«Хранить вечно»: как эвакуировали экспонаты Петергофа в 1941 году

16:09 вт, 25 сентября, 2018
Теги
Город

В Центральном выставочном зале Манеж стартовалмузейно-театральный проект Хранить вечно ,посвященный 100-летию создания пригородных музеев в бывших царских резиденциях - в Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе.В музее-заповеднике Петергоф рассказали, какего сотрудники в годы войны защищали экспонаты.День 22 июня 1941 года стал трагической датой в истории Петергофских дворцов-музеев и парков. Великая Отечественная война прошла огнем и мечом по их территории, нанеся катастрофический ущерб дворцам, паркам, фонтанам и музейным коллекциям этого всемирно известного дворцово-паркового комплекса. Фактически, эта дата стала переломной в истории пригородной резиденции, четко разделив её на две части до разрушения и после восстановления.


Сразу же после объявления Германией войны Советскому Союзу в Петергофе начались работы по подготовке к эвакуации музейного имущества. О начале эвакуации подробно написал в своем отчете заместитель директора Петергофских дворцов-музеев и парков по научной части Анатолий Владимирович Шеманский: В ночь с 22 на 23 июня было начато составление списков на вещи, эвакуируемые в первую очередь. Списки составлялись в четырех экземплярах, один из которых вкладывался в ящик, а остальные три сдавались в спецчасть и позже пошли: один Горьковскому коммунальному музею, один в дела спецчасти и один в дела Музейного отдела для проверки по инвентарям и картотеке. Утром 23-го июня ящики были развезены из спецкамеры по музеям и начата упаковка вещей .

О том, как проходила упаковка музейных вещей в Петергофе, оставил свои воспоминания бывший директор Петергофских и Ораниенбаумских дворцов-музеев и парков Мартин Михайлович Ребанэ, который занимал должность с 29 июня по 5 декабря 1941 года. По его словам, каждый предмет завертывался в бумагу или полотно (иной еще и в вату, в отдельную коробку или в войлок). На обвертке или коробке наносился шифр предмета, а в описях отмечалось, в какой ящик предмет уложен. Некоторые предметы, которые неудобно было укладывать, приходилось демонтировать и упаковывать по частям . В результате отлаженной работы всего коллектива музея удалось очень быстро подготовить первую очередь эвакуации, состоявшую из 38 ящиков с 1695 музейными предметами.

29 июня 1941 г. железнодорожный вагон с музейными предметами первой очереди, сопровождаемый хранителем Большого дворца Ф.А. Лосевым, отправился из Петергофа по Октябрьской железной дороге в Горький, а 4 июля ценнейший груз прибыл к месту назначения. В Горьком музейные ценности были помещены в городской Коммунальный музей, находившийся в бывшей Строгановской церкви. К сожалению, можно было вывезти лишь небольшую часть музейных коллекций, ввиду дефицита подвижного состава, который в основном использовался для военных нужд. Об этом впоследствии рассказывал бывший директор музея М.М. Ребанэ: Петергофским дворцам было предоставлено лишь только десять (хотя и пульмановских) вагонов и столько же платформ. Для эвакуации петергофских ценностей этого было явно недостаточно. Поэтому перед научным коллективом музея стояла довольно сложная проблема, что эвакуировать и что оставлять и спрятать на месте .

В связи с этим многие музейные предметы и часть скульптуры пришлось оставить на месте, спрятав их в подвалах дворцов или в земле на территории парков. Для этого главным инженером музея А.М. Архиповым был придуман специальный метод укрытия скульптуры в земле: Для захоронения каждой статуи были вырыты нужных размеров ямы. Дно и стены этих ям были облицованы хорошо утрамбованной глиной, чтобы ограничить приток в яму воды. Затем на дно ямы насыпался довольно толстый слой сухого песка, и на него положен ящик со скульптурной фигурой. Каждая же фигура в ящик укладывалась в тщательно выдолбленные в поперечинах пазы , чтобы она устойчиво лежала в ложе и вокруг нее было достаточное воздушное пространство. Заколоченный ящик сверху и с боков засыпался песком, поверх которого настилался и утрамбовывался слой глины. Только после того, как вокруг ящика со скульптурой была создана такая своего рода капсула, яма засыпалась землей и покрывалась дерном или засевалась .

Всего за период с июля по сентябрь 1941-го года из Петергофа в эвакуацию были отправлены пять партий музейных предметов в разные города. Из них в Горький6 и 14 июля по железной дороге были вывезены 3273 музейных экспоната, в Сарапул 22 и 28 августа по железной дороге 7640 предметов и в Ленинград 13 сентября на гужевом и автомобильном транспорте 324 экспоната (размещены в Исаакиевском соборе). В целом, из Петергофских дворцов-музеев были вывезены и спасены 12932 предмета, в том числе 8632 музейных экспоната, 1800 книг и 1500 фотографий.

На момент ухода Дирекции Петергофских дворцов-музеев, к 20 часам 22 сентября 1941 года, пришлось оставить в музейных зданиях 46914 предметов, в том числе 34214 экспоната, 11700 книг и 1000 фотографий и негативов. На территории Нижнего парка и Верхнего сада Петергофа были спрятаны в земле 83 скульптуры, а также оставлены на месте 18 скульптур, в том числе 7 мраморных и 11 бронзовых. Наиболее крупной потерей стало оставление знаменитой фонтанной скульптуры Самсон , которую из-за больших габаритов и веса было сложно демонтировать и вывезти. По свидетельству директора музея М.М. Ребанэ, она была завернута в брезент, закрыта щитами и закамуфлирована.

23 сентября 1941 года немецкие войска захватили Новый Петергоф, и части советской 8-й армии были вынуждены отступить в западную часть города Старый Петергоф, где заняли оборону. В ходе тяжелого боя за город сгорел Большой дворец. Линия фронта пролегла по западной границе Нижнего парка, возле Гранильной фабрики, и оставалась неизменной вплоть до января 1944 года.

После освобождения Петергофа от немецких захватчиков 19 января 1944 г. взору музейных сотрудников представилась картина тяжелейших разрушений дворцов, фонтанов и парков. Все музейные вещи, оставленные в зданиях, были похищены оккупантами. В то же время, музейные предметы Петергофа, вывезенные в тыл и хранившиеся в Сарапуле и Новосибирске, благополучно пережили всю Великую Отечественную войну и в 1944-1945 годах вернулись из эвакуации. Спасение части музейных ценностей петергофских дворцов стало поистине настоящим подвигом музейных работников и обеспечило послевоенное возрождение ансамбля.

На фото: 1. Директор Петергофских и Ораниенбаумских дворцов-музеев и парков М.М. Ребанэ. 2. Заместитель директора Петергофских дворцов-музеев и парков по научной работе А.В. Шеманский. 3. Научные сотрудники Сладкевич В.И., Улитина З.В., Удаленков Н.П., Меерович С.С. в Танцевальном зале Большого дворца во время подготовки к эвакуации_1941 г.

Автор:доктор исторических наук, заведующий отделом музейных исследований ГМЗ Петергоф Петров П.В.

Фото предоставленоГМЗ Петергоф .

Поделиться в соцсетях