд кино» ориентирован на то, чтобы картины зарабатывали деньги в прокате. Министерство культуры ежегодно выдает средства на дебюты. Но, при этом, пробиться с авторским высказыванием, на мой взгляд, сложно. Потому что экспериментальные работы не могут гарантировать коммерческий успех. Соответственно, продюсеры на такой риск не идут. А работать не только с российскими, но и с европейскими фондами могут только единицы.

Фото: instagram.com, facebook.com.

Текст: Город+. 

Поделиться в соцсетях